Социально-психологические условия эффективной организации учебной деятельности в период дошкольного детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Требования к детям, поступающим в школу, и проблема готовности к школьному обучению. Переход к школьному обучению коренным образом наменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического, организованного труда; кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребенка в обществе, в государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подготовки
детей к обучению в школе
Основные характеристики развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Проблема готовности ребенка к школьному обучению 11
1.3. Формирование общения дошкольников с взрослыми и сверстниками
как социально-психологическое условие организации
учебной деятельности 14
Глава 2. Процесс формирования готовности ребенка
к школьному обучению
2.1. Познавательная и коммуникативная активность ребенка
при подготовке его к обучению в школе 23
2.2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе 26
Глава 3. Практическая часть
Определение коммуникативной сферы и уровня речевой
готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе 29


Заключение 38
Литература 40
Приложения 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 464.50 Кб (Скачать)

Тема: «Социально-психологические условия эффективной организации учебной деятельности в период дошкольного детства». 
 

 

Содержание 
 

Введение            3 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подготовки

детей к  обучению в школе 

    1. Основные  характеристики развития детей дошкольного возраста  6

1.2. Проблема готовности ребенка к школьному обучению   11

1.3. Формирование общения дошкольников с взрослыми и сверстниками

     как социально-психологическое условие  организации

     учебной деятельности         14 

Глава 2. Процесс формирования готовности ребенка

к школьному  обучению 

2.1. Познавательная и коммуникативная активность ребенка

     при подготовке его к обучению в школе      23

2.2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе  26 

Глава 3. Практическая часть

     Определение коммуникативной сферы и уровня речевой

     готовности  детей дошкольного возраста к  обучению в школе  29 
 
 

Заключение           38

Литература            40

Приложения           42

 

Введение 

     Требования  к детям, поступающим в школу, и проблема готовности к школьному обучению. Переход к школьному обучению коренным образом наменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического, организованного труда; кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребенка в обществе, в государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми. Главное в этом изменении заключается я совсем новой системе требований, предъявляемых к ребенку и связанных с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и для его семьи, но и для общества. Его начинают рассматривать как человек вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости.

     Проблема  психологической готовности к школьному учению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Йирасек, Г. Витцлак и др.).

     Проблема  психологической готовности к школе  и ее диагностика рассматривается в работе А.К. Болотовой и И.В. Макаровой «Диагностика психологической готовности к школьному обучению». Основное внимание авторы уделяют диагностике эмоционально-волевой сферы ребенка.

     Такой аспект, как речевая готовность детей  к обучению и учению освещается в работе К.М. Гуревича «Индивидуально – психологические особенности школьников».

     А.А. Дмитриевская в своей статье «Проверка  общей готовности ребенка к школе» описывает исследование, проводившееся группой российских ученых, по диагностике познавательной активности детей шестилетнего возраста.

     В нашей работе было использованы отдельные  научные статьи известного советского психолога А.В. Запарожец, а именно: «Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка», «Проблемы развития психики ребенка» и «Возрастные периоды психического развития ребенка».

     В работе Г.М. Ивановой «Психологические особенности готовности детей к школе как условие их учения» поднимается проблема способности ребенка-дошкольника справляться с решением учебных задач в преддошкольный период.

     Следует отметить работу Е.Е. Кравцовой «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе» и ее же статью «Готовность  к школе». В первой она рассматривает особенности познавательных интересов в период готовности ребенка к школе. В статье анализируется эмоционально-волевая сфера ребенка.

     Методика  коррекционной работы по развитию познавательных интересов ребенка описывается Т.В. Макаренко в методическом пособии «Критерии готовности к школьному обучению».

     Особый  интерес представляет работа В.С. Мухиной «Шестилетний ребенок в школе». Она известна многими другими своими работами, довольно авторитетными в педагогической среде. В этой работе рассматривается практически полный спектр проблем, связанных с адаптацией ребенка в условиях пребывания в школе. Нами был использован материал, связанный с дифференциацией перцептивных и эмоциональных процессов в личностном развитии ребенка.

     Особенности обучения и воспитания детей, которые  вот-вот станут учениками рассматриваются в коллективной работе «Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологии развития детей».

     Научно  оправданным в нашей работе было использование хрестоматии «Психология  дошкольника», в которую включены произведения (или отрывки из них), в которых рассматривается развитие психики ребенка в процессе его деятельности в дошкольном возрасте, развитии познавательных процессов личности. В предлагаемых текстах раскрываются теоретические понятия, даются методические указания, а также примеры из жизни и педагогической практики известных психологов.

     Особый  интерес представляет «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста» (2002). Основная цель книги – помочь воспитателю дошкольного учреждения расширить и углубить свои знания о дошкольниках. В данной работе предлагаются конкретные способы психолого-педагогический оценки каждого ребенка.

     Нами  были использованы также несколько  статей известного советского психолога С.П. Рубинштейна «Развитие мышления ребенка» и «Развитие речи у детей».

     Роль  первоначального обучения ребенка основам чтения и письма в дошкольный период освещена в работе Н.Г. Салминой «Знак и символ в обучении».

     Из  работы Г.А. Урунтаевой «Дошкольная  психология» нами был использован материал из восьмой главы «Развитие общение дошкольников со взрослыми и сверстниками». Отличительной особенностью пособия является то, что оно имеет ярко выраженную практическую направленность.

     Таким образом, анализ литературы по исследуемой  теме показал, что данная проблема получила довольно широкую разработку в современной  науке, однако авторами рассматриваются лишь отдельные аспекты, такие как мышление, внимание. Отсутствует комплексное рассмотрение этого вопроса, что и обусловило наше обращение к данной теме: «Социально-психологические условия эффективной организации учебной деятельности в период дошкольного детства».

     Цель нашего исследования – выяснить уровень психологической готовности современных детей к школьному обучению.

     Объектом  исследования выступает личность ребенка-дошкольника как одного из субъектов учебно-воспитательного процесса.

     Предмет – психологическая готовность ребенка к школе.

     Для достижения поставленной цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

     1. Выделить основные характеристики развития детей дошкольного возраста.

     2. Дать психологическую характеристику готовности ребенка к школьному обучению.

     3. Доказать, что формирование общения  дошкольников с взрослыми и  сверстниками является важнейшим  социально-психологическим условием  организации учебной деятельности.

     4. Проанализировать познавательную и коммуникативную активность ребенка при подготовке его к обучению в школе.

     5. Рассмотреть компоненты психологической  готовности ребенка к обучению.

     6. С учетом теоретического материала практическим путем определить коммуникативную сферу и уровень речевой готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

     Гипотеза исследования – мы предполагаем, что дети дошкольного возраста отличаются высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе.

     Методы исследования: изучение научно-методической литературы, общетеоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подготовки

детей к обучению в школе 

    1. Основные  характеристики развития детей дошкольного  возраста
 

     Развитие  ребенка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование. Стремительно развиваются внимание, память, мышление и воображение.

     Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника  является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которые, с одной стороны, служат источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения [6, с. 8].

     В.С. Мухина считает, что восприятие в  возрасте 6 – 7 лет утрачивает свой аффективный  первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений [14, с. 59].

     В дошкольном возрасте внимание носит  непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются.

     Переломный  момент в развитии внимания исследователи  связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Помимо усиления таких качеств внимания, как его устойчивость, объем, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребенка ко все более направленному сосредоточению [6, с. 15].

     Таким образом, возможности развития произвольного  внимания к 6 – 7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование  планирующей функции речи, которая  является, по мнению В.С. Мухиной универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.

     Возрастные  закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Как отмечает А.А. Смирнов, память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Объем фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, как указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у 7 летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает [22, с. 164].

     Одним из основных достижений старшего дошкольника  является развитие непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, как отмечает Е.И. Рогов, является то обстоятельство, что перед ребенком 6 – 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают психологи, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

     Таким образом, к 6 – 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет ведущее положение.

Информация о работе Социально-психологические условия эффективной организации учебной деятельности в период дошкольного детства