Социально-психологические условия эффективной организации учебной деятельности в период дошкольного детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Требования к детям, поступающим в школу, и проблема готовности к школьному обучению. Переход к школьному обучению коренным образом наменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического, организованного труда; кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребенка в обществе, в государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подготовки
детей к обучению в школе
Основные характеристики развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Проблема готовности ребенка к школьному обучению 11
1.3. Формирование общения дошкольников с взрослыми и сверстниками
как социально-психологическое условие организации
учебной деятельности 14
Глава 2. Процесс формирования готовности ребенка
к школьному обучению
2.1. Познавательная и коммуникативная активность ребенка
при подготовке его к обучению в школе 23
2.2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе 26
Глава 3. Практическая часть
Определение коммуникативной сферы и уровня речевой
готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе 29


Заключение 38
Литература 40
Приложения 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 464.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, внутренняя позиция школьника  – это субъективное отношение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса семи лет.

      В школе ребенок переходит к  систематическому усвоению основ наук, научных понятий. Поэтому важный компонент готовности связан, как было выше сказано, с развитием познавательной сферы ребенка. Знания сами по себе не выступают показателями готовности к обучению в школе. Значительно более важным является уровень познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему.

      В отличие от дошкольника, школьник стоит  перед необходимостью приобретать систему знаний по определенной программе, составленной в соответствии с требованиями самой науки, а не следовать только своим интересам, желаниям и потребностям.

      Чтобы воспринять и запомнить учебный  материал, ребенок должен поставить цель и подчинить ей свою деятельность.

      Следовательно, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы элементы произвольной памяти и умения наблюдать, умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью.

      Школьное  обучение носит предметный характер. Поэтому к семи годам ребенок  должен уметь различать разные аспекты действительности, видеть в предмете стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Это различение возможно в том случае, если у ребенка развито умение дифференцированно воспринимать объекты действительности, не только видеть их внешние признаки, но и понимать внутреннюю сущность; устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельно выводы, обобщать, анализировать и сравнивать.

      Цель  школьного обучения состоит в  усвоении знаний. Поэтому успешность учебной деятельности обеспечивается также ярко выраженными познавательными интересами, привлекательностью для ребенка умственного труда [26, с. 302].

      В личностной сфере для школьного  обучения наиболее значимо произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформированность элементов волевого действия и волевых качеств. Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частности в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни. За выполнением правил и их осознании лежит система отношений между ребенком и взрослым. Произвольность поведения как раз и связано с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию (А.Н. Леонтьев), когда они выполняются без контроля взрослого. Кроме того, ребенок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность.

      В сфере деятельности и общения  к главным составляющим готовности к школьному обучению относятся  формирования предпосылок учебной  деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умения учиться у взрослого.

      Учебная задача отличается от практической, житейской результатом. При решении учебной задачи ребенок приходит к иному результату – изменениям в самом себе. А объектом учебной задачи выступает способ действия (Д.Б. Эльконин). Поэтому и решение ее направлено на освоение способов действий. Следовательно, чтобы успешно учиться, ребенок должен понимать условный смысл учебной задачи, осознавать, что задание выполняется не для того, чтобы получить практический результат, а чему-то научиться. Рассматривать материал задачи не как описание житейской ситуации, а как средство научиться общему способу решению задач вообще.

      Для того, чтобы научиться решать учебные  задачи, ребенок должен обращать внимание на способы выполнения действий. Он должен понимать, что приобретает знания для использования в будущей деятельности, «впрок» [9, с. 145].

      Умение  учиться у взрослого определяется внеситуативно-личностным, контекстным общением. Причем ребенок понимает позицию взрослого как учителя и условность его требований. Только такое отношение ко взрослому помогает ребенку принять и успешно решить задачу.

      Эффективность обучения ребенка дошкольника зависит  тот формы его общения со взрослым. В ситуативно-деловой форме общения  взрослый выступает как партнер по игре в любой, даже учебной ситуации. Поэтому дети не могут сосредоточиться на словах взрослого, принять и удержать его задачу. Дети легко отвлекаются, переключаются на посторонние задачи и почти не реагируют на замечания взрослого.

      При внеситуативно-познавательной форме  общения у ребенка обострена потребность в признании и уважении взрослого, которая при обучении проявляется в повышенной чувствительности к замечаниям. Детей привлекают только те задачи, которые получаются легко и вызывают одобрение взрослого. На порицание взрослого дети реагируют аффектами, обидами и отказом от деятельности.

      При внеситуативно-личностном общении  ярко проявляется внимание ко взрослому, умение слушать и понимать его  слова. Дошкольники, хорошо владея вербальными средствами, сосредоточиваются на задаче, длительно удерживают ее, не переключаясь на посторонние предметы и действия, следуют инструкции. Порицания побуждают их изменить решение, искать более правильный способ решения задачи. Поощрения придают уверенность.

      Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П. Усовой, возникают только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная «необучаемость», когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность [26, с. 305].

      Итак, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: что центральными компонентами, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе являются – 1) новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; 2) в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы; 3) в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества; 4) в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

 

Глава 3. Практическая часть

Определение коммуникативной  сферы и уровня речевой

готовности  детей дошкольного  возраста к обучению в школе 

     С целью практического обоснования  выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 40 дошкольников (две группы «Почемучки») ДОУ № 1 г. Столина Брестской области, занимающихся по программе «Пралеска».

     Вначале проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление коммуникативных способностей и уровня речевой готовности детей к обучению в школе.

     Цель  констатирующего эксперимента предполагала определение уровня: 1) Коммуникативных  способностей. 2) Речевой подготовки.

     Для комплексной оценки и выявления  уровня развития коммуникативной сферы детей были выбраны следующие методики:

  • Уровень развития общительности (А.И. Фукина, Т.Б. Курбатская),
  • Уровень школьной зрелости (Я. Йирасека),
  • Уровень развития школьной мотивации (Т.И. Нежновой).

     Уровень развития общительности был проанализирован  в процессе игровой деятельности дошкольников, оценивался по следующим критериям:

     10 баллов – сверхактивный, то есть постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.

     9 баллов – очень активный, то есть вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.

     8 баллов – активный, то есть идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.

     7 баллов – скорее активный, чем пассивный, то есть участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.

     6 баллов – трудно отдать предпочтение активный или пассивный, то есть позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, но и участвовать не отказывается.

     5 баллов – скорее пассивный, чем активный, то есть иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.

     4 балла – пассивный, то есть только иногда не участвует в играх и общении когда его настойчиво приглашают.

     3 балла – очень пассивный, то есть не участвует в играх, только наблюдает.

   2 балла – замкнутый, то есть не реагирует на игры сверстников. 
 
 

Таблица 3.1.1

Характеристика  развития общительности  у дошкольников

Наименование  показателей Дошкольники 1 группы ДОУ Дошкольники 2 группы ДОУ
сверхактивность 4 2
очень активный 2 1
активный 3 1
средне  активный 3 2
умеренно  активный 6 8
пассивный 1 3
очень пассивный 1 3
замкнутый 0 0
 

      Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йирасека является модификацией теста А. Керна. Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Я. Йирасек ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 10 вопросов). (Приложение 2)

      Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане мелкой моторики руки.

      Детям предлагались следующие задания.

      Задание № 1. Рисунок мужской фигуры.

      1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием синтетического способа, то есть фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы « растут» из туловища.

      2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

      3 балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

      4 балла – за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

      5 баллов – за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.

      Результаты  исследования занесены в сводную  таблицу 3.1.2:

Информация о работе Социально-психологические условия эффективной организации учебной деятельности в период дошкольного детства