Стратегия полового поведения самца и самки, их взаимодействие и влияние на социальную организацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 05:23, реферат

Описание работы

Неравноценность полов в эволюции. В процессе эволюции мужские и женские организмы играют разные роли. Проблему неравноценности полов подробно исследовал российский ученый В.А. Геодакян, который показал целесообразность этого явления для существования вида. На всех стадиях полового процесса мужской пол подвергается более жесткому воздействию естественного отбора.

Содержание

Содержание
Введение
Эволюция брачных отношений у приматов
Многообразие форм брачных отношений у человека и его причины
Перспективы института моногамного брака у человека с точки зрения этологии

Работа содержит 1 файл

Стратегия полового поведения самца и самки, их взаимодействие и влияние на социальную организацию.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Думаю, все согласятся с нижеследующим:  

У женщин гипертрофированна  забота о своем здоровье, а мужчины, бывает, как будто задались целью  сократить свои дни. Известно, что  мужчины в три - пять раз чаще, чем женщины прибегают к самоубийству.  

У мужчин сильно развит исследовательский инстинкт а у женщин - склонность к известным, опробованным действиям (пусть будет  хуже, но по-старому). Для женщин характерен примат тактики над стратегией - это минимизирует проигрыш при ошибке, хотя и не позволяет при успехе победить крупно. Синица в руках лучше журавля в небе...  

У женщин отчетливо  стремление "не высовываться", удовлетворяясь достаточно серым образом жизни. Этим объясняется, например, более низкая политическая и деловая активность женщин, а забитость бытом вторична (поведение несемейных женщин мало отличается в этом смысле от семейных). Наиболее же выдающиеся люди (т.е. наиболее "высунувшиеся"), причём как гении, так и негодяи - в основном мужчины. Кто высовывается, тот рискует.  

Женщины больше доверяют интуиции и чувствам, чем логическим умозаключениям. Интуиция основана на прошлом опыте, а чувства, как голос инстинктов, основаны на прошлом опыте всего вида, а потому в среднем это надежнее, так как проверено практикой. По той же причине, женщины лучше мужчин понимают и больше доверяют языку жестов и мимики, как древнейшему средству общения.  

Женщины больше подвержены стадности и влиянию  авторитетов, ибо большинство в  среднем чаще право, чем меньшинство, а авторитет - это тот, кого поддерживает большинство. Можно также отметить большую, чем у мужчин, половую (женскую) корпоративную солидарность, пока она не противоречит персональным интересам.  

Средний мужчина  ленивее средней женщины. Это  опять-таки не означает, что среди  женщин отсутствуют лентяйки, но в среднем это так. Женская анти-лень является одним из проявлений заботы о себе и своих детях. Мужчине о себе заботиться не так важно. Впрочем, лень - двигатель прогресса.  

Рискуя навлечь  страшные кары на свою голову отмечу, что  тяжесть пресловутой "женской доли" очень часто преувеличивается - чтоб больше жалели. Это преувеличение восходит в конечном итоге, к принципу незаменимости самки, и тесно связано с эгоцентризмом, о чём речь далее.  

Женщины не добрее мужчин! Иллюзию женской доброты создает материнский инстинкт, но он доброте отнюдь не тождественен, да и действует только в пользу своих детей.  
 

      Виктор Дольник полагает, что  у приматов иерархию образуют  только самцы. В отношении макак  это может быть и верно, но  у людей - явно нет. Различия в уровне конфликтности у женщин не нуждаются в доказательствах, и различия в "крепости локтей" тоже. Другое дело, что женская иерархическая борьба не носит характера открытых столкновений, и вообще говоря, менее опасна для жизни, ибо каждая самка незаменима. Можно также согласиться с тем, что женская иерархия строится как бы независимо от мужской, но тем не менее, они тесно взаимосвязаны. Во всяком случае, сравнение женского и мужского ранга вполне корректно - ранговый потенциал некоторых дам просто зашкаливает, и играючи перебивает средне-мужской. Вспомним незабвенную "Сказку о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. Ранговый потенциал старухи там был гораздо выше, чем у старика, что в сочетании с эгоцентризмом привело к тому, к чему привело. А ведь если отбросить сказочный антураж, то описана совершенно реальная и нередкая жизненная ситуация! Детская и подростковая иерархия тоже существует в общем и целом независимо от взрослой, но тем не менее высокорангового, трудного подростка далеко не всякий взрослый может обуздать. Да что там подростки! Высокоранговый, наглый кот способен вить верёвки из своей хозяйки... 

     В исторический период человечество имело  иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений: групповой брак, полигинию (один мужчина и несколько женщин), полиандрию (одна женщина и несколько мужчин – большая редкость, существовавшая у одного из народов Индокитая) и моногамию (один мужчина и одна женщина). Последняя в двух формах – пожизненной и допускающей развод. Одиночная семья (мать с детьми без отца) встречалась лишь как вкрапление в общества с иными системами, если не верить мифам об амазонках. И во всех этих системах люди жили по-своему счастливо и не считали, что это противоестественно! К нашему времени полиандрия исчезла, групповой брак сохранился лишь у немногих племен, полигиния сильно сократилась, но осталась у миллионов мусульман, а моногамия расширилась, однако не пожизненная, а с разводом. Одиночная семья тоже стала встречаться чаще. 

     В XIX веке утописты предсказывали отмирание семьи и возникновение непожизненных браков по любви с коллективным воспитанием детей, но этого не случилось, да и не случится, так как придет в противоречие с инстинктивной потребностью детей иметь родителей и с материнским (родительским) инстинктом взрослых. 

     Существование у человека нескольких брачных систем для биолога удивительнее, чем  для остальных людей, ибо он знает, что брачная система – видовой  признак, и один вид животных имеет  одну какую-то систему и никакую  другую систему принять не может, она будет противоречить его естеству, его инстинктам. 

     Так почему же у человечества – единого  биологического вида – совершенно естественным образом оказалось  несколько брачных программ? К  размышлению над этим вопросом я  и приглашаю читателей.

     Цель и средство 

     Естественен вопрос: откуда у человека возникла такая избыточная по сравнению с  необходимой для репродукции  потребность вести регулярную половую  жизнь, чему служит? Ведь в природе  все имеет или имело какую-то цель. Вы окажетесь в тупике, когда узнаете, что такого нет ни у одного вида животных, а способность женщины вести половую жизнь непрерывно с момента полового созревания – такая же уникальная особенность человека, как пользование огнем и речью. Но если это – особенность человека, то и возникла она в процессе возникновения человека, тесно с ним связана. Это не рудимент, как волоски на руках или способность шевелить ушами, а новоприобретение, как постоянное прямохождение или изготовление орудий. Поразительно, не правда ли? И непонятно. И это было непонятно всегда. 

     У животных репродуктивное поведение  образует цикл последовательных инстинктивных  реакций, обусловленных инстинктами  и внешними стимулами. Под влиянием внешнего фактора (например, определенной длины светового дня) или внутреннего  «календаря» половая система животного переходит из неактивного состояния в активное. Об этом сообщается другим особям изменением внешнего вида, выделением особого запаха или особыми звуками. Демонстрации оставляют равнодушными особей с неактивированной половой системой, но у особей активированных они, как ключ замок, отпирают ответные инстинктивные программы. В результате начинается соревнование, которое обеспечивает наблюдающим его особям другого пола возможность выбора брачного партнера и расслаивает соревнующихся. Успешных оно подстегивает, а проигрывающих подавляет, не позволяя генам слабых особей перейти в следующее поколение. 

     Но, так или иначе, у огромного  большинства видов репродуктивная система и самцов и самок активизируется раз в год, на короткий брачный период. В остальное время она неактивна. 

     В большинстве случаев к началу следующего брачного периода потомство  достигает самостоятельности и  покидает родителей. Если потомство  не самостоятельно более года, самки  либо пропускают следующий сезон  размножения (крупные хищные птицы, например), либо вступают в новое размножение, имея при себе несамостоятельных детенышей (медведи, волки, львы, обезьяны). 

     Есть  вариация, когда цикличны только самки, а самцы сохраняют способность  спариваться постоянно. Таковы кошки, собаки, обезьяны, в том числе и человекообразные. В том, что мужчина всегда готов и способен к половым контактам, нет ничего уникального, это просто унаследовано от предков-приматов. 

     Инициатива  выбора партнера всегда односторонняя. Один пол выбирает, а другой соглашается или не соглашается. У одних видов инициатива выбора за самками, у других видов самец выбирает самку. Обычно более ярко украшены и больше демонстрируют себя те, кого выбирают. Если этот принцип приложить к человеку, то мы бы сказали, что инициатива выбора не принадлежит женщине, раз она больше нуждается в украшении себя, чем мужчина. Особь противоположного пола отвечает на выбор либо согласием образовывать пару, либо отказом, то есть она выбирает среди выбравших ее претендентов. Так обстоит дело и у человека (таким образом, все-таки у человека окончательный выбор за женщиной, прим.О.А.). Но не у его ближайших родственников – человекообразных обезьян: у них самка совершенно подавлена и лишена всякого выбора. 

     В инстинктивных программах самки заложено стремление заполучить для своих потомков гены от выдающегося самца. Но у тех видов, у которых самец заботится о самке и потомстве, программа заполучения элитных генов сталкивается с другой программой – обеспечить самца себе и потомству на весь период размножения. Тут уж при разбивке на устойчивые пары элитных самцов всем не хватит и приходится довольствоваться тем, что достанется. Еще недавно считали, что самки тех видов, которые образуют устойчивые пары, строгие моногамы. Однако в последние годы методом биохимического установления отцовства у нескольких видов певчих было обнаружено, что довольно часто владелец гнезда и супруг – не генетический отец части или всех птенцов в гнезде. Самка выбрала самца-супруга, по программе обеспечения благополучия для себя и потомства, но под влиянием программы заполучения для потомства лучших генов вывела птенцов от другого самца. А пару с ним образовать не удалось, он был уже занят. (Подобные же исследования английских ученых, проведенные несколько лет назад, позволили установить, что и у человека примерно 15% мужчин воспитывают не своих генетических детей, не подозревая об этом, прим.О.А.). 

     У моногамных видов самка выбирает самца-супруга не только по его внешним  признакам, но, и по возможностям обеспечить ей и потомству хорошие условия. Самка территориального вида проверяет качество гнездового участка, занятого самцом. У этих видов, если самке нравится участок, то нравится и самец, самец без участка – вообще не самец. У людей эти маленькие тайны женщин были во все века; теперь мы видим, что, поступая так, они не нарушают никаких заповедей природы, а скорее, наоборот, подчиняются этим заповедям. 

     Если  самец должен будет кормить самку  и птенцов, проверяется, насколько  он к этому способен. Ритуальное кормление есть и у людей – вспомните поцелуи, подарки, приглашение в ресторан. Чем расточительнее ухаживающий мужчина, тем он привлекательнее. С этим ничего не поделаешь, даже если разум понимает, как наивна в наше время эта программа, ведь никто же не хочет завести себе мужа-мота. Впрочем, кончится токование – кончится и мотовство. 

     Выбор потенциального партнера закрепляется в мозгу образованием доминанты, обращенной только на эту особь. Доминанта  преувеличивает в субъективном восприятии привлекательные качества избранника и умаляет его недостатки. Она необходима, чтобы превратить выбранную особь из одной, из нескольких возможных в единственно возможную. Без «ослепляющего» действия доминанты животное колебалось бы в выборе, ибо оно далеко не всегда может встретить партнера, отвечающего идеалу. Человек называет эту доминанту влюбленностью, и ее ослепляющее действие хорошо известно, особенно когда мы наблюдаем ее не на себе. 

     В мире животных обычно доминирование  одного из полов предопределено и  не вызывает яростного сопротивления со стороны другого пола. Патриархальная (с властью отца) структура семьи у человека неудивительна – это свойство приматов. Матриархат первобытных людей был придуман кабинетной наукой XIX века, в действительности его никогда не могло быть. Если социальные процессы в цивилизованных обществах – от Древнего Рима до наших дней – приводили к эмансипации женщин, то это всегда сопровождалось снижением стабильности семьи. Столь простую логику брака при полном равенстве полов, гуманную и разумную, нам неожиданно трудно принять именно потому, что ради нее приходится постоянно подавлять древние инстинкты. 

     Очень часто в период брачных отношений  у животных происходит инверсия доминирования. На какой-то период, обычно незадолго  до спаривания, самец переходит в  подчиненное положение и всячески демонстрирует самке свою покорность и заботу. Если это вид, в котором самец не участвует в последующей заботе о потомстве, то после спаривания происходит обратная инверсия доминирования. 

     У некоторых видов приматов инверсия доминирования наблюдается, но только на период спаривания. У других видов приматов, в том числе у всех человекообразных обезьян, инверсии нет вообще – самка у них абсолютно подавлена. А у человека? В этом отношении он не похож на человекообразных, у него в неяркой форме проявляется инверсия, она входит в «токование». Всем известно, как нравятся женщинам все эти мольбы, изъявления покорности, стояние на коленях, ношение на руках, обещание достать звезды с неба и как они клянут «подлых обманщиков», когда инверсия кончается (здесь можно возразить, инверсия доминирования у человека – фактор весьма постоянный и существенный: всякий раз, когда приходится добиваться, просить или договариваться о сексе, пусть даже с постоянной партнершей, при условии сохранения ею сексуальной привлекательности и отсутствии других вариантов помимо нее, инверсия возобновляется; именно поэтому женщины столь болезненно реагируют на любовниц – те снижают их социальный статус в отношении с мужчиной, уменьшая или вообще лишая возможности инверсии доминирования перед спариванием, прим.О.А.).

Информация о работе Стратегия полового поведения самца и самки, их взаимодействие и влияние на социальную организацию