Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:57, реферат
Стадии консультативного процесса у разных авторов.
Такой ступенчатый план показывает, как можно разумно структурировать психотерапевтический процесс. Он складывается из "строительных деталей" ПО-терапии, располагаемых в той логической последовательности, которая присуща процессу решения проблемы, и образует "лестницу". Речь здесь идет о примерном плане, который может служить ориентиром. Здесь не имеются в виду резко отделенные друг от друга фазы, этапы психотерапии. Переход от одной фазы к другой осуществляется постепенно, фазы как бы перекрывают друг друга и предыдущая фаза служит фундаментом, основой для следующей, надстраиваемой на ней. В ходе психотерапии можно и нужно постоянно возвращаться к предшествовавшим ступеням. Это следует делать, например, когда в результате полученного опыта нужно по-новому сформулировать проблему или когда возникают трудности в отношениях пациент-психотерапевт (перенос, контрперенос). С другой стороны, иногда целесообразен резкий переход от одной ступени к следующей при решении какого-то аспекта проблемы. Такое возможно, например, когда уже в первой части психотерапии пациент решает приступить к решению определенных вопросов в своей реальной жизни еще до того, как завершит анализ проблемы.
— конфронтация с внешней реальностью — это выражение консультантом своего понимания фактов, изложенных клиентом (например, «Я испытываю неловкость из-за того, что Вы сейчас сказали») (Хэмбли, 1992. С. 27).
То, что мешает клиенту принять решение, может интерпретироваться в терминах психоанализа как сопротивление.
Кстати, в психоанализе существует и термин «конфронтация», означающий демонстрацию сопротивления.
Так, например, Р.Гринсон описывает одну леди, которая сначала на несколько минут опоздала на сеанс, затем замолчала, а после этого заявила, что она забыла сновидение, которое должно было стать предметом анализа. Поняв, что леди «сопротивляется», психоаналитик «конфронтирует» ее с внешней реальностью: «Кажется, вы избегаете чего-то. Вы немного опоздали, затем молчали, а теперь Вы говорите, что забыли свое сновидение» (Гринсон, 1994. С. 126).
Разберем варианты «конфронтационных»
стратегий по отношению к клиентам
с тремя основными
1. Деловая ориентация.
Причиной непринятия решения, вероятнее всего, является принадлежность к психастеническому, астено-невротическому типам личности (характера), для которых, как известно, характерна нерешительность, неуверенность в себе и т.п.
Основные усилия консультанта в
данном случае должны быть направлены
на психологическую поддержку
2. Рентная ориентация.
Причиной непринятия решения являются неадекватные самооценка и оценка консультативной ситуации. Возможна акцентуация по паранойяльному, гипертимному типам. Следовательно, необходимо конфронтировать клиента с внутренней и внешней реальностью.
3. Игровая ориентация.
Решение не принимается, так как для клиентов характерно нахождение «вторичной выгоды» в проблемной ситуации, а также выбор путей «наименьшего сопротивления». Вероятна акцентуация по истероидному (демонстративному) типу.
Примеры возможных конфронтирующих фраз, предлагаемых клиентам разных ориентации, представим в таблице 9.
В том случае, если «конфронтация» на третьей стадии консультирования оказывается неуспешной, необходим переход от консультативной тактики к психотерапевтической.
Таблица 9
ОРИЕНТАЦИЯ КЛИЕНТА
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
КЛИЕНТА
КОНФРОНТИРУЮЩЕЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ КОНСУЛЬТАНТА
Деловая
«Не могу решиться, выбрать...»
«А что Вам мешает принять решение? ... Может быть, Вам не хватает уверенности в себе?»
Рентная
«Дайте конкретный совет, ведь Вы же психолог»
«Я уже давал Вам совет, но Вам, видимо, необходима опора на собственное решение...»
Игровая
«Я так и знала. Вы мне не помогли»
«Да, я Вам не помог... Вы можете помочь себе только сами»
5.6. Обобщение результатов
При благоприятном течении
На этой стадии происходит обобщение
консультантом результатов
Время одного консультативного цикла различно. Так, например, продолжительность консультативной беседы может колебаться (по данным пермского «Телефона доверия») от 5 минут до 6 часов.
В среднем оптимальным временем одной консультации можно считать 1—1,5 часа. Как правило, за это время консультирование проходит все 4 стадии. Хотя иногда возможны и повторные консультации. Это происходит в нескольких случаях:
а) на первой консультации были пройдены только первая и вторая стадии консультативного процесса (а то и только первая!);
б) оказалось, что клиент первоначально говорил не о тех проблемах, которые его волнуют на самом деле, и начал открываться только на второй—третьей консультации;
в) стадия перебора гипотез потребовала длительных раздумий, а иногда и консультации с другими специалистами (сексологом, невропатологом, юристом и т.п.).
Во всех этих случаях мы считаем развитие консультативного процесса адекватным, но существуют и иные причины ряда повторных консультаций:
а) клиент упорно «сопротивляется»;
б) начинает «играть» с консультантом, а последний втягивается в «игру», не замечая этого (см. главу 3);
в) развивается положительный
г) клиент является «пограничным» (или настоящим психотиком), а консультант питает иллюзии о том, что сможет ему помочь как адекватной личности. Последние случаи требуют супервизорского вмешательства.
Как конкретно подвести итог консультированию?
Единого рецепта, набора стандартных
фраз не существует. Мы считаем, что
целесообразно резюмировать, то есть
кратко повторить, к чему, к какому
решению пришел клиент. Иногда стоит
сказать и несколько
Следует заметить, что иногда эти
слова могут оказаться и
Возникает еще один практический вопрос: как проститься с клиентом, как выйти из контакта с ним?
Некоторые американские психотерапевты, прощаясь с клиентом, дарят ему видеокассету, на которой был заснят весь сеанс психотерапии.
Но вряд ли наши консультанты могут себе это позволить, исходя из чисто финансовых соображений, не говоря уже о профессиональной стороне дела.
Гораздо проще сказать клиенту: «До свидания», — и проводить его до дверей кабинета, но вряд ли стоит
идти с ним дальше.
В связи с возможностью (наряду с бесплатными) платных консультаций, где клиент должен внести некую сумму за услуги консультанта, возникает еще одна проблема: величина гонорара и порядок оплаты.
Почему мы вспомнили об этом именно здесь, завершая разговор о стадиях консультирования? Бывают случаи, когда клиент платит именно в конце консультации.
Что касается величины гонорара, то, на наш взгляд, это определяется следующими обстоятельствами: социальным положением клиента; юридической формой, по которой работает консультант; средним уровнем цен на подобные услуги в регионе и т.д.
Вручение денег консультанту и возможность клиента определить размеры гонорара способствует рентной ориентации и могут быть средством манипуляции.
Отчасти избежать этого можно, разведя взаимодействие «клиент—консультант» и «продавец услуги—покупатель» путем сдачи денег другому лицу — диспетчеру (кассиру).
Несколько серьезных вопросов связаны с тем, что может происходить, после того как консультирование окончено, и клиент расстался с консультантом.
1. Возвращение к консультанту с благодарностью, подарками.
2. Возвращение с негативными
чувствами, обвинениями в
3. Случайная встреча: а)клиент
избегает консультанта, так как
боится нарушить
4. Получение обратной связи (
И все же более распространенным является случай, когда клиент никаким образом не возвращается к консультанту, не дает о себе знать.
Для думающего и рефлексирующего консультанта вполне закономерен вопрос «Помогла ли клиенту проведенная консультация?». Некоторые зарубежные авторы указывают на то, что они просят своих клиентов позвонить им или звонят сами. Бывают и случаи спонтанной посылки клиентами открыток или писем в адрес консультанта, где они сообщают о том, как протекает их дальнейшая жизнь.
Вероятно, однозначные рекомендации консультанту в этом случае давать не следует. Завершая обсуждение процесса консультирования, заметим, что психолог-консультант, как и психотерапевт, должен учиться «мужеству быть несовершенным» (Мэй, 1994) и удовлетворяться надеждой, что работа его была проведена не зря.
Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
Закономерности
В социальной психологии под малой
группой понимается немногочисленная
по составу группа, члены которой
объединены общей социальной деятельностью
и находятся в непосредственном
личном общении, что является основой
для возникновения
В отечественной психологии принято,
что малая группа — это группа,
в которой общественные отношения
выступают в форме
В настоящее время продолжается
дискуссия о «нижнем» и «верхнем»
пределах малой группы. В большинстве
исследований число членов малой
группы колеблется между двумя и
семью (при модальном числе 2). Широко
распространено представление, что
наименьшей малой группой является
«диада», но с ней соперничает
другая точка зрения, полагающая, что
минимальное число членов малой
группы — три человека. Например,
некоторые исследователи
В нашем случае под малой группой мы имеем в виду прежде всего диаду. Например, мужа и жену либо семью в целом.
В ситуации группового консультирования
возможны несколько вариантов «
1. Родитель—ребенок;
2. Супруг—супруга;
3. Семья в целом.
В нашей практике именно эти группы являются наиболее частыми «коллективными» клиентами психологического центра. Однако практика показывает, что обращаются за консультативной помощью и другие малые группы (например, сослуживцы, конфликтующие на работе, поссорившиеся любовники, соседи и т.д.).
Следует заметить, что групповое консультирование пересекается с такими направлениями психологической помощи, как конфликтология, супружеская и семейная терапия (семейное консультирование).
Направления эти являются столь
сложными и обширными, что наша работа
никак не может претендовать на их
полное описание. Ограничимся поэтому
только наиболее общими положениями, применимыми
в психологическом
Группа в ситуации консультирования
может выступать как
Однако на наш взгляд в консультативной
практике (по крайней мере в современной
России) более распространена ситуация,
когда оба человека (А и Б), пришедшие
в психологическую
При формулировании жалоб субъектный локус (то есть на кого жалуется клиент) может приобрести следующие варианты:
а) А жалуется на Б;
б) А и Б жалуются на третье лицо;
в) А и Б совместно хотят в чем-то разобраться;
г) А жалуется на себя, Б хочет ему помочь (Кратохвил, 1991. С. 284).
Первый этап работы с парой клиентов может быть совместным, причем консультант и клиенты пытаются вести общий разговор. Вероятно, это оптимальный вариант беседы в случаях б), в), и, возможно, г). В случае же, когда один клиент жалуется на другого, более рациональным является поочередное выслушивание жалоб клиентов. При этом один из них остается в кабинете с консультантом, а второй ожидает своей очереди за порогом кабинета.
Например, при работе с парой родитель—подросток В.В.Столин считает, что иногда полезно первым пригласить на разговор подростка, потом его родителя. Этим подчеркивается взрослость подростка, его самостоятельность, а также непредвзятое отношение к нему консультанта (Сталин, Бодалев, 1989. С. 47—49).
На втором этапе работы с парой
консультант выступает как «
Психотехнические приемы, используемые психологом в консультировании малой группы, сходны с теми, которые используются в индивидуальном консультировании, то есть консультант внимательно слушает, периодически перефразирует и резюмирует сказанное. Однако в данном случае перефразирование чаще направлено на то, чтобы клиента понял его партнер.
Консультант направляет повторение фразы первого лица второму. Например, при приеме супругов, это может звучать так: «Андрей, вы поняли то, что сейчас сказала Наташа? Она говорила о том ...» (далее идет перефразирование).
Возможна и иная ситуация групповой работы, когда один из обратившихся за консультацией выступает скорее в роли заказчика или пользователя психологической информации.
Например, это происходит тогда, когда основная проблема связана с одним из партнеров (супругов, членов семьи). Его поведение явно неадекватное, нарушающее согласие (слишком ревнивое, эксплозивное, истерическое и тому подобное) или оно характеризуется излишней чувствительностью, неадаптивностью, нереалистичностью или астено-депрессивными проявлениями.