Стратегия полового поведения самца и самки, их взаимодействие и влияние на социальную организацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 05:23, реферат

Описание работы

Неравноценность полов в эволюции. В процессе эволюции мужские и женские организмы играют разные роли. Проблему неравноценности полов подробно исследовал российский ученый В.А. Геодакян, который показал целесообразность этого явления для существования вида. На всех стадиях полового процесса мужской пол подвергается более жесткому воздействию естественного отбора.

Содержание

Содержание
Введение
Эволюция брачных отношений у приматов
Многообразие форм брачных отношений у человека и его причины
Перспективы института моногамного брака у человека с точки зрения этологии

Работа содержит 1 файл

Стратегия полового поведения самца и самки, их взаимодействие и влияние на социальную организацию.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Приспособлений  для этого несколько:

     специфический облик и окраска.У некоторых животных узнавание цвета, отличающего самку от самца, является врожденным; другим же свойственно половое запечатление в раннем постнатальном периоде. В основном половое запечатление наблюдается у самцов, которые в определенном периоде онтогенеза запоминают отличительные признаки самок своего вида. Этому способствует и тот факт, что в молодом возрасте у животных отсутствует половой диморфизм, и все особи данного вида выглядят как самки.

     умиротворение. Оно может осуществляется несколькими путями. Один из них - демонстрация самкой поз подчинения, в том числе и позы, приглашающей к спариванию. Другой путь - проявление самкой инфантильного поведения, что стимулирует у самца появление по отношению к ней родительского поведения. Так, самки многих птиц, подобно птенцам, выпрашивают корм, а самцы их кормят.

     2. Способы привлечения половых партнеров. В большой степени ритуализированы и способы привлечения половых партнеров. Для этой цели животные используют самые разные приемы, среди них наиболее обычны:

    • звуковые демонстрации;
    • запаховое привлечение;
    • зрительное привлечение.
 

                Как считает Лоренц, возникновение новых наследственных реакций играет огромную роль в образовании ритуала. Такая чёткая последовательность отдельных действий, по сути дела, представляет собой новый инстинкт, который может выступать наряду с основными инстинктами (питание, размножение, бегство, агрессия). Брачные танцы - это ритуал, в котором не только поступает ряд инстинктивных стимулов, но и производится ряд ответных реакций на эти стимулы. Стимулирующая ситуация, которая определяется ответным поведением сородича, превращаясь в автономный ритуал, становится такой, к которой стремятся ради неё самой, то есть из средства становится целью.

                3. Значение для полового поведения  элементов, приобретенных в процессе  жизни. Вместе с тем для его  нормального развития необходима выработка целого комплекса натуральных условных рефлексов, в частности половое и материнское запечатление. Огромное значение имеет нормальное общение с представителями своего вида, особенно со сверстниками в процессе онтогенеза животного. Консервативность поведенческих реакций в половом поведении оказывается очень важной для репродуктивной изоляции вида. Половой отбор также строится на участии в размножении особей, поведение которых наиболее правильно, а соответственно стереотипно. Дикие животные имеют обычно достаточно четко фиксированный ритуал полового и материнского поведения. Малейшее отклонение от нормы благодаря действию естественного отбора неизбежно приводит к исключению таких особей из числа производителей. Как показывает практический опыт разведения животных в неволе, нарушения полового поведения в дальнейшем сказываются на родительском поведении самок и выживании молодняка. Именно половое и родительское поведение первыми претерпевают разнообразные нарушения в процессе одомашнивания и, поэтому, эти процессы у домашних животных нуждаются в самом пристальном контроле, а зачастую, и в оказании помощи со стороны человека. 

3. Представители человекообразных  обезьян 

     Человекообразными обезьянами называют шимпанзе, карликового  шимпанзе (бонобо), гориллу и орангутанга. Как и человек, они относятся к большому зоологическому ряду приматов, или высших животных. Из всех представителей животного мира своим телосложением и поведением они больше всего похожи на людей.

     Человекообразные  обезьяны живут в тропиках Африки и Азии. Их виды различаются образом жизни и местом обитания. Шимпанзе, в том числе и карликовые, живут на деревьях и на земле.

     Шимпанзе  обитают в африканских лесах  почти всех типов, а также в  открытых саваннах.

     Бонобо  можно встретить лишь во влажных тропических лесах бассейна Конго.

     Два подвида гориллы – западная береговая, или равнинная, и восточная равнинная  – предпочитают влажные тропические леса Африки, а горная горилла – леса с умеренным климатом. Гориллы очень массивны и не часто забираются на деревья, проводя почти все время на земле. Живут они семейными группами, количество членов которых постоянно меняется.

     Орангутанги, напротив, чаще всего – одиночки. Они обитают во влажных и болотистых лесах островов Суматры и Калимантана, отлично лазят по деревьям, медленно, но ловко перебираются с ветки на ветку, повисая на несоразмерно длинных, доходящих до лодыжек руках.

     Все человекообразные обезьяны могут хотя бы иногда вставать на ноги, тогда их ловкие руки оказываются свободными. Человекообразные обезьяны всех видов – существа очень смышленые и более или менее часто пользуются различными предметами как орудиями, чего не умеют никакие другие животные. У них очень развита мимика, во многом напоминающая человеческую. 

     Изучение  полового поведения приматов представляет интерес в аспектах эволюции человека. Некоторые авторы исходили из неверных представлений о подавляющей роли секса и неупорядоченных половых отношениях у обезьян и переносили эти черты на ранние этапы эволюции человека. Именно половое поведение якобы лежало в основе объединения обезьян в сообщества, причем сообщества эти мыслились по гаремному типу.

Эта концепция  критиковалась рядом приматологов и антропологов (Л. В. Алексеевой, Н. А. Тих и др.). Очевидно, что у  обезьян половые отношения в значительной мере остаются связанными с периодами рецептивности, а половое поведение служит репродуктивным целям. Однако в половом поведении обезьян можно выделить и проследить некоторые предпосылки к такому феномену полового поведения человека, как секс: выбор партнера, наличие оргазма у самцов и самок, опосредование полового поведения социальными факторами, социо-сексуальное обучение, а также некоторые формы патологий и нарушений половой активности. Именно поэтому обезьяны являются вполне адекватной моделью для изучения некоторых факторов и характеристик полового поведения человека в норме и патологии, а также для выявления филогенетических тенденций в его формировании как специфически человеческой формы поведения. 

     Разнообразие  моделей спаривания, отмеченное у обезьян, явилось важным эволюционным изменением ароморфного типа, которое повлекло за собой целый ряд других преобразований. Независимость спаривания от половых циклов самок привела к частичному отходу полового поведения от строгой приуроченности его к репродуктивной функции. Важный результат этого процесса — развитие сексуальности в филогенезе приматов. Вторым аспектом изменений оказалась редукция процесса спаривания. Незавершенное спаривание, например садка с тазовыми толчками без эякуляции или покрывание без тазовых толчков стало выполнять функцию социальной регуляции отношений особей в группе (известные позы подставления и покрывания, касания рукой половых органов, а также ягодиц и внутренней стороны бедра). 

  Развитие сексуальности сыграло большую роль при совершенствовании взаимоотношений между полами, способствовало закреплению устойчивых парных связей и формированию семьи у гоминин. 

     Важно, что для обезьян характерно существенное разнообразие типов социальных систем и связей самец-самка. У одного и того же вида зачастую могут встречаться моногамные, полигинные и промискуитетные отношения. Какие сексуальные отношения практикуются в данной популяции — зависит от экологических условий. Например, павианы анубисы в сезоны с изобилием кормовой базы держатся многосамцовыми многосамковыми группами и практикуют промискуитетные спаривания. А в сухой сезон, когда пищи недостаточно — разбиваются на гаремные единицы. 

     У современного человека можно наблюдать  практически все модели сексуальных отношений, описанные в отряде приматов. В последнее время в постиндустриальном обществе определенное распространение получает даже условно одиночный образ жизни, при котором часть женщин предпочитает вовсе не вступать в брак. Они экономически и психологически самодостаточны, сознательно выбирают роль матери-одиночки, успешно воспитывают ребенка (самостоятельно или опираясь на помощь близких родственников). Аналогичным образом, некоторые мужчины предпочитают индивидуальную свободу и не связывают себя семейными узами. Сексуальные контакты у этой категории личностей не способствуют формированию личностных привязанностей с лицами противоположного пола и не вызывают потребности в совместном проживании. 

У многих животных во время спаривания часто проявляется агрессивные сексуальные порывы, которые приводят не только к травмам и боли, но часто заканчиваются смертельным исходом (самки богомола и черной вдовы с удовольствием поедают своих самцов после спаривания; у червей все наоборот: самцы поедают самок после спаривания; самцы навозной мухи,  некоторых жаб и горных козлов отличаются особой агрессивность, что часто приводит к смертельному исходу; у гавайских морских котиков (соотношение самцов и самок 3:1) насилие самцов над самками может привести к гибели этот вида; спаривание австралийского тасманского дьявола заканчивается тем, что животные просто калечат друг друга.). Некоторые виды вообще живут только ради однократного  размножения, после которого погибают (лососевые рыбы, например, семга). Только вот не понятно, чем более обусловлено такое поведение животных: всеобщей борьбой видов за выживание через инстинкт размножения или заложенными, от начала (Богом)  генетическими, индивидуальными особенностями поведения у разных видов в процессе размножения? Второй вариант выглядит, кажется, более реальным.     

                  Если исходить из теории, что  предками человека были человекообразные  обезьяны, то есть человек произошёл  от обезьяны, то в наследство  людям генетически  должны  были перейти и все свойственные животным особенности развития, размножения и образа жизни. Но так ли это на самом деле? Рассмотрим, что общего у человека с животными и что отличает людей от обезьян:

У большинства  животных самки и самцы способны к спариванию только в строго ограниченный период времени, когда их  репродуктивная система активизируется. Происходит это раз в году, в период брачных игр. После этого самки вынашивают потомство и не вступают с самцами в  половые контакты. Хотя, у некоторых животных, таких как кошки, собаки, обезьяны такую особенную цикличность к спариванию имеют  только самки, а самцы сохраняют способность спариваться постоянно.  К их числу относятся и человекообразные обезьяны. Женщины, у которых наступила половая зрелость, способны к половым контактам на протяжении всего года, т.е. непрерывно,  даже в период вынашивания ребёнка и кормления грудью. Единственное, что осталось общего у самок человекообразных обезьян  с женщинами  - это наличие менструальных циклов.  Мужчины также как и самцы человекообразных обезьян сохраняют способность к половым контактам постоянно. В отличие от людей, все человекообразные обезьяны спариваются крайне редко и нерегулярно;

У людей половой  акт ассоциируется со стыдом и  множественными запретами, и, в первую очередь, с унижением женщины. У животных же статус таких самок в иерархии, напротив, повышается, так как они становятся продолжателями вида. Для животных спаривание – это такой же естественный процесс, как приём пищи, исправление необходимых потребностей организма (мочеиспускание и стул).   И это тоже существенное отличие животных от людей. Человек через обожествление зачатия, главная роль в котором уделяется мужчинам, и, следовательно,  обожествление рождения новой жизни на Земле, ввёл  законы ( Божьи)  и нормы поведения для регулирования половых отношений  между полами, что гарантирует мужчине, при вступлении в половой контакт с женщиной,  получения потомства именно от него, а не от другого мужчины. Это обожествление зачатия также гарантирует  закрепление права мужчин на отцовство и продление рода, что в социальном обществе имеет первостепенное значение. А для женщины эти законы ( Божьи) гарантируют ей постоянного партнёра, который является кормильцем для её детей и заботиться о ней и о детях, но параллельно, они же гарантируют и униженное положение женщин в обществе – через грехопадения Евы;

Брачные отношения  у человекообразных основаны только на подавлении самок самцами, при  этом ни их, ни детенышей самцы  не кормят. Самки не входят в самцовую систему иерархии. Самки, способные  к спариванию удерживаются под контролем главными самцами и находятся в полном их подчинении. Брачные отношения между людьми закрепили главный выбор партнёра  за мужчинами, которые хотя и подчиняют себе женщин, но при этом они берут на себя обязанности по воспитанию и кормлению детей. Хотя, многие мужчины факт заключения брака воспринимают как посягательство на свою свободу, и  как своеобразный способ закабаления их женщинами. Но тем не менее, на протяжении многих веков  существовала (и сегодня существует) патриархальная семья, основанная на первенстве и преимуществе мужчин над женщинами: 

У многих  приматов существует поощрительное спаривание, так как самка заинтересована удерживать самца ради того, чтобы  тот приносил ей пищу. И здесь  доминирование самца превращено в подчинение его тем самкам, с которыми он спаривается. Но у  человекообразных обезьян поощрительное  спаривание отсутствует, так как самки не доминируют над самцами даже при спаривании. У людей также поощрительное спаривание имеет место в супружеской жизни или ради получения материального вознаграждения ( женская или мужская проституция);

Многим животным свойственны наклонности к гомосексуализму  и лесбиянству, смену полов (о  чем описано выше). Такие же наклонности  в сексуальном поведении свойственны и некоторым людям;

Почти у всех обезьян существует иерархия самцов, которые доминируют не только над  самками, но и над другими самцами. Поэтому во время конфликтов подчиненные  особи, не участвующие в конфликте, всегда активно выступают на стороне  доминирующего самца, если он победит. Побеждённой особи они не только не сочувствуют, а напротив, тоже стараются ее унизить, показывают на нее, кричат, плюют, швыряют в нее камни и кал. Вот здесь и прослеживаются элементы «людского поведения», когда один человек может подавлять и подчинять себе огромное количество  других людей, которые умнее и даже сильнее его, просто ему достаточно натравить толпу на своего соперника, унизив его;

У животных самки  и самцы спариваются, затем -  одни расходятся, оставляя заботу о потомстве исключительно за самками,  другие создают семьи и заботятся о будущем потомстве совместно. Молодое поколение, достигнув возраста от 1 года до 3-4-х лет (у приматов)  уходит жить отдельно от родителей. У людей тоже бывает и совместное воспитание детей и раздельное. Но главное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает речью и способностью трудиться, изменять этот мир ( через скотоводство, земледелие, научную деятельность и т.д.), а не просто заниматься собирательством и охотой, как это делают животные. Даже в Библии написано, что Бог создал человека « для  возделывания земли». Человек в отличие от животного – существо социальное и разумное. И поэтому, затраты на выкармливание и воспитание потомства у  людей, гораздо большие и  более длительные во времени, чем у животных. Самки и самцы животных,  в отличие от людей, не связаны социальными заботами и проблемами (им не надо:  заботиться об одежде, обуви, уборке квартир, уборке улиц, приготовлять пищу, им не надо зарабатывать средства на покупку еды, одежды, обуви и квартир, им не надо учиться и ходить в школу, не надо работать, строить, заниматься ремонтными работами, обслуживать технику и т.д.);

Информация о работе Стратегия полового поведения самца и самки, их взаимодействие и влияние на социальную организацию