Стратегия полового поведения самца и самки, их взаимодействие и влияние на социальную организацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 05:23, реферат

Описание работы

Неравноценность полов в эволюции. В процессе эволюции мужские и женские организмы играют разные роли. Проблему неравноценности полов подробно исследовал российский ученый В.А. Геодакян, который показал целесообразность этого явления для существования вида. На всех стадиях полового процесса мужской пол подвергается более жесткому воздействию естественного отбора.

Содержание

Содержание
Введение
Эволюция брачных отношений у приматов
Многообразие форм брачных отношений у человека и его причины
Перспективы института моногамного брака у человека с точки зрения этологии

Работа содержит 1 файл

Стратегия полового поведения самца и самки, их взаимодействие и влияние на социальную организацию.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

У большинства  самцов наблюдается агрессивное  сексуальное поведение, которое  проявляется в насилии над самками и  приводит к уменьшению численности самок, что может привести к вымиранию вида.  Но никогда ни один самец не будет проявлять такого поведения к растущему молодому потомству, оно проявляется только к особям, готовым к спариванию. У некоторых мужчин, тоже наблюдаются склонности к агрессивному сексуальному поведению и к насилию. Только эта склонность у мужчин, проявляется не только к женщинам, но даже и к детям.  И это уже не результат инстинкта размножения, а итог развращённости или психической болезни, которые человека от существа разумного снижают до уровня ниже неразумного животного.  

                        Из выше сказанного видно, что  сравнивать социально-брачные отношения   человекообразных  обезьян с социально-брачными  отношениями людей нельзя. А тем более искать в них что-то общее, передаваемое наследственным, генетическим путём.  Хотя, некоторая схожесть в поведении человека и человекообразных обезьян  всё же наблюдается, но она, скорее всего, относится лишь к проявлению таких качеств, как агрессия,  насилие и подавление меньшинством большинства (хотя чаще это делается на добровольном и сознательном выборе).   

                       Что касается полового отбора, свойственного животным, то человек  в выборе партнёра, в первую  очередь, выбирает не столько по внешним данным партнёров, сколько по социальному положению в обществе. Если животные спариваются и скрещиваются только с представителями своего конкретного вида, то люди создают брачные союзы не только  с представителями своего народа или своей расы (вида), но и с  представителями иных  народов и рас (видов). И если животным свойственна постоянная территория проживания и обитания (не считая мигрирующих видов), изменение которой может привести к вымиранию видов,  то люди могут жить в разных странах и на разных континентах 

Традиционные  и современные взгляды на развитие общества (а был ли матриархат?) 

Долгое время  в отечественной истории первобытности  преобладала точка зрения о единообразных  путях социальной эволюции в разных районах мира. В рамках этих представлений  считалось, что в развитии общества присутствовала стадия, характеризующаяся  доминированием женщин в семье и обществе — матриархат. В настоящее время представление о матриархате полностью ушло в прошлое. Дело в том, что мы не располагаем данными ни об одном обществе (современном или исторически описанном), в котором бы властные функции систематически осуществлялись женщинами, и в котором политические решения были бы устойчивой прерогативой женщин. Как отмечает О. Ю. Артемова, даже в матрилинейных обществах, где счет родства ведется по материнской линии, упраатение традиционно осуществлялось мужчинами, родственниками тех женщин, через которых прослеживалось родство. Как в патрилинейных, так и в матрилинейных обществах, мужчины обладают более высоким статусом и властью по сравнению с женщинами. 

В рамках представлений  о матриархате, как стадии развития человеческого общества, бытовала также гипотеза о большей древности социальных структур со счетом родства по материнской линии. Эволюционисты этнологи полагали, что первично связи между мужчинами и женщинами не были фиксированы, отношения между полами носили промискуитетный характер (беспорядочные половые сношения мужчин и женщин), а позднее брак приобрел групповые формы. Однако это предположение не находит подтверждения ни в этнографических источниках, ни в данных приматологии. По мнению О. Ю. Артемовой, счет родства по материнской линии был характерен для ранних земледельцев (акан, малаяли, минангкабау). Хотя у охотников-собирателей они также известны, для них более характерны патрилинейные или билатеральные системы счета родства. Обычно сторонники гипотезы исторической первичности матрилинейного счета родства ссылаются на якобы многократно зафиксированные факты перехода от матрилинейности к патрилинейности и на отсутствие обратных переходов. Подобные свидетельства еще нуждаются в дополнительном анализе. В самом ли деле это переход от одного счета родства к другому или реконструкция перехода по пережиткам — не известно. 

В советской  этнологии долгое время преобладало  представление, что патриархат представлял  собой универсальную стадию в  развитии общества и был тесно сопряжен с периодом разложения первобытнообщинного строя и зарождением классов (М. О. Косвен, А. И. Першыц, Ю. И. Семенов). Патриархат характеризовался такими признаками, как непререкаемая власть отца в семье, захват мужчинами властных функций в обществе, патрилинейность, полигиния, брачный выкуп. 

В настоящее  время считается очевидным, что  не все общества, обладающие социальной и имущественной стратификацией, имеют (или имели в прошлом) патриархальное устройство. Доминирование мужского пола над женским в семье и обществе, счет родства по отцовской линии в выраженной форме присутствует у одних охотников-собирателей (например, у австралийских аборигенов) и отсутствует у других (бушмены, пигмеи, хадза). Патриархат представляет собой социально-бытовой уклад жизни, и его возникновение не связанно однозначно с конкретным уровнем социально-экономического развития (Артемова, 1998). 

Выше мы уже  говорили о том, что филогенетические взаимоотношения между разными  группами гоминин не укладываются в  линейную схему, а скорее напоминают куст. Развитие человеческого общества также не укладывается в линейную схему. На формирование тех или иных типов социальной организации существенное влияние могли оказывать филогенетическая инерция, специфическая история конкретной группы и экологические условия (среда обитания). По мнению Р. Фоули, социальная организация человека сходна с таковой у современных шимпанзе. Важным моментом здесь является патрилокальность. 

Есть все основания  думать, что политическая власть уже  на ранних стадиях развития общества по большей части концентрировалась в руках мужчин. Важнейшим шагом на пути к формированию человеческого общества являлось формирование более крупных и могущественных политических объединений и, по мнению Е. Тейлора, Л. Уайта и К. Леви-Строса, роль ведущей интегрирующей силы в этом процессе сыграла экзогамия. Тейлор писал, что «у первобытных племен существует один единственный способ поддержания устойчивых альянсов друг с другом, и этот способ — обмен брачными партнерами. Женщины осуществляют особую функцию мирителей. Являясь сестрами по отношению к одному клану и женами по отношению к другому (экзогамия), они прилагают массу усилий, чтобы снизить вероятность взаимных нападений и восстановить нарушенные отношения, если столкновения все же имели место». Е. Тейлор, Л. Уайт и К. Леви-Строс видели в экзогамии «начало» социальной организации человека и идентифицировали это явление с обменом брачными партнерами. 

Значительно позднее, в 70-90-е годы XX века, наблюдения за поведением обезьян (в том числе и человекообразных) показали, что экзогамия (дисперсия одного конкретного пола по достижению половой зрелости в соседнюю группу) — типичное явление в мире приматов. Экзогамия в этом случае никоим образом не связана с установлением межгрупповых альянсов. Например, сообщество павианов гамадрилов организовано по многоуровневому принципу. Оно состоит из односамцовых гаремных единиц, объединенных в кланы самцов родственников, кланы объединяются в банды, состоящие из неродственных животных. Банды объединяются в более крупные структуры. Самцы, члены клана, никогда не переходят в другие банды. Вместе с тем, взрослые самки чаще всего переходят в другие кланы в пределах банда и могут переходить так же в другие банды. Для сообщества павианов гамадрилов характерно наличие родственных альянсов между самцами, экзогамия за пределы родственной группы. Важно отметить, что между альянсами самцов и экзогамией нет никакой связи. 

Забота самцов о потомстве могла послужить  одной из важных составляющих для  формирования устойчивой пары (и основы брака у гоминин), но следует представлять себе, что вклад самцов в заботу о подрастающем поколении мог осуществляться и вне постоянных пар. Например, у саванных павианов, самцы друзья формируют устойчивые аффилиативные связи с потомством самки подруги. Забота самца о детях не всегда тесно скоррелирована с формированием постоянных пар у приматов, и возможно это же правило распространяется на гоминин. Поэтому не обязательно рассматривать отцовскую заботу как производное от института брака. 

Вторым распространенным заблуждением является представление  о том, что предпосылкой для межгрупповых альянсов является контроль мужчин за женской сексуальностью. Это условие  вряд ли было обязательным для сообществ  гоминин. Женщины, переходя в соседнюю группу, могли продолжать поддерживать дружественные связи с родственниками и формировать при этом временные сексуальные связи с резидентными мужчинами. Л. Родсез с соавторами полагают, что женщины играли роль миротворцев, сплачивая соседние группы еще до того, как возник институт брака. Принципиально новым шагом в социальном поведении гоминин следует считать не возникновение экзогамии и избегание инцеста, а формирование устойчивых сексуальных пар. 

В обществах  верхнего палеолита, обитающих в  условиях холодного климата, где большую часть года выживание группы зависело от удачной охоты на крупного зверя, роль мужчины могла резко возрасти. Доминирование мужского пола над женским закреплялось при развитии новых сфер социальной жизни: первобытной магии, обрядной и ритуальной деятельности (в большинстве обществ охотников-собирателей магическими обрядами и ритуалами руководят мужчины). 

По мнению К. Бохума, это стало возможным на определенной стадии развития интеллектуальных способностей человека, и лишь с появлением анатомически современного человека (около 100 тыс. лет назад). К этому же времени следует относить и появление первых истинно эгалитарных обществ. В условиях ледникового периода охота на большого зверя стала единственным способом выживания. При этом широкое распространение могли получить практики, препятствующие неравенству в распределении ресурсов питания (ограничение доминирования лидера группы коллективными усилиями подчиненных). 

Тактики контроля над доминантными индивидами, выработанные группой в ледниковый период, оставались привлекательными для человека и в межледниковье в силу того обстоятельства, что. подчиненные члены группы почувствовали «вкус» к политической независимости. Любое проявление антисоциального агрессивного поведения на внутригрупповом уровне становилось социально наказуемым и потому неадаптивным для индивида. 

Раз изобретенная и отработанная на групповом уровне практика эгалитаризма не могла остаться незамеченной соседними популяциями. В условиях, когда ограничения  на неравное распределение пищи являлись залогом выживания группы, эгалитарные стратегии постепенно вытесняли деспотические отношения. Как было недавно показано М. Л. Бутовской совместно с А. В. Коротаевым и А. А. Казанковым, раз возникнув, традиция эгалитаризма продолжает непрерывно существовать в человеческой культуре, находя условия для своей реализации на базе самых различных социоэкономических укладов (начиная от охотников-собирателей и кончая современным постиндустриальным обществом западного типа). 

Об особенностях поведения

Я женщина слабая, беззащитная, я не позволю!

Троих жильцов  засудила, а за такие слова ты

у меня в ногах  наваляешься!

(А.П.Чехов. "Беззащитное  существо")  
 
 
 
 
 
 

      Итак, биологические роли самцов  и самок существенно различны. Выше уже отмечалась меньшая жизнеспособность самцов в силу в том числе, более рискованного поведения. Очевидно, различия в поведении этим не исчерпываются, и определённо должны соответствовать биологическим ролям. Поскольку персональная ценность каждой самки гораздо выше чем самца, ибо самцов рождается гораздо больше, чем нужно для оплодотворения всех самок, в поведении самок должна доминировать забота о себе (и требование заботы о своей персоне к окружающим), осторожность, избегание риска, а если и самопожертвование, то только в пользу своих детей, т.к. это собственно, конечная цель заботы о себе. Традиции общества солидарны с приматом женщин, ибо естественно восходят к инстинктивным поведенческим программам - с тонущего корабля спасают прежде всего женщин и детей, а наряду с сонмом законов и постановлений, так или иначе проявляющих заботу о женщине, нет ни одного аналогичного для мужчин. Закон заботится либо о ЧЕЛОВЕКЕ (любом), либо о женщине.

      К примеру, брачное законодательство  России, а особенно законодательная практика в этой области, откровенно дискриминационны в отношении мужчин, но мало кто обращает на это внимание - за миллионы лет успели привыкнуть. Если мужчина, в рамках необходимой обороны, убивает человека, пусть тоже мужчину, то в России его ждут долгие и не обязательно успешные судебные мытарства. Женщину, при точно тех же обстоятельствах, оправдают, скорее всего не доводя до суда. Да ещё и похвалят. Существует масса обществ и движений, борющихся за права женщин, но про аналогичные мужские что-то не слышно. В прессе и других средствах массовой информации женские проблемы обсуждаются гораздо полнее и внимательнее, чем мужские. И это при том, что женщин и без этого идеализируют все - и мужчины, и сами женщины, что также восходит к принципу незаменимости самки.

      Можно даже говорить о своеобразной "презумпции виновности мужчин": муж бьёт жену - виноват муж;  жена бьёт мужа - виноват опять  муж; изнасилование - виноват мужчина;  развод - тоже; женщина не может  выйти замуж - опять виноваты  мужчины. В женской безработице тоже, конечно же виноваты они, злодеи. Примеры можно продолжать. Невиновность мужчины в таких случаях надо каждый раз доказывать. Не доказал - значит виноват! Плодороднейшая почва для злоупотреблений. Да что мужиков беречь, если сама природа их не жалеет!

Информация о работе Стратегия полового поведения самца и самки, их взаимодействие и влияние на социальную организацию