Стадии консультативного процесса у разных авторов (А.Блазер, Р.Мей, Г.Хэмбли, В.Меновщиков)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:57, реферат

Описание работы

Стадии консультативного процесса у разных авторов.
Такой ступенчатый план показывает, как можно разумно структурировать психотерапевтический процесс. Он складывается из "строительных деталей" ПО-терапии, располагаемых в той логической последовательности, которая присуща процессу решения проблемы, и образует "лестницу". Речь здесь идет о примерном плане, который может служить ориентиром. Здесь не имеются в виду резко отделенные друг от друга фазы, этапы психотерапии. Переход от одной фазы к другой осуществляется постепенно, фазы как бы перекрывают друг друга и предыдущая фаза служит фундаментом, основой для следующей, надстраиваемой на ней. В ходе психотерапии можно и нужно постоянно возвращаться к предшествовавшим ступеням. Это следует делать, например, когда в результате полученного опыта нужно по-новому сформулировать проблему или когда возникают трудности в отношениях пациент-психотерапевт (перенос, контрперенос). С другой стороны, иногда целесообразен резкий переход от одной ступени к следующей при решении какого-то аспекта проблемы. Такое возможно, например, когда уже в первой части психотерапии пациент решает приступить к решению определенных вопросов в своей реальной жизни еще до того, как завершит анализ проблемы.

Работа содержит 1 файл

Стадии консультативного процесса у разных авторов (А.Блазер, Р.Мей, Г.Хэмбли, В.Меновщиков)..docx

— 146.98 Кб (Скачать)

В одной из ранних работ  Фрейд отметил эту любопытную целенаправленность забывчивости. Объясняя ее как сортировку приятного и  болезненного, он пришел к выводу, что  индивидуум забывает то, что связано  с неприятными эмоциями. Таким  образом, механизм забывчивости подвел Фрейда к пониманию подсознания. Я бы посчитал объяснение Фрейда не совсем полным. Часто в нашей памяти наиболее ярко отпечатывается какой-нибудь неловкий поступок в обществе, который  причинил нам боль, унизил нас или  вызвал наше замешательство. Более  углубленное исследование этого  предмета дает Адлер, который считает, что память человека удерживает те переживания, которые особенно значимы  для его образа жизни. Основываясь  на этом положении, Адлер сделал свой наиболее ценный вклад в психотерапевтический анализ – использование воспоминаний раннего детства как ключ к пониманию образа жизни человека. Можно показать это на практическом примере: что только ни происходило с Джоном Доу, скажем, на третьем или четвертом году его жизни, но все позабылось, кроме какого-то одного яркого события. В этой избирательной детской памяти, очевидно, заключен особый смысл, независимо от того, реальное это событие или выдуманное. Адлер сравнивает такое раннее воспоминание с фотоснимком личностной модели человека, сделанным крупным планом.

Истинность этой идеи верна  не только теоретически, но и подтверждается на практике. В ранних воспоминаниях  очень часто можно подметить  те же тенденции, которые наблюдаются  в личностной модели индивидуума  и двадцать лет спустя. Поняв ранние воспоминания, консультант получит  ценный материал (как будет видно  из содержания следующей главы), если будет достаточно точен и осторожен  в его расшифровке.

Оговорки и оплошности, так же, как память и забывчивость, представляют собой проявления подсознания. В этих случаях подсознание заявляет о себе, несмотря на строгую цензуру  сознания, словно одним прыжком перескакивая через ограду. Часто оговорки вызывают веселье всей компании, которая начинает подтрунивать над виновником, придумывая разные объяснения (как правило ошибочные) этой оговорке и доводя ее автора чуть ли не до шока. Однако мы не ошибемся, если предположим, что оговорка – это  то, что человек думал, но не собирался  говорить вслух. Пожалуй, каждый из нас  побывал в ситуации, подобной той, в которой оказалась одна из моих приятельниц. Женский клуб колледжа принимал у себя одно очень значительное лицо. Представляя ему членов клуба  и дойдя до девушки в шляпе  с огромными полями, моя приятельница произнесла: "Мисс Шляпа"– и  в ужасе замерла, вызвав всеобщее веселье своей оговоркой.

Таким случаям несть числа. Мы остановимся лишь на одном соображении: во всех оговорках и оплошностях  есть скрытый смысл, хотя иногда настолько  неясный, что может быть понят  только "посвященными". Школьник может потерять свои учебники, но не удочку. Студент может позабыть о  встрече со своим преподавателем, чего с ним ни в коем случае не может случиться, если речь идет о  блондиночке – второкурснице! Точно  подмечено, что домохозяйка, постоянно  теряющая свои ключи, никогда не смирится со своим положением домохозяйки.

Некоторые явления этого  порядка объяснить довольно просто, и консультант вполне может положиться на свои наблюдения. Например, если человек  имеет обыкновение опаздывать на встречи или вовсе забывать о  них, мы не без основания можем  предположить, что в его подсознании  есть чувство неуверенности, поползновение  уклониться от темы предстоящего разговора. Если человек без конца забывает имена, можно с уверенностью сказать, что у него нет достаточного интереса к окружающим. Естественно, что для  всех этих обобщений есть много исключений. Но процесс обобщения имеет под  собой почву и сослужит хорошую  службу толковому и внимательному  консультанту. Конечно, он не будет, подобно  психотерапевту, проникать в глубины  подсознания, но значительно расширит свое понимание человеческой натуры. В этой области от консультанта скорее требуется мудрая наблюдательность, чем теоретические выводы.

 

 

Семейное  созвездие

 

В понимании личностной модели индивидуума важную роль играет его  положение в семье. Положение  это, естественно, должно быть значимым, ведь в первые, формирующие, годы своей  жизни человек почти полностью  зависим от семьи. Основы личностной модели закладываются в раннем детстве, на третьем году жизни, как считают  некоторые психологи. В дальнейшем характер развивается в зависимости  от того, как человек реализует  эту исходную модель.

К счастью, можно обнаружить общие тенденции, связанные с  положением человека в семейном созвездии. У старшего ребенка в семье заметно развито чувство ответственности. Безраздельная любовь и забота родителей в первые годы жизни придают ребенку чувство определенной устойчивости. С раннего детства он выполняет несложные домашние поручения, помогая матери, и даже присматривает за младшими детьми. Родители обычно поверяют свои заботы старшему и делятся с ним своими планами. Все это как бы поднимает ребенка на тот трон, который он занимал в первые годы своей жизни, когда все внимание родителей было отдано ему одному.

Это предпочтительное положение  старшего ребенка в семье давно  признано народными традициями и  обычаем передавать старшему наследнику корону или аристократический титул  или просто крестьянский надел земли. Миссис Д., старшая из пятерых детей, характеризует свое положение в  семье. Самое раннее из того, что  она помнит о детских годах, это  поручение приносить матери газету, затем постоянная помощь в уходе  за младшими детьми. Очень рано мать стала делиться с ней своими планами. Сейчас миссис Д. занимает должность, требующую  значительной ответственности, и считается  весьма надежным сотрудником.

Совсем другие черты отмечаются у второго ребенка в семье, который приходит в мир, чтобы встретить соперника годом или двумя старше себя, эдакого первопроходца, который раньше тебя научился ходить, говорить и делать кучу других вещей. А тебе остается только идти по его следу и учиться всему этому с неизбежным опозданием, что естественно вызывает неугасающее чувство неполноценности и желание догнать ведущего бегуна. Однако трудно спорить с судьбой, у старшего всегда будет преимущество в силах и росте, и сколько ни старайся, догнать его невозможно. Правда, второй ребенок может проявить себя в какой-либо специфической сфере деятельности, обойдя старшего. Но такая ситуация чревата осложнениями, ибо вызовет ревность старшего и опасение, что новоявленный выскочка потеснит его в сердцах родителей. Все эти моменты глубоко скрыты в подсознании, и часто индивидуум никогда не посмеет признаться даже самому себе в наличии подобного соперничества, хотя объективные признаки доказывают обратное.

У второго ребенка наблюдается  развитие непомерного честолюбия и  привычки "с боем" добиваться своего. Появляется тенденция к бунтарству, легко объяснимая с точки зрения менее выгодного положения в  семье. Отсюда желание "до основания  разрушить" и построить все  заново, но уже на равных условиях. Консультанту приходится часто сталкиваться с  характерной для второго ребенка  ущербно-амбициозной моделью. Вспомним уже знакомого нам Джорджа  Б., который тоже был вторым ребенком, после первой девочки, что еще  больше осложнило ситуацию, поскольку  девочки в детские годы физически  развиваются гораздо быстрее  мальчиков.

Менее значительное место  в семье занимают последующие  дети, за исключением младшего, последнего ребенка, поэтому мало что можно  сказать о дальнейшем развитии их характера. Однако во все времена  особое положение в семье принадлежало младшему ребенку. Как правило, в народных сказках, младшей дочери достается в мужья принц, а младший сын, благодаря сверхъестественному везению, достигает величия и богатства для себя и своей семьи.

С младенчества, да и в  юности, младший ребенок окружен  всеобщим обожанием, как со стороны  родителей, так и со стороны старших  братьев и сестер. Все они опекают  его или ее, многое делают за него и, без сомнений, постоянно поучают  и воспитывают. Отсюда в высшей степени  доброжелательное отношение такого ребенка к миру и естественное ожидание, что все будут любить его так же, как он любит всех. Повзрослев, младшие дети обычно пользуются искренней любовью окружающих. Но существует опасность, что чрезмерная забота может избаловать ребенка  и он приучится к мысли, что  весь мир должен нянчить и утешать  его до конца дней. А когда его  ожидания не оправдываются, он обижается  на всех и вся, чувствуя себя незаслуженно отвергнутым. Примером такого ребенка  может служить мисс Р., необыкновенно  обаятельная и приятная особа. Ее личностная проблема заключалась в  том, что, обнаружив мир не таким  прекрасным, добрым и идеальным, каким  она его себе представляла, она  сменила свое отношение к нему на цинизм и недоверие.

Возможно, однако, развитие характера  младшего ребенка в совершенно противоположном  направлении. Окруженный миром взрослых, он может почувствовать неполноценность  и, как следствие, в нем разовьется амбициозность и стремление во что бы то ни стало превзойти всех остальных, когда он вырастет.

Поговорим теперь о единственном ребенке, положение которого в семье всегда признавалось сложным. Он становится средоточием непомерной родительской любви и заботы. Родители буквально не спускают с него глаз, опасаясь, как бы чего не случилось с драгоценным дитятею. На долю такого ребенка приходится гораздо больше внимания и поучений, чем на ребенка из многодетной семьи. В отличие от последнего, единственный ребенок лишен возможности приобрести навык установления социальных контактов, умение уживаться с другими индивидуумами. Возрастает вероятность того, что ребенок вырастет избалованным, с требовательным и иждивенческим отношением к жизни, рассчитывая, что, как в детстве, все вокруг будут потакать его малейшему желанию. Обнаружив, что дело обстоит совсем не так, он почувствует себя обманутым, затаит обиду на окружающих и потеряет жизненную стойкость.

Однако перспективы развития единственного ребенка не так  уж мрачны. Ему предоставляются гораздо  большие возможности для развития, на нем сконцентрированы воспитательные усилия обоих родителей, что стимулирует  дальнейшее саморазвитие. В развитии любой личности, что в равной степени  относится и к единственному  ребенку, одинаково возможны и опасные, и положительные тенденции.

Хелен М. была единственным ребенком. Лет до 27, за нее почти все решали ее родители. Отец не чаял в ней души, но одновременно и подавлял ее своей властью. Одно из ее ранних воспоминаний касается случая, когда она потерялась и отыскавший ее отец не переставая шлепал ее по дороге к дому. Стоит обратить внимание на частую воспитательную ошибку родителей: с одной стороны, они заласкивают ребенка, а с другой – необыкновенно требовательны к нему, так что бедное чадо совсем запутывается в этом странном мире. Начало учебы в колледже вызвало у Хелен М. гнетущее чувство ущербности, хотя внешне она была очень привлекательна. Здесь мы видим, что чувство неполноценности вовсе не говорит об истинной неполноценности, но лишь является формой отношения индивидуума к создавшейся ситуации. В большинстве случаев это просто способ самоизолироваться от своей социальной группы.

У мисс М. были трудности в  установлении контактов с другими  студентами, что побуждало ее часто  уезжать домой без всякого  предупреждения администрации. Окончив  колледж, мисс М. получила работу преподавателя. Должность требовала от нее независимости  и принятия самостоятельных решений, хотя она и продолжала жить вместе с родителями. Она часто и помногу  плакала, потеряла сон и была на грани  нервного срыва. Когда она пришла ко мне, ей уже было 28, она была незамужем и даже не изведала чувства влюбленности. Это выглядело странно для стороннего наблюдателя, если учесть, что у нее были прекрасные внешние данные. Но для того, кто серьезно интересуется природой человека, ясно: чтобы влюбиться по-настоящему, нужно мужество и умение принимать серьезные решения. Но эти качества отсутствуют у избалованного ребенка. Мисс М. заявила, что у нее "возвышенное" понимание отношений между полами. Такая позиция является весьма распространенным способом избежать ответственности за решение своих сексуальных проблем, что мы обсудим в одной из последующих глав. Однако девушка проявила весьма разумное и правильное понимание своей натуры и создавшейся ситуации, поэтому есть основание надеяться, что она сумеет развить в себе необходимое мужество и независимость и найти применение своим талантам и способностям с пользой для общества, а также для устройства своей личной жизни.

В заключение стоит отметить еще некоторые позиции в семейном созвездии, которые неординарно  влияют на формирование личности. Близнецы, например, проявляют тенденцию противоположно направленного развития, обнаруживая  различные склонности, которые стараются  развить с тем, чтобы превзойти  друг друга. Особые черты характера  вырабатываются у единственного  сына, выросшего в окружении нескольких сестер, равно как и у выросшей среди братьев девочки. Часто  при чтении характера консультанту служит подсказкой приязнь или неприязнь  клиента к другим членам семьи.

Положение в семье помогает раскрыть характер в перспективе. Мы исследуем жизненный путь клиента, который он прошел, прежде чем попасть  к консультанту, и нам становится яснее дальнейшее направление этого  пути. Как консультант, я не позволяю себе никаких гипотез, пока не знаю достаточно о жизни клиента, иначе  это будет попыткой решать уравнение  при отсутствии одного из чисел. Правда бывают случаи, когда невольно начинаешь  строить предположения о воображаемой жизни, увидев, например, сидящего перед  тобой в автобусе утомленного  пассажира.

Само собой разумеется, что семейное воспитание вовсе не является основной причиной настоящего состояния клиента, иначе можно впасть в прямой детерминизм. Попытка консультанта объяснить личностную проблему каким-то недочетом детского периода оправдана в той мере, в какой клиент считает себя продуктом причинно-следственных моментов, мешающих коррекции его личностной модели. Задача консультанта заключается в том, чтобы, признав значение детской среды и указав клиенту на те ее факторы, о которых он даже не подозревал, последовательно подвести его к пониманию того, каким образом использовать влияние среды для наиболее успешной коррекции личностной модели. Учитывая тенденцию к консервативной устойчивости в модели старшего ребенка в семье, можно найти широкий простор для ее конструктивного использования в интересах общества, поскольку такая тенденция сопровождается готовностью нести социальную ответственность. Зная о наличии революционных устремлений у вторых детей, можно привести немало примеров, когда, повзрослев и творчески отрегулировав свои личностные напряжения, они стали известными благотворителями и реформаторами, обратив свои амбиции на службу обществу. Невозможно отрицать значение семейной среды, но все же любая личностная проблема в первую очередь связана с внутренним миром человека, с его свободным творчеством.

В заключение мы еще раз  хотим предостеречь консультантов  от любых гипотетических предположений  в отношении клиента, пока ими  не будет изучено и учтено все  разнообразие сведений – манера держаться, говорить, положение в семье, ранние детские воспоминания, то, что выпало из памяти и с трудом вспомнилось, оговорки, суть проблемы, с которой  он обратился к консультанту. Для  внимательного консультанта все это полно смысла. Если большинство из этих факторов приводят к одному и тому же выводу, только тогда консультант вправе сформулировать свою гипотезу, но не ранее. Мы намеренно используем термин "гипотеза", ибо невозможно прийти к окончательному заключению в отношении личности, поскольку этот материал никогда не бывает в состоянии полной неподвижности. Исходя из своего опыта, я пришел к выводу, что разумнее подождать с построением гипотезы, перебирая и изучая с разных сторон полученные сведения, пока они сами вдруг не выстроятся в определенной осмысленной последовательности.

Информация о работе Стадии консультативного процесса у разных авторов (А.Блазер, Р.Мей, Г.Хэмбли, В.Меновщиков)