Технология оптимизации памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важной основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

Работа содержит 1 файл

Виды и механизмы памяти.docx

— 60.38 Кб (Скачать)

Проиллюстрируем данный метод следующим примером. Предлагается прочно заучить десять любых ключевых слов: «вы должны их знать со своими порядковыми номерами как таблицу умножения». Для запоминания  каждое слово следует связать  с красочным образом, придумать  для каждого слова краткую, легко  запоминающуюся легенду в одной  фразе. Например, для слов:

1. Сор…, 2. Ракета..., 3. Море...

= Книга сор из избы выметает.

= Перо летит  как ракета.

= Бумага высушила море...

В каждом случае следует создавать свои собственные  ассоциации. Чем образнее они (в том  числе и парадоксальнее), тем лучше  запоминаются.

Итак, все рассмотренные  приемы позволяют более эффективно зафиксировать в памяти нужную информацию.

Надо всегда помнить, что любая информация имеет смысл, форму и ассоциации.

Поэтому при  чтении следует сосредоточить внимание в первую очередь на содержании, обратить внимание на форму и установить соответствующие ассоциативные  связи.

Залог запоминания -- понимание прочитанного. Нужно добиваться осмысленного запоминания, оно во много раз продуктивнее механического. Только в этом случае запоминание будет эффективным, позволит закрепить информацию в кладовых долговременной памяти.

Запоминание взрослым человеком характеризуется в  среднем следующими данными: с одного показа запоминается 6 односложных  слов (50 бит) или 7 букв (33 бита), или 9 двузначных цифр (9 бит). В предложении количество запоминаемых букв и слов резко возрастает, ибо запоминаются фактически не буквы  и слова, а смысл, выраженный в  предложении.

Однако возможности  мозга перерабатывать информацию практически  не ограничены. Мозг выполняет 1020 операций в секунду! Столько информации даже при наибольшем уплотнении ее (при ускоренном чтении) практически никогда не поступает в мозг.

Припоминание. Как часто мы слышим: «Я знаю, но сейчас не помню». «Совсем забыл». «Выпало из головы». «Подождите немного, я вспомню». Это те случаи, когда восприятие информации было, информация накоплена в памяти, а выхода ее нет, нет припоминания. А такая информация, которая не припоминается в нужный момент, бесполезна, она не может быть использована в жизненной практике.

Для закрепления  информации в долговременной памяти нужен так называемый критический  срок. Он специфичен для каждого  человека и различен при разных обстоятельствах.

В процессе обработки  информация не только запоминается, но и приводится в какой-то определенный порядок, как бы раскладывается по полочкам, чем обеспечивается лучшее припоминание

Чтобы научиться  в любое время припомнить и  воспользоваться информацией в  жизни, специалисты рекомендуют  следующее:

1. Вырабатывайте  привычку логически обрабатывать  полученную информацию. Не читать  повторно, а мысленно обрабатывать  прочитанное!

2. Постоянно  меняйте приемы работы над  текстом: от простого обдумывания  и пересказа содержания до  критического разбора и суждений  по тексту.

3. Периодически  возвращайтесь мысленно к прочитанному. Наибольший эффект дает четырехразовая  логическая обработка информации:

= первая -- сразу после чтения;

= вторая -- через 20--30 минут, но не позднее 3 часов;

= третья -- через день, но не позднее 3 суток;

= четвертая -- через 3 недели, но не позднее 3 месяцев.

Это - идеальная  схема. Обычно в жизни мы ее не соблюдаем. Но необходимо обязательно произвести первую и вторую обработку. Если этого  не случится, то информация может исчезнуть  бесследно. Через двое суток ее останется  в голове только 16 процентов.

Итак, примем как  факт следующее утверждение - привычные  жалобы здорового человека на плохую память чаще всего необоснованны. Забывчивость, как правило, -- всего лишь результат внутренней неорганизованности, мыслительной пассивности, недостаточной или неполноценной обработки информации.

Заключение

Каждый человек  может укрепить свою память. В этом ему помогут систематические  тренировки. Какими возможностями обладает человек, уже много лет наглядно демонстрирует Юрий Горный (как ранее  его предшественник в жанре сценического психологического эксперимента - Вольф  Мессинг).

Горный одновременно перемножает многозначные числа, извлекает  корни, решает шахматную задачу и  подсчитывает количество букв в читаемом тексте, то есть он одновременно выполняет  восемь действий. Что это, дар природы, получить который достается не каждому? На своих выступлениях Горный всегда говорит, обращаясь к публике, примерно следующее: «Все, чего я достиг, - это результат тренировки, беспрестанной, ежедневной тренировки памяти, мышления, снимания, способностей расслабляться и сосредотачиваться. Словом, всех тех возможностей, которыми наделен каждый из нас, но которыми мы так неумело пользуемся».

Именно о  нашем мире, о современном постиндустриальном обществе сказано: «Владеющий информацией - владеет миром». Но овладеть ведущей к власти над миром информацией можно, только в полной мере овладев кладовыми собственной памяти! А потому, чтобы попросту не утонуть в бушующих информационных потоках XXI века, начать следует с самого элементарного - освоить существующие приемы и методы улучшения памяти, поскольку - что греха таить! - ведь наша собственная память зачастую недостаточно хорошо «воспитана» и потому далека от совершенства.

Список  использованной литературы

1. Айсмонтас В.Б. Общая психология: схемы. - М.: 2003.

2. В.Вормсбехер, Д.Кабин. 100 страниц в час. Теория и практика динамического чтения и рациональной работы с книгой. Кемерово, 1980.

3. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М.: 1973.

4. Карнеги Д.  Как вырабатывать уверенность  в себе и влиять на людей,  выступая публично. - М.: Прогресс, 1989.

5. Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. - М.: 1974.

6. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: 1975.

7. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

8. О.А.Андреев,  Л.Н.Хромов. Учитесь читать быстро. Книга для учащихся старших  классов. М.: Просвещение, 1991.

9. Общая психология. Учебное пособие для вузов. / Под  ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалева, А.А.Степанова, С.Н.Шабалина, М.: Просвещение, 1973.

10. Психология  и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А.Радугина, М.: ЦЕНТР, 2000.

11. Роговин М.С.  Проблемы теории памяти. - М.: 1977.

12. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - Т. 1. - М.: 1989.

13. Хрестоматия  по общей психологии. Психология  памяти. - М.: 1979.

Информация о работе Технология оптимизации памяти