Технология оптимизации памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важной основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

Работа содержит 1 файл

Виды и механизмы памяти.docx

— 60.38 Кб (Скачать)

Эффект  реминисценции. Это - улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 - 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

Известный исследователь  расстройств памяти Т.Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий - временных потерь памяти, отмечает две закономерности:

= память человека  связана с личностью, причем  таким образом, что патологические  изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

= память человека  теряется и восстанавливается  по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Динамика забывания  не носит прямолинейный характер. Запомнив что-то, человек за первые восемь часов забывает столько же, сколько за последующие тридцать дней.

Закон мотивированного забывания по Фрейду гласит, что человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Между точностью  воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь. Человек может  объективно правильно воспроизводить события, но не сознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.

Плохая память человека может быть скорее связана  с трудностями припоминания, чем  запоминания как такового. Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает гипноз. Под его  влиянием человек неожиданно может  припомнить давно забытые события  далекого детства, впечатления о  которых, казалось бы, навсегда утрачены.

Процессы запоминания  и воспроизведения информации несовместимы и противоположно направлены. Можно  утверждать, что обширный поток новой  информации препятствует припоминанию, в то время, как воспроизведение  даже большого объема сведений значительно  меньше влияет на процесс восприятия. Так, в состоянии информационного  вакуума человек ощущает некоторое  прояснение памяти, да и ума в  целом.

2. Методика тренировки  и развития памяти

Люди в процессе своей как профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни  часто сталкиваются плохой памятью  своих коллег, знакомых, родственников. Точнее, речь идет не столько о плохой памяти, сколько о памяти неразвитой, нетренированной. Кто не слышал (а  то и не использовал сам) подобные крылатые выражения: «В одно ухо влетело - в другое вылетело», «смотришь в  книгу - видишь…» - ну, в общем, ничего, во всяком случае, ничего из того, что  в этой книге написано.

Проведенное в  процессе подготовки данной работы экспресс-тестирование показало, что обычно хуже всего  обстоит дело с восприятием и  запоминанием печатного текста, а  это - прямая причина возможных серьезных проблем не только в быту, но и главным образом в профессиональной деятельности, зачастую связанной с необходимостью восприятия и использования больших объемов текстовой информации.

2.1 Экспресс-исследование  развития памяти 

Как уже отмечалось выше, хорошая память редко дается от рождения, чаще она - результат упорных  занятий и тренировок. Однако в  профессиональные училища (которые  в наше время принято более  благозвучно именовать колледжами или техническими лицеями) приходят обычно как раз недостаточно тренированные  в этом отношении молодые люди (потому и приходят, что не проявили достаточных способностей или усердия  для поступления в высшее учебное  заведение). И в этом случае работа над развитием памяти студентов  может стать для них побудительным  толчком, стартовой площадкой для  дальнейшего систематического образования, профессиональной карьеры. Потому в  следующем разделе данной работы будут приведены конкретные приемы, направленные на развитие навыков восприятия и рационального запоминания  информации, представленной в текстовой  форме.

В процессе подготовки настоящей работы было проведено  экспресс-тестирование студентов I курса  Кемеровского архитектурно-строительного  техникума по специальности «Дорожное  строительство».

Студентам было предложено проверить свою память по методике, предложенной В.Вормсбехером и Д.Кабиным. В результате случайной выборки 5 человек (из 2 групп), получено:

= Воспроизведение  текста, воспринятого на слух составило от 50 до 70% (соответственно 50, 70, 70, 80,70). Это демонстрирует достаточно хорошее развитие слуховой памяти.

= Воспроизведение  зрительно воспринятого текста - разброс от 25 до 80% (соответственно 50, 25, 35, 80,80). Можно предположить, что  у студентов, показавших наиболее  низкие результаты, даже после  9 лет обучения в общеобразовательной  школе, существуют проблемы с  распознаванием текста, проще говоря - не развиты навыки чтения.

= Зрительное  восприятие текста в сочетании  с пространственным расположением  - от 45 до 100% (45, 10, 90,100, 100).

= Логическое  восприятие текста - от 0 до 12%. Следует  отметить, что этот пункт тестирования  с первого раза «не одолел»  ни один - материал, предлагаемый  для школьников старших классов,  студенты I курса просто не поняли, - половина употребленных в нем понятий была им либо не знакома, либо очень мало знакома. Для повторного проведения этого пункта исследования пришлось моделировать другой текст, лексически более адаптированный.

В результате был  выявлен достаточно большой разброс - от 80-100%% использования возможностей различных видов памяти - до крайне низких пределов. Из этого следует  неизбежный вывод - современные студенты средних специальных учебных  заведений крайне нуждаются в  квалифицированной помощи по развитию вербальной и символьной памяти.

2.2 Рациональные приемы  запоминания

Быстрое и рациональное восприятие текста требует развития внимания, умения сосредоточиваться  при чтении, но обсуждение данных вопросов не входит в круг стоящих перед  нами в данный момент задач. Мы будем  говорить о развитии памяти и рациональных приемах запоминания и припоминания.

Еще раз повторим, что память -- способность сохранять и воспроизводить в сознании в нужный момент ранее заложенную информацию. Она является базой всех наших знаний. Память поэтапно складывается из трех процессов: восприятия, запоминания и припоминания.

Восприятие -- это непосредственное чувственное отражение действительности, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Качество восприятия зависит от внимания. Вниманием обусловлен и объем воспринимаемой информации и характер восприятия. Нас в данном случае интересует прежде всего восприятие графической и текстовой информации. Успех здесь зависит от многих причин и обстоятельств (внимание, обстановка, освещение, шрифт и др.). Но есть три главных принципа восприятия, от которых зависит успех запоминания:

= всестороннее  использование органов чувств;

= выраженный  интерес к данной информации;

= разделение  существенного и несущественного.

Информация запоминается лучше, если читатель не только видит, но и образно представляет ее, с  эмоциональным подъемом прочитывает  текст, когда создается определенный положительный эмоциональный настрой. Нужно убедить себя в том, что  данная информация необходима и ее обязательно следует запомнить. Нужно довести себя до такого состояния, чтобы формулу: «Ты должен!» заменить формулой: «Я хочу!».

Наконец, нужно  научиться различать в тексте главную информацию и видеть второстепенную. Кстати, для оптимизации процесса запоминания и во внешней обстановке должны быть созданы оптимальные  условия для умственной работы.

Запоминание -- откладывание и закрепление информации в памяти. Не все, что воспринимают органы чувств, осознается человеком. Большая часть атакующей нас ежедневно и повсеместно информации тут же исчезает, забывается. Она не фиксируется, не обрабатывается и не запоминается.

Полученная при  чтении информация закрепляется в памяти различными приемами. Остановимся на некоторых наиболее распространенных.

1. Многократное  повторение. При чтении это механическое  перечитывание текста с целью полного или частичного заучивания его наизусть. В школе это, к сожалению, самый распространенный метод, Недаром бытует термин: «Выучи!». Этот, на первый взгляд, самый легкий метод запоминания является и самым нерациональным и неэффективным. Мы не отрицаем повторение как метод запоминания, но оно должно быть осмысленным, и каждый раз надо менять формы повторения.

Хороший результат  дает целенаправленное четырехразовое «чтение» трудного текста по формуле  ОВОД. Она получила свое название по начальным буквам:

О - основные мысли; текст читается с целью уяснения основных мыслей в их взаимосвязи, при этом рекомендуется подчеркивать или выписывать основные мысли;

В - внимательное чтение; вторичное чтение с целью сосредоточения внимания на деталях, подробностях и установления их связи с основными мыслями;

О - обзор; это просмотр текста в обратном порядке с целью уточнения смысловых связей, своего рода «обозрение» прочитанного;

Д - доводка; окончательная смысловая обработка информации, выделение и повторение в уме главных мыслей; пересказ содержания; суждения по тексту; оценка высказанных мыслей; краткая запись основных выводов, не заглядывая в текст.

2. Большое значение  при запоминании имеет эмоциональное  возбуждение (повышенный интерес,  радость познания и др.). Особенно  это замечается при чтении художественной литературы. В научном или публицистическом тексте такая функция выполняется строгой логичностью и стилем изложения, новизной мысли, иллюстрациями, графическими изображениями и др.

3. Логическая  обработка информации. Мыслительная  активность читателя - один из  важнейших факторов закрепления  и запоминания на длительное  время полученной информация. Наиболее эффективные приемы смысловой обработки информации следующие:

а) простое продумывание прочитанного сразу после прочтения, лучше с закрытыми глазами; важность этого приема подтверждается тем  фактом, что в первые секунды после прочтения теряется до 80 процентов только что воспринятой информации, если она сразу же не закрепляется мыслительной активностью;

б) деление текста на главные смысловые группы; эта  операция выполняется после прочтения  всего текста, всей части, главы;

в) сортировка информации на главную и второстепенную, выделение  того, что надо взять «на вооружение»; умение видеть «красную нить» повествования;

г) выделение  аргументации, примеров, фактов и оценка их;

д) оценочные мыслительные операции -- суждения о прочитанном, определение своей позиции (согласие или несогласие с автором), дискуссии по прочитанному с товарищами, устное изложение основного содержания прочитанной книги или статьи со своей оценкой;

ж) конспектирование - изложение в письменной форме результатов вышеизложенной устной и мыслительной обработки информации.

4. Ассоциативные  связи. Это такие связи, когда  одно представление, появившееся  в сознании, вызывает в памяти  другое. Информация запоминается  лучше, если она связывается  с теми представлениями, мыслями,  которые были восприняты ранее  и стали уже жизненным опытом. Ассоциативные связи появляются  в результате сопоставления по  внешнему сходству или по противоположности,  по каким-либо случайным сравнениям (запаху, форме, цвету, по повадкам, особому значению и др.).

Следует научиться полнее осмысливать образную речь в тексте. Это поможет быстрее и полнее усвоить информацию.

В установлении ассоциативных связей важную роль играют структурные особенности текста. Детали запоминаются легче в предложении, чем простым перечислением. Как, например, запомнить цвета радуги в том порядке, как они действительно расположены?

Можно просто выучить: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. На это потребуется много времени, многократное повторение. Легче они запоминаются в предложении

Каждый  Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

А если это выражение  еще зарифмовано, то оно тем легче  запоминается:

Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь.

Иногда для  запоминания пользуются так называемыми  ассоциативными словами. С их помощью  легко запоминается все то, что не имеет логической связи - разрозненные факты, имена, цифры.

Информация о работе Технология оптимизации памяти