Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:10, курсовая работа
Требования к детям, поступающим в школу, и проблема готовности к школьному обучению. Переход к школьному обучению коренным образом наменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического, организованного труда; кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребенка в обществе, в государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подготовки
детей к обучению в школе
Основные характеристики развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Проблема готовности ребенка к школьному обучению 11
1.3. Формирование общения дошкольников с взрослыми и сверстниками
как социально-психологическое условие организации
учебной деятельности 14
Глава 2. Процесс формирования готовности ребенка
к школьному обучению
2.1. Познавательная и коммуникативная активность ребенка
при подготовке его к обучению в школе 23
2.2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе 26
Глава 3. Практическая часть
Определение коммуникативной сферы и уровня речевой
готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе 29
Заключение 38
Литература 40
Приложения 42
Таблица 3.1.2
Сравнительный анализ школьной зрелости
Уровни | Дошкольники 1 группы | Дошкольники 2 группы |
Высокий | 8 | 7 |
Средний | 10 | 12 |
Низкий | 2 | 1 |
Задание №2. Подражание письменным буквам.
1 балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.
2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку надписи.
5 баллов. Каракули.
Результаты исследования занесены в сводную таблицу 3.1.3:
Таблица 3.1.3
Результаты исследования уровня развития моторики руки
в дошкольный период
Уровни | Дошкольники 1 группы | Дошкольники 2 группы |
Высокий | 10 | 10 |
Средний | 7 | 5 |
Низкий | 3 | 5 |
Задание №3. Срисовывание группы точек.
1 балл – почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень не большое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть.
2 балла – количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.
3 балла – целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати и меньше семи. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 балла – рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеет значение. Другие формы не допускаются.
5 баллов – черкание.
Результаты исследования занесены в сводную таблицу 3.1.4:
Таблица 3.1.4
Результаты исследования развития моторики руки в дошкольный период
Уровни | Дошкольники
1 группы |
Дошкольники
2 группы |
Высокий | 12 | 10 |
Средний | 7 | 6 |
Низкий | 1 | 4 |
Задание № 4.Опросник ориентировочного теста школьной зрелости.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа – плюс 24 и более;
2 группа – плюс 14 до 23;
3 группа – от 0 до 13;
4 группа – от минус 1 до минус 10;
5 группа – менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Результаты ориентировочного теста с дошкольниками ДОУ №1 занесены в таблицу 3.1.5 и 3.1.6. (Приложение)
Анализ
ответов детей позволяет
Анализ результатов тестирования по методике Я. Йирассека позволил сделать общую оценку уровня готовности к обучению в школе. ( Таблица 3.1.7). Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7 – 9 баллов, представляют собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9 – 11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группы детей, набравших 12 – 15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.
Таблица 2.1.7
Характеристика
развития школьной зрелости
детей
Наименование | 3 – 6 баллов | 7 – 9 баллов | 9 - 11 баллов | 12 - 15 баллов |
Дошкольники 1 группы | 6 | 12 | 2 | 0 |
Дошкольники 2 группы | 7 | 11 | 3 | 0 |
Для определения уровня развития школьной мотивации нами была проведена методика «Беседа о школе», разработанная Т.И. Нежновой. С этой целью детям предлагалось ответить на вопросы (Приложение 2).
Шкала оценок.
Положительный ответ – 3 балла, нейтральный – 1 балл, отрицательный – 0 баллов.
Результаты беседы с детьми группы № 1 занесены в таблицу 3.1.8, группы № 2 – в таблицу 3.1.9. (Приложение 1)
Качественный анализ данных позволил сделать вывод, что:
Основными показателями речевой готовности детей дошкольного возраста к обучению являются:
Для определения речевой готовности были использованы следующие методики:
В логическом, речевом мышлении дошкольник пользуется понятиями в которых обобщенны существенные признаки явлений, предметов и т.д. Понятия обозначаются словами и словосочетаниями, в которых приобретают необходимую для общения материальную оболочку. С целью проверки первого показателя детям предлагалась следующая методика.
Методика 1. Определение понятий.
Пред
началом диагностики
«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты его объяснил?»
За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится 30 секунд. Если в течение данного времени ребенок не может дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
Оценка результатов:
10 баллов – очень высокий уровень развития;
8 – 9 баллов – высокий;
4 – 7 балла– средний;
2 - 3 балла – низкий;
0 –1 балл – очень низкий.
Результаты исследования занесены в таблицу 3.1.10. (Приложение 1)
Таблица 3.1.11
Сравнительный анализ уровня определения понятий
Наименование показателей | Дошкольники 1 группы | Дошкольники 2 группы |
Очень высокий | 5 | 5 |
Высокий | 8 | 7 |
Средний | 7 | 8 |
Низкий | 0 | 0 |
Очень низкий | 0 | 0 |
Все дети с данным заданием справились. Однако такие слова как: объединять, шершавый, вызывали у учащихся затруднения.
Исследование позволило прийти к выводу. Что уровень определения понятий в обоих группах сравнительно одинаков.
Речевая активность ребенка предполагает общую активность в игре и в социативной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы. С целью проверки речевой активности ребенка, была предложена следующая методика.
Методика 2. Выяснение пассивного словарного запаса.
В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагают те же самые наборы слов по 10 слов в каждом, что и в первой методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующего ряда выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов зачитывается медленно с интервалом между каждым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному.
Оценка результата.
Если
ребенок правильно нашел
Если
ребенку удалось правильно
Если ребенок смог правильно найти от 20 – 30 слов – 6 – 7 баллов.
Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 – 20 слов – 4 – 5 балла.
Если ребенку удалось объединить по смыслу меньше 10 слов – 3 балла.
Результаты исследования занесены в таблицу 3.1.12 (Приложение 1)
Таблица 3.1.13
Сравнительный анализ уровня развития
пассивного словарного запаса детей
Наименование показателей | Дошкольники 1 группы | Дошкольники 2 группы |
Очень высокий | 3 | 1 |
Высокий | 8 | 7 |
Средний | 8 | 12 |
Низкий | 1 | 0 |
Очень низкий | 0 | 0 |