Социально-психологические особенности детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:31, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе социально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития; в сравнении со здоровыми детьми.
Задачи исследования:
– проанализировать социально-психологического климат семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
– изучить особенности семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
– выявить личностные особенности младших школьников с задержкой психического развития в сравнении со здоровыми детьми.

Содержание

Введение 3
Глава I. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. 8
1.1. Специфика психического развития ребенка. 8
1.2. Факторы, влияющие на развитие ребенка. 15
1.3. Стратегия исследования психического ребенка. 25
1.4. Социально-психологическая характеристика детей с ЗПР. 32
Глава II. Экспериментальное исследование социально-психологическое особенностей детей с задержкой психического развития. 50
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования. 50
2.2. Методики исследования. 51
2.3. Результаты исследования. Обсуждение результатов. 57
Заключение. 65
Литература.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 420.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЮ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЙИИ 

ИНСТИТУТ  СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФИЛИАЛ) РГСУ в г. САРАТОВ 

КАФЕДРА: социальной психологии и педагогики 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

По специальности 030301.65 «Психология»

                             Специализация «Социальная психология» 

             НА ТЕМУ: «Социально-психологические  особенности

 детей  с задержкой психического развития» 

                                                       

                                                        Студентки очного отделения:

                                                               факультета «Социальной работы»

                                                               по специальности «Психология»

                                     Платоновой М.М.

_________

                                                                                                                                                                             подпись         

                                                              

                                                                Научный руководитель: Старший

                                               преподаватель Кафедры

                                                                   «Общей психологии» Мамедова Ж.С.

                                                                                        _________

                                                                                   подпись            

                                                 Рецензент: Сидорова В.К.

                                                                                        _________

                                                                                                                         подпись  

                                             «Допустить к защите»

                                                                Заведующий кафедры: профессор  

                                               д.пс.н. Шамионов Р.М.

                                                                                           _________                                                                                                                                                                                                                                                                                                  подпись   

                                                                                         «___» __________ 2007 г.                                                                                                               
 
 

САРАТОВ 2007 
 

Введение                                                                                       3

Глава I. Психологические особенности детей с задержкой психического развития.                                                                                                                   8

1.1. Специфика  психического развития ребенка.                             8

1.2. Факторы, влияющие на развитие ребенка.                              15

1.3. Стратегия  исследования психического ребенка.                     25

1.4. Социально-психологическая  характеристика  детей с ЗПР.     32

Глава II. Экспериментальное исследование социально-психологическое особенностей детей с задержкой психического развития.                                                                                      50

2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования.                                                          50

2.2. Методики  исследования.                                                              51

2.3. Результаты  исследования. Обсуждение результатов.                                 57

Заключение.                                                                                 65

Литература.                                                                                  68

Приложения.                                                                                71 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации, интеграции детей с отклонениями в развитии в общество относится сегодня к числу важнейших задач.

     За последние годы в России прилагалось немало усилий по улучшению условий их жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки.

     Вместе с тем, по мнению многих ученых, родителей и широкой общественности, до сих пор нет слаженной, целостной и действенной темы социальной поддержки этой наиболее уязвимой и беззащитной части населения. Остается нерешенной целый комплекс проблем: социальных, научных, практических. [28] Известно, что специальное образование занимается развитием индивидуальных возможностей ребенка со специальными нуждами с целыми достижениями максимальной адаптации и социальной реабилитации.

     Сегодня для всех очевидно, что система специального образования в России нуждается в изменениях, которые бы приблизили ее к цивилизованному пути развития, к общечеловеческим ценностям, чтобы войти в мировое сообщество с новым отношением к таким детям, решая постепенно вопросы их реабилитации и интеграции в общество и интегрированного обучения.

     Кризисную ситуацию в системе специального образования усугубляет образовавшийся духовный вакуум. Молодежь, самая духовно незащищенная часть общества, оказалась сегодня в мире бездуховности. Особенно страдают дети и подростки с нарушениями психического развития. Они очень легко оказываются во власти инстинктивных потребностей и влечений, беспрепятственно воспринимают идеи, поведение и образ жизни криминального мира.

     За последние годы в современных семьях утрачен или почти утрачен многовековой опыт семейного воспитания. Так, по мнению В. Абраменковой, в семьях нарушена традиционная иерархия отношений в системе «ребенок – взрослый», которая имеет в настоящее время свою изнаночную сторону, но не только  в плане падения родительского авторитета, снижения ценности семьи и формирования «социального инфантилизма» у подрастающего поколения, но и потерю целомудренного для российской ментальности отношения к интимной сфере, особенно когда дело касается детей. [3]

     Специальные учреждения в России сегодня не стремятся изолировать ребенка, а меняют свою ориентацию на гуманизацию, социальную реабилитацию и интеграцию детей с проблемами в общество, пытаются создать для них условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности, признания прав каждого ребенка, соответствующего уровня жизни, необходимого для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития.

     Но независимо от того, где живет ребенок с отклонениями в развитии – в родном доме или в детском специальном учреждении, он пленник. Как бы ни были пропитаны родительским теплом стены родного дома, все равно это изолятор, ребенок годами живет в пространстве привычного обитания.

     Он все знает, что его окружает в родном доме, но ничего не знает, что вне его. Другую жизнь он видит из окна, но этой жизнью не живет. Эти дети требуют контакта со здоровыми детьми. Но и родители порой не очень настроены на эти контакты: мало ли что  может случиться. И здесь мы упускаем возможность сострадать, накапливать в наших детях духовность.

     Интеграция должна идти по пути приспособляемости друг к другу; это шаг навстречу друг другу здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья.

     В основе реабилитации детей с отклонениями в развитии должно быть выявление потенциальной способности вернуть, насколько возможно, в общество и максимально реализовать свои ограниченные способности, чтобы не стать вечной обузой общества и его изгоем.

     Общение со здоровыми сверстниками с самого раннего детства, привыкание друг к другу – это главное, что воспрепятствует отторжению ребенка с ограниченными возможностями от жизни общества. Вот почему необходимо расширять возможности детей с проблемами развития посещать детские учреждения для здоровых детей.

     Своевременная психолого-педагогическая помощь детям с проблемами развития является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.

     В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещены далеко не достаточно.

     Как отмечает И.И. Мамайчук, на практике различные психотехнические приемы нередко используются психологами и педагогами без учета формы заболевания, степени выраженности нарушений, уровня развития интеллектуальных процессов, особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка. [35]

     Отсутствие четко разработанных; дифференцированных методов психокоррекции детей, неадекватный подбор психотехнических приемов отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка, а также создают существенные трудности в работе педагогов и родителей. В процессе психологической помощи детям с проблемами в развитии необходимо учитывать сложную структуру дефекта, степень выраженности нарушений психической деятельности, специфичность их развития, особенности социальной ситуации развития, степень выраженности изменений личности в связи с заболеванием, особенности межличностного общения в семье и в социуме. [35]

     Изучение социально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития важно по двум основным причинам: первая связана с недостаточной изученностью данной проблемы. Вторая причина связана с важностью социальной адаптации таких детей, необходимостью построение индивидуальных реабилитационных программ, конечной целью которых является интеграция этих детей в общество.

     Разработка индивидуальных реабилитационных мероприятий требует тщательного изучения социально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития. Кроме того, необходимо тщательно изучать особенности семей, имеющих детей с задержкой психического развития, с тем, чтобы выявить возможные причины и пути воздействия на данный социально-психологический феномен. В этом и заключается актуальность разрабатываемой темы.

     Цель исследования заключается в анализе социально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития; в сравнении со здоровыми детьми.

     Задачи исследования:

– проанализировать социально-психологического климат семей, имеющих детей с задержкой психического развития.

– изучить особенности семей, имеющих детей с задержкой психического развития.

– выявить личностные особенности младших школьников с задержкой психического развития в сравнении со здоровыми детьми.

Информация о работе Социально-психологические особенности детей с задержкой психического развития