Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:42, контрольная работа
Описание работы
Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важной основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
Большое значение
имеет контекст, в котором происходит
воспоминание: ваши старые вещи, книги,
дом, где вы жили в детстве, как
бы оживляют связанные с ними впечатления.
Интересен и так называемый эффект
Зейгарник: человек гораздо лучше
запоминает действия незавершенные, ситуации,
не получившие естественного разрешения.
Если мы не смогли (или нам помешали)
что-то доесть, допить, кого-то «долюбить»,
если мы были близки к цели, но не добились
желаемого, то мы запоминаем это надолго,
а завершенное забывается очень легко.
Эта особенность памяти обусловлена тем,
что незавершенное действие - источник
сильных отрицательных эмоций, которые
в принципе во много раз мощнее по силе
воздействия, чем положительные. Поэтому
люди очень хорошо помнят неудачную любовь,
болезни, несчастье, то, как они сидели
в окопе или в тюрьме, страдали, мучились
и т. п., и сохраняют достаточно расплывчатое
воспоминание о «естественном» течении
жизни.
Факторы
забывания.
Большинство проблем с памятью связаны
не с трудностями запоминания, а скорее
- припоминания. Некоторые данные современной
науки позволяют утверждать, что информация
в здоровом мозге хранится неопределенно
долго, но большей ее частью человек (в
обычных для себя условиях) не может воспользоваться.
Она ему практически недоступна, он ее
«забыл», хотя и справедливо утверждает,
что когда-то об этом «знал», читал, слышал,
но... это и есть забывание, временное ситуационное,
внезапное, полное или частичное, избирательное
и т.п., то есть процесс, приводящий к утрате
четкости и уменьшению объема могущих
быть актуализированных в психике данных.
Глубина забывания бывает поразительной,
иногда «забывшие» отрицают сам факт своего
знакомства с тем, что им надо вспомнить,
не узнают то, с чем неоднократно сталкивались.
Забывание может
быть обусловлено различными факторами.
Первый и самый очевидный из них - время.
Менее часа требуется, чтобы забыть половину
механически заученного материала. Казалось
бы, очевидная зависимость: чем большее
время нахождения информации в психике,
тем глубже забывание. Но для психики характерны
парадоксальные явления: пожилые люди
(возраст - это временная характеристика)
легко вспоминают о давно прошедшем, но
столь же легко забывают только что услышанное.
Этот феномен называется «законом Рябо»,
законом обратного хода памяти. Вторым
фактором забывания обычно считают активное
использование имеющейся информации,
Забывается то, в чем нет постоянной потребности
или необходимости. Это справедливо более
всего по отношению к семантической памяти
на информацию, полученную в зрелом возрасте.
Впечатления детства, двигательные навыки
(езда на велосипеде, игра на гитаре, умение
плавать) остаются достаточно устойчивыми
в течение десятилетий, без каких-либо
упражнений. Известен, впрочем, случай,
когда человек, просидевший в тюрьме около
трех лет, разучился завязывать не только
галстук, но и шнурки на ботинках.
Забывание может
быть обусловлено работой защитных
механизмов нашей психики, которые
вытесняют из сознания в подсознание
травмирующие нас впечатления, где
они затем более или менее
надежно удерживаются. Следовательно,
«забывается» то, что нарушает психологическое
равновесие, вызывает постоянное негативное
напряжение («мотивированное забывание»).
Память - одна из
самых уязвимых способностей человека,
ее многообразные нарушения весьма
распространены, хотя большинство людей
их у себя не замечают, или замечают
слишком поздно. Типичные расстройства
памяти наглядно демонстрируют ее зависимость
от всего комплекса личностных особенностей
человека, а их анализ позволяет лучше
понять память именно как психологический
феномен.
Нарушение
памяти
Индивидуальные параметры человеческой
памяти отличаются очень большим диапазоном,
поэтому понятие «нормальная память»
достаточно расплывчато. Например, ваши
воспоминания вдруг становятся живее
и резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся
самые мелкие подробности, вы и не подозревали,
что все это «помните». В этом случае говорят
о гиперфункции памяти, которая связана
обычно с сильным возбуждением, лихорадочным
волнением, приемом некоторых наркотиков
или гипнотическим воздействием. Нарушение
эмоционального равновесия, чувства неуверенности
и тревожности задают тематическую направленность
гиперфункции памяти, которая принимает
в этих случаях форму навязчивых воспоминаний.
Мы непреодолимо вспоминаем (в самой яркой
образной форме) свои крайне неприятные
или позорные поступки. Изгнать подобные
воспоминания практически невозможно:
они возвращаются вновь и вновь, вызывая
у нас чувство стыда и раскаяния («память
совести»).
Гораздо чаще встречается
ослабление функций памяти, частичная
утрата способности сохранять или
воспроизводить имеющуюся информацию.
К самым ранним проявлениям ухудшения
памяти относится ослабление избирательной
репродукции, затруднения в воспроизводстве
необходимого в данный момент материала
(дат, имен, названий, терминов и т.п.).
Затем ослабление памяти может принять
форму прогрессирующей амнезии.
Ее причины: алкоголизм, травмы, склероз,
возрастные и негативные личностные
изменения, некоторые заболевания.
При амнезии
вначале утрачиваются способности
запоминать новую информацию, а затем
последовательно сокращаются информационные
запасы памяти. В первую очередь
забывается то, что было усвоено
совсем недавно, то есть новые данные
и новые ассоциации, затем утрачиваются
воспоминания о последних годах
жизни. Зафиксированные в памяти
события детства, юности сохраняются
гораздо дольше. Быстрее люди утрачивают
память, связанную с правилами
сложных мыслительных действий, комплексных
оценок, устойчивее всего манера держаться,
походка и т. п.
Интересны факты
обманов памяти, имеющих обычно форму
крайне односторонней избирательности
воспоминаний, ложных воспоминаний (конфибуляции)
и искажений памяти. Обусловлены они обычно
сильными желаниями, неудовлетворенными
потребностями и влечениями Простейший
случай: ребенку дают конфету, он ее быстро
съедает, а затем «забывает» об этом и
совершенно искренне доказывает, что он
ничего не получал. Переубедить его (как
и многих взрослых) в подобных случаях
практически не удается. Память легко
становится рабой человеческих страстей,
предубеждений и влечений. Именно поэтому
непредвзятые, объективные воспоминания
о прошлом - большая редкость. Искажения
памяти часто связаны с ослаблением способности
различать свое и чужое, то, что человек
переживал в действительности, и то, о
чем он слышал или читал. При многократном
повторении таких воспоминаний происходит
их полная персонификация, то есть человек
совершенно естественно и органично считает
своими чужие мысли, идеи, которые он иногда
сам и отвергал, вспоминает о деталях событий,
в которых никогда не участвовал. Это показывает,
насколько память тесно связана с воображением,
фантазией, и с тем, что иногда называют
психологической реальностью.
Связь эмоциональной
и мотивационной структур психики
с характером запоминания и воспроизведения
подтвердили последние данные нейрофизиологических
исследований. Оказалось, что большую
роль в закреплении информации играют
те же подкорковые области (прежде всего
лимбическая система), которые ответственны
за аффективную и мотивационную активацию
психики. В целом же проблема локализации
психических функций в мозге (а без ее
решения трудно ответить на вопрос о сущности
памяти) все еще во многом не решена. Мало
того, что пока остается непонятным, как
кодируются в мозге, скажем, данные зрительных
рецепторов, нельзя даже определить, где
хранятся эти данные.
Первые сведения
о локализации психических функций
в мозге были получены путем наблюдений
за больными, перенесшими мозговые
травмы. При этом было установлено,
что повреждения затылочных долей
мозга вызывает нарушение зрения, лобных
долей - эмоций, разрушение левого полушария
негативно влияет на речь и т. п.
Но, к всеобщему
удивлению, до самого последнего времени
приходилось констатировать тот
факт, что не только животные, но и
люди могут переносить обширные повреждения
мозга без явных нарушений
памяти. Единственно обнаруженная закономерность
носила самый общий характер: чем
обширнее повреждение мозга, тем
серьезнее его последствия для
памяти. Это положение называется
законом действия массы: память разрушается
пропорционально весу разрушенной
мозговой ткани. Даже удаление 20% мозга
(при хирургических операциях) не
приводит к утрате памяти. Поэтому
возникли сомнения в существовании
локализованного центра памяти, ряд
психологов однозначно утверждали, что
органом памяти следует считать
весь мозг.
В самое последнее
время стали известны два новых
обстоятельства, которые позволяют
надеяться на решение проблемы информационного
центра психики. Во-первых, обнаружилось,
что при прямом воздействии на
некоторые участки мозга в
сознании могут всплывать сложные
цепи воспоминаний, то есть человек
вдруг вспоминал то, что давно
забыл, и легко продолжал помнить
«забытое» после операции. Во-вторых, был
найден если не центр памяти, то, во всяком
случае, участок, регулирующий перевод
данных из кратковременной памяти в долговременную,
без чего запоминание вновь поступившей
новой информации невозможно. Этот центр
называется «гиппокамп» и расположен
в височной доле мозга. После двустороннего
удаления гиппокампа больные сохраняли
память о том, что было до операции, но
запоминание новых данных не наблюдалось.
Но вопрос о том, где хранится ранее полученная
информация, остается без ответа.
Окончательное
же решение проблемы памяти станет
возможным только после разрешения
длящегося всю историю психологии
и физиологии спора о физической
природе носителей информации в
мозге (белки, молекулы).
Если провести
аналогии человеческого мозга и
компьютера, в устройствах накопителей
и носителей памяти мы сможем увидеть
некоторые аналогии, которые помогут
найти пути к улучшению функционирования
нашего «биокомпьютера».
Долговременную
память можно ассоциировать с
винчестером с той поправкой,
что емкость «мозгового винчестера»
практически неограниченна. Прежде
чем записаться в долговременную
память, информация обязательно должна
пойти через блок оперативной
памяти, куда она поступает через
устройства ввода. Получить «запомненную»
жестким диском информацию можно
на устройствах вывода, куда она
также приходит через посредство
оперативной памяти.
Сбои в механизме
памяти могут произойти, если повреждена
сама долговременная память (мы в данном
случае этот вариант не рассматриваем),
либо если процессор не в состоянии
найти нужную информацию, поскольку
она «затерялась» среди «сваленных
в кучу», не систематизированных
других файлов. Информация может не
пройти к месту постоянного хранения
если ее не в состоянии адекватно воспринять
устройство ввода либо если перегружена
или неправильно функционирует блок оперативной
памяти. То же самое и при выводе информации
- она не прочитается из-за несовпадений
в кодировке, из-за сбоев в оперативной
памяти либо вследствие плохого контакта
- ненадежности связей между разными блоками
системы получения, хранения, поиска и
воспроизведения информации.
Но вернемся
к нашему «биокопмьютеру» и попытаемся
уяснить, как улучшить функционирование
«блока памяти».
1.1
Особенности и
взаимосвязь кратковременной
и долговременной
памяти
Кратковременная
и долговременная память взаимосвязаны
и работают как единая система. Одна из
концепций, описывающих их совместную,
взаимосвязанную деятельность, разработана
американскими учеными Р.Аткинсоном и
Р.Шифрином. Она схематически представлена
на рисунке 1. Остановимся подробнее на
отдельных процессах, представленных
на схеме.
Кратковременная
память характеризуется ограниченностью
ее объема (в среднем 7±2). При переполнении
объема кратковременной памяти человека
вновь поступающая информация частично
вытесняет хранящуюся там, и последняя
безвозвратно исчезает. Кратковременная
память выступает в роли обязательного
промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего
самый большой объем информации, сразу
отсеивающего ненужную и оставляющего
потенциально полезную.
Процесс запоминания
может протекать более эффективно,
еслисосредоточиться на усваиваемом
материале. Установлено, что лучше усваивается
информация, которая является объектом
внимания и сознания, выступает в качестве
цели. Таким образом сокращается объем
исходной информации, облегчается работа
по ее переработке.
Другим мнемоническим
приемом является запоминание путем
повторения. Этот механизм основан
на том, что запоминаемый материал посредством
сознательного повторения удерживается
в кратковременной памяти на более
длительный срок, чем несколько секунд;
повышается шанс перевода информации
в долговременное хранилище. Обычно
же без повторения в долговременной
памяти оказывается лишь то, что
находится в сфере внимания.
Одним из возможных
механизмов кратковременного запоминания
является временное кодирование, то
есть отражение запоминаемого материала
в виде определенных, последовательно
расположенных знаков в слуховой
и зрительной системе человека. Как
правило, информация перекодируется в
акустическую форму, а затем сохраняется
в долговременной памяти в смысловой
форме. Именно смысл вспоминаемого
приходит на память первым, мы в конечном
счете можем вспомнить желаемое или по
крайней мире заменить его тем, что достаточно
близко к нему по смыслу. На этом, в частности,
основан процесс узнавания когда-то виденного
или слышанного.
Особенностью
долговременной памяти является то, что
она, по мнению Р.Аткинсона и Р.Шифрина,
практически неограниченна по объему
и длительности хранения в ней информации.