Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:10, курсовая работа
Требования к детям, поступающим в школу, и проблема готовности к школьному обучению. Переход к школьному обучению коренным образом наменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического, организованного труда; кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребенка в обществе, в государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подготовки
детей к обучению в школе
Основные характеристики развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Проблема готовности ребенка к школьному обучению 11
1.3. Формирование общения дошкольников с взрослыми и сверстниками
как социально-психологическое условие организации
учебной деятельности 14
Глава 2. Процесс формирования готовности ребенка
к школьному обучению
2.1. Познавательная и коммуникативная активность ребенка
при подготовке его к обучению в школе 23
2.2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе 26
Глава 3. Практическая часть
Определение коммуникативной сферы и уровня речевой
готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе 29
Заключение 38
Литература 40
Приложения 42
Проводя эту методику, мы увидели, что не все учащиеся с первого раза, то есть после первого прочтения очередного ряда сумели отыскать нужное слово, а иногда ребенок делал свой выбор, но этот выбор оказывался неправильным. Отсюда и такие результаты.
Внутренняя (мысленная) речь наиболее близка к внешней. Когда учащийся составляет какой-либо текст, то он его формулирует «про себя», мысленно. В этой ситуации дошкольник тщательно отбирает слова, строит предложения.
Проверка третьего показателя уровня речевой готовности – внешняя речь, то есть речь – общение. С этой целью была предложена дошкольникам третья методика
Методика 3. Определение активного словаря.
Учащимся предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует об уровне развития его речи.
Оценка результатов.
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречается не меньше 10 перечисленных в протоколе признаков.
В 8 – 9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8 9 разных протокольных признаков.
6 – 7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6 – 7 признаков.
Оценка в 4 – 5 баллов ему дается за присутствие в речи 4 – 5 разных признаков.
2 – 3 балла – в речи присутствуют 2 – 3 признака.
0 – 1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1 – 2 слова, представляющие собой одну единственную часть речи.
Результаты представлены в таблице 3.1.14 (Приложение 1)
С предложенным заданием справились дошкольники двух групп. Однако дошкольники первой группы показали более низкие результаты.
В
ходе констатирующего этапа
Гистограмма 3.1.1
1 – уровень коммуникативных способностей;
2 – уровень развития мелкой моторики;
3 – уровень развития пространственной ориентации;
4 – уровень развития мотивации;
5 – уровень развития речи.
Таким образом, результаты исследования показали, что дошкольники незначительно отличаются и по уровню готовности к процессу обучения к школе, и по уровню развития речи. Однако результаты дошкольников 1 группы ниже результатов дошкольников 2 группы. Поэтому следует проводить дифференцированный подход, направленный на формирование навыков, необходимых в процессе обучения.
Так как дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии дошкольника, то создание благоприятной образовательной среды будет способствовать развитию как познавательной сферы, так и развитию ребенка в целом.
Таким образом, проведенное нами практическое исследование позволило выявить, что только 45 % детей дошкольного возраста имеют высокий уровень коммуникативных способностей и речевой готовности к школе. Сравнительный анализ школьной зрелости показал, что только у 40% детей отмечен высокий уровень. Более высоким, в сравнении с предыдущими является уровень развития моторики руки у детей дошкольного возраста. Он отмечается у 50 % детей. К сожалению, приходится констатировать, что общая готовность к школе по всем параметрам отмечается только у 30% детей.
Таким образом, для детей, которые готовятся пойти в школу, отмечается достаточно высокий уровень умственного развития. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления. Важной особенностью является то, что сформированными оказываются мотивы и интересы. Ребенок этого возраста вполне способен достаточно адекватно оценивать результаты собственной деятельности. Характерным является овладение различными знаниями, представлениями о себе и окружающих, а также об окружающем мире в целом.
В связи с вышеотмеченным, приходится говорить о готовности или неготовности ребенка к школьному обучению. В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность. Необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое обычно рассматривается как волевая готовность к школе. Изменение социального статуса и связанная с этим психологическая перестройка у ребенка и определяет то проблемное поле, изучением которого занимается как психология, так и педагогика.
Поэтому психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование, которое может быть осуществлено профессионально подготовленными работниками в системе образования, совместно с учителями-предметниками и воспитателями.
Формирование общения дошкольников с взрослыми, в том числе и с воспитателями, сверстниками следует рассматривать как главный фактор, который оказывает непосредственное влияние на организацию учебной деятельности дошкольников и их подготовке к школе. Формирование общения имеет важнейшее значение в психическом развитии дошкольника. Здесь он впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудничество со взрослым. Это закладывает основы для успешного овладения программой обучения у детей. Главное у ребенка сформировать способность к «внутреннему плану действий», умение действовать в уме. Овладев этими навыками, они сумеют быстро и полно усвоить любой преподанный урок. Это возможно только через коммуникативное общение.
Личностная готовность к школе должна включать не только широкие социальные мотивы – «быть школьником», «занять свое место в обществе», но и познавательные интересы к тому содержанию, которое предлагает учитель. Но сами эти интересы у 6-летних складываются только в совместной учебной (а не коммуникативной) деятельности ребенка со взрослым, и фигура учителя при формировании учебной мотивации остается ключевой.
Центральными компонентами, составляющими психологическую готовность к обучению в школе являются:
1)
новая внутренняя позиция
2)
в познавательной сфере
3)
в личностной сфере
4)
в сфере деятельности и
К сожалению, наша гипотеза не подтвердилась. Проведенное нами практическое исследование позволило выявить, меньше половины детей (45 %), которые в 2009 году пойдут в школу, имеют высокий уровень коммуникативных способностей и речевой готовности к школе. Сравнительный анализ школьной зрелости показал, что только у 40 % детей отмечен высокий уровень. Более высоким, в сравнении с предыдущими является уровень развития моторики руки у детей дошкольного возраста. Он отмечается у 50 % детей. К сожалению, приходится констатировать, что общая готовность к школе по всем параметрам отмечается только у 30% детей.
Литература
Приложение
Методика «Беседа о школе»
1. Тебе нравится в школе или не очень?