Компьютерные технологии

Автор: Наталия Димофеевна, 08 Декабря 2010 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров – одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.

Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.

Содержание

Вступление 3

1.К истории возникновения проблемы компьютеризации учебного 4
процесса

2.Современное состояние практической компьютеризации процесса
обучения. 4
3.Методы организации обучения с применением персонального
компьютера. 5

4.ПК как средство обучения. 6
5.Обучение на расстоянии - что это такое? 8
6.Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы. 9
7.Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного
обучения. 11

8.Опыт использования компьютерный технологий для обучения
информатике незрячих детей. 12

9.Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем. 13
10.Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении. 14
Заключение 16

Работа содержит 1 файл

компьютерные технологии.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

С

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                    Стр.

    Вступление           3

  1. К истории возникновения проблемы компьютеризации  учебного   4

         процесса

  1. Современное состояние практической компьютеризации  процесса

         обучения.           4

  1. Методы организации  обучения с применением персонального

       компьютера.          5

  1. ПК как средство обучения.        6
  2. Обучение на расстоянии - что это такое?      8
  3. Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы.   9
  4. Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного 

       обучения.           11

  1. Опыт использования компьютерный технологий для  обучения

       информатике незрячих детей.        12

  1. Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем.  13
  1. Специфика психологического восприятия студентами  компьютерных  технологий в обучении.         14

    Заключение           16

ВСТУПЛЕНИЕ.

    Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира.  Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации,  превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной.  Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и  компьютеризации образования (Международная академия информатизации образования [Москва] и созданный на базе ее иностранных отделений Всемирный распределенный университет, и т.д.).

     Такой факт, как появление специализированных  периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях.

     Современная наука концентрирует внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей  компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия  стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует.

     Обоснование безотлагательной необходимости  внедрения компьютерной и микропроцессорной  техники в школьную практику  содержит два основных, тесно  связанных между собой  слагаемых.  Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров – одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.

     Поэтому изучение и использование  компьютерной техники в учебном  процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.  
 
 

    1. К истории возникновения  проблемы компьютеризации

    учебного  процесса.

 

    К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией  начинает определять политический и  хозяйственный статус государств. А  для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому  на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете,  определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке.  Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера,  т.е. в последние два десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах - философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме компьютеризации образования повышенную актуальность,  выводит ее на первое место в группе первоочередных задач современной педагогики.

      Комплексная информатизация школ и вузов ориентируется теперь на формирование  и развитие интеллектуального потенциала науки, совершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения, использование в педагогической работе  современных информационных технологий.

  1. Современное состояние практической компьютеризации

    процесса  обучения.

 

   Определить  состояние дел в той или  иной сфере деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как  компьютеризация,  есть один легко  учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими словами - наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной жизни.

     С развитием технологии для обучения с использованием технических средств стало достаточным наличие только компьютера. Функции, которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, кинопроектор, диапроектор и др., с успехом взял на себя компьютер. Причем качество передачи, хранения, отображения информации значительно повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей информации в цифровые стандарты как приоритетную.

        Уже сейчас компьютерная грамотность  является важным показателем  культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы участке он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение пользованию компьютером в ближайшее время должно стать всеобщим.

3. Методы организации  обучения

с применением персонального  компьютера.

 

   В практике обучения могут применяться  четыре основных метода обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • проблемный
  • исследовательский

   Учитывая, что первый метод не предусматривает  наличия обратной связи между  учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК бессмысленно.

   Репродуктивный  метод обучения с применением  средств вычислительной техники  предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и  организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.

   Проблемный  метод обучения использует возможности  ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

   Исследовательский метод обучения с применением  ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо  наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

   Компьютерные  модели имеют ряд серьезных преимуществ  перед моделями других видов в  силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальном мире.

Общие принципы организации обучения с применением ПК.

 

   Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на следующих  общих принципах и выводах  по ним:

    Общие принципы Выводы
    Активное  участие обучающегося в учебном  процессе Максимально содействовать  активизации обучающегося
    Постоянное  проведение личного анализа ситуации обучающимися в процессе обучения Избегать использования  стандартных схем анализа, менять задачи и ситуации на различных стадиях  обучения
    Наличие сигналов обратной связи в учебном  процессе Сообщать обучающемуся о результатах его действий в  каждой конкретной ситуации
    Наличие быстрой обратной связи в учебном  процессе Обеспечивать  по возможности мгновенную обратную связь
    Отказ от поведения, не дающего положительного результата Подавлять нежелательные варианты действия, не подтверждая их.
    Постоянное  повторение пройденного материала. Практиковать  и подтверждать способы действий, даже если они уже были продемонстрированы однажды.
    Индивидуализация  количества и последовательности подтверждений  действий в процессе обучения. Подбирать способы  подтверждения индивидуально.
    Учет  индивидуальных особенностей обучающегося к восприятию внешних условий  в зависимости от его состояний  и настроения. Применять приведенные  выше принципы не жестко и однозначно, а гибко.

4. ПК как средство  обучения.

 

   Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и  ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в  учебном процессе показали, что использование  вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить  создание и постановку новых курсов.

    ПК  является мощным средством для обработки  информации, представляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков и т.  п. Главной особенностью ПК как инструмента  является возможность его настройки (программирования) на выполнение различного рода работ, связанных с получением и переработки информации.

Информация о работе Компьютерные технологии