Социальная адаптация детей с глубоким нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

История не баловала глухих. Наши предки их не любили. В Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали в море с высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими... Только в V веке нашей эры в Риме для поздно оглохших были сняты некоторые из этих запретов. Но глухие от рождения по-прежнему оставались бесправными. Нет нужды объяснять, насколько далёк подобный подход от человеческого сострадания.

Содержание

Введение.

1. Социализация неслышащих.

2. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода.

2.1 Верботональный метод реабилитации детей с

нарушением слуха.

2.2Сурдологическая служба Приморского края.

3. Социальная адаптация глухих детей дошкольного возраста.

4. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.

5. Опыт работы УВК № 1824 для детей с нарушением слуха Зеленоградского округа г. Москвы.

5.1 Социализация неслышащих подростков путём

проведения клубной работы.

5.2 Социальная адаптация неслышащих подростков

на основе работы клуба "Подросток".

5.3 Социальная адаптация учащихся с нарушениями

слуха в условиях интеграционного подхода.

6. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.

7. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Социальная адаптация детей с глубоким нарушением слуха.docx

— 41.85 Кб (Скачать)

Введение.

1. Социализация  неслышащих.

2. Социальная  адаптация детей с нарушением  слуха на основе верботонального  метода.

2.1 Верботональный  метод реабилитации детей с 

нарушением слуха.

2.2Сурдологическая  служба Приморского края.

3. Социальная  адаптация глухих детей дошкольного  возраста.

4. Профессиональное  образование и социальная адаптация  лиц с нарушенным слухом.

5. Опыт работы  УВК № 1824 для детей с нарушением  слуха Зеленоградского округа  г. Москвы.

5.1 Социализация  неслышащих подростков путём

проведения клубной  работы.

5.2 Социальная  адаптация неслышащих подростков 

на основе работы клуба "Подросток".

5.3 Социальная  адаптация учащихся с нарушениями

слуха в условиях интеграционного подхода.

6. Интегрированное  обучение детей с нарушениями  слуха.

7. Заключение.

Введение.

Природа одарила их… превосходными  качествами, которые  дают им право на живейшее содействие с нашей стороны.

В.И. Флери.

История не баловала глухих. Наши предки их не любили. В  Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали в море с  высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими... Только в V веке нашей эры в Риме для поздно оглохших были сняты некоторые  из этих запретов. Но глухие от рождения по-прежнему оставались бесправными. Нет  нужды объяснять, насколько далёк  подобный подход от человеческого сострадания.

Каковы истоки пренебрежения интересами глухих? Почему к слепым или даже к людям с  частичной утратой интеллекта - юродивым - отношение иное, чем к глухим? Слепых и юродивых в старину в  народе называли "божьими людьми", считали их предсказателями судеб. К глухим такие определения никогда не применялись. Причина подобных отношений, очевидно, в том, что ни слепота, ни даже недостаточность умственного развития не влияют на одно из главных человеческих качеств - способность к общению.

Человек утратил  слух. Несчастье может произойти  быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха  разнообразны. По данным различных  исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны  с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки  наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности  общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной  стеной окружает человека, лишает его  не только возможности общения, но и  зачастую подвергает опасности.

Слепо-глухая Ольга  Ивановна Скороходова на вопрос, что  более необходимо человеку - зрение или слух, - не задумываясь, ответила: "Конечно, слух. Ведь, прежде всего  надо слышать, что говорят другие. Человек живёт в обществе…"Да, главная сила человека в возможности  его общения с другими людьми. Ни одно другое существо на земле не обладает такими возможностями речевого общения.

Известный французский  философ, гуманист Мишель Монтель, в 16 веке писал: "Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

Известный советский  психолог Л.С. ВЫГОТСКИЙ сказал: "С  одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой - именно поэтому, что он создаёт  трудности, он стимулирует повышенное усиленное движение вперёд".

Так, Людвиг Ван  Бетховен пять симфоний из девяти сочинил, будучи глухим. Кто знает, смог бы талант Бетховена проявиться с такой  поразительной силой, если бы вечная тишина не оставила его один на один с музыкой. Создал бы великий испанский  художник Гойя столько мировых шедевров, если бы не одиночество, связанное с  глухотой. Как повлияла тяжёлая тугоухость Циолковского на его разработки космических  проблем? Он писал: "Глухота заставляла непрерывно страдать моё самолюбие, была моим погоняем, кнутом, который  гнал меня всю жизнь".

Точная статистика слабослышащих и глухих людей  отсутствует. Принято считать, что  в развитых странах общее число  людей с дефектами слуха составляет 4-6 % всего населения. К счастью, подавляющее  большинство из них слабослышащие, слух которых может быть значительно  компенсирован современными звукоусиливающими  аппаратами. По приблизительным оценкам  лишь 0,1 % этих людей страдает тяжёлыми формами глухоты. С потерей слуха  ещё не всё потеряно в жизни. Как  и обычные люди, счастливо трудятся тысячи и десятки тысяч глухих. Многие из них занимают самые различные  должности. Это высококвалифицированные  инженеры-конструкторы, талантливые  механики, печатники, художники….Да, действительно, компенсация глухоты - сложная проблема. Как вырастить глухого ребёнка  добрым, отзывчивым человеком? Как развить  в нём способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские  качества? Эти важные задачи относятся  не только к педагогическим, но и  к социальным проблемам.

1. Социализация неслышащих.

"Социализация - развитие и самореализация человека  на протяжении всей жизни в  процессе усвоения и воспроизводства  культуры общества" (Мудрик А.В.). Под социализацией понимают процесс  усвоения человеком социального  опыта, приобщения его к общественным  отношениям. В процессе социализации  личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности  и формы поведения. При этом  человек сам активно участвует  в освоении норм социального  поведения и межличностных отношений,  в приобретении умений и навыков,  необходимых для успешной реализации  соответсвующих социальных ролей  и функций. В процессах социализации  определяющее значение имеют  опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических  функций и первоначальных форм  социального поведения; передача  социального опыта через систему  обучения и воспитания; и, наконец,  взаимное влияние людей в процессе  общения и совместной деятельности. В процессе социализации человек  формируется как член общества, к которому он принадлежит.  Успешная социализация - это не  только эффективная адаптация  человека в обществе, но и способность  в определённой мере противостоять  обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Современное общество продуцирует  в той или иной мере два  типа жертв социализации: человек  полностью адаптированный в обществе, но не способный ему противостоять  и человек не адаптированный  в обществе, противостоящий ему  (Мудрик А.В., 1997).

Дефект глухоты  и тугоухости в обществе - проблема социальная. Л.С. ВЫГОТСКИЙ назвал дефект - "социальным вывихом". Это основная причина детской дефективности: "Физический дефект вызывает как  бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда повреждённый член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются  обычные связи и сочленения и  функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами…  Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически  воспитать такого ребёнка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют  вывихнутый и больной орган. В  наших руках сделать так, чтобы  глухой, слепой и слабоумный ребёнок  не были дефективными. Человечество сможет победить слепоту, и глухоту, и слабоумие  в социальном и педагогическом плане  прежде, чем в плане медицинском  и биологическом. Слепой останется  слепым, глухой - глухим, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность  есть понятие социальное. Социальное воспитание победит дефективность. Тогда о слепом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что  он слепой и о глухом - глухой и  ничего больше".

В настоящее  время в проектировании социальной политики разных стран, независимо от их государственного устройства, выделяются две тенденции по отношению к  этой категории населения. Приверженцы  первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы глухих и слабослышащих и создавать  им комфортные условия в среде  слышащих. Например, всему населению  страны рекомендуется изучать жестовую речь (Швеция), или каждый ученик с  нарушениями слуха, обучающийся  в массовой школе, должен иметь персонального  ассистента - переводчика жестовой речи (США и др.), предлагаются определённые требования к артикуляции всех тех  людей (специалистов, родственников, друзей, обслуживающего персонала и т.д.), которые имеют постоянное общение  с глухими и слабослышащими: их речь должна быть замедленной, артикуляция  утрированной (Швейцария, Германия и  др.). Существуют даже модели "страны глухих" - например, университетский  городок, населённый неслышащей молодёжью (США, Галлодетский университет).

Вторая тенденция  предлагает рассматривать лиц с  нарушениями слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему  социальных потребностей в плане  преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде. Принимая ту или другую тенденцию формирования социальной политики по отношению к лицам с нарушениями слуха, государство и общество по-разному конструируют организационные формы их обучения и социализации.

В частности, в  нашей стране глухие и слабослышащие  на протяжении многих лет рассматриваются  как страта, автономная социальная группа, имеющая свои особые социокультурные  отличия и требующая особых условий  организации жизнедеятельности. Большинство  детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных  учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты). В этих учреждениях в качестве обязательного средства обучения применяются  пальцевая азбука (дактилология), а  в последние годы - жестовая речь. Такой подход к воспитанию и обучению глухих и слабослышащих детей  имеет крайне негативные последствия. Семья фактически отстранена от процесса воспитания. Дети в течение 14-16 лет  находятся вне дома, бывая в  родной семье лишь кратковременно в  выходные дни или каникулы. Соответствующим  образом формируется и психология человека с нарушениями слуха (рентные  установки, иждивенческая позиция). Оторванный от семьи как от основного  источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения  с обществом слышащих, ребёнок  вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира глухих, где царят  свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила  поведения и образ жизни. Неудивительно, что впоследствии выпускники школ-интернатов строят собственные семьи, выбирая  партнёров по браку из того же социума, стараются держаться вместе с  бывшими одноклассниками, зачастую строят сообщества по типу кланов, пополняя криминальные структуры.

2.Социальная  адаптация детей  с нарушением слуха  на основе верботонального  метода.

2.1 Верботональный  метод реабилитации детей с  нарушением слуха.

В России используются различные подходы к реабилитации глухих и слабослышащих. Это билингвистическая  система, обучение на основе словесной  речи, верботональная система, которые  способствуют решению проблемы социальной интеграции в общество лиц с нарушениями  слуха.

Верботональный  метод реабилитации детей с нарушением слуха разработан академиком П.Губерина, как результат научных исследований в области фонетики и лингвистики  и практической работы в области  речевой коммуникации. С 1961 года данный метод стал широко использоваться в  Центре "СУВАГ" (Загреб, Хорватия). Одна из основных задач обучения детей  с нарушением слуха по верботональному  методу - интеграция их в мир слышащих. Педагогами Центра "СУВАГ" накоплен многолетний опыт интеграции глухих детей. Почти 90 % всех детей интегрируется  в массовые школы. Однако важно отметить, что ни один ребёнок после интеграции не остаётся без наблюдения и внимания со стороны специалистов. Все дети после основных занятий в школе  приходят на реабилитацию к специалисту, детям оказывается и психологическая  помощь. Результаты реабилитации детей  с нарушением слуха с использованием верботонального метода впечатляют. Глухие дети отличаются звонкими, природными голосами, речь их слитная, внятная, интонационно окрашенная. Метод получил широкое  признание и распространение  во всём мире. Более 500 центров в разных странах активно используют верботональный метод. К сожалению, специалистами  России, данный метод стал использоваться совсем недавно. Но уже и сейчас можно говорить о положительных результатах. В России 11 учреждений используют в своей работе верботональный метод, есть специалисты, прошедшие полный курс обучения в Центре "СУВАГ" (Загреб) и получившие международный сертификат на право преподавания данного метода.

2.2 Сурдологическая  служба Приморского края.

Сурдологическая служба Приморского края представлена Приморским краевым Центром реабилитации слуха и речи. Центр является единственным учреждением на Дальнем востоке, которое занимается проблемами слуха  и речи в полном объёме, оказывая высококвалифицированную сурдологическую, слухопротезную и реабилитационную помощь детям-инвалидам, с использованием верботонального метода. Основа верботонального  метода - мать и ребёнок. Забота о  глухом ребёнке требует от родителей  дополнительной работы и напряжения. Чтобы устроить его жизнь наилучшим  образом, необходима настоящая мудрость. Когда ребёнок вырастает, он сам  выбирает ту среду, в которой ему  уютнее жить, сам выбирает средства общения. Но, если с самого начала давать малышу искусственные средства общения - дактилологию, мимику, у человека не будет выбора, так как в условиях такого воспитания в дошкольном возрасте, ребёнок будет изолирован от нормально  говорящих людей, не научится естественному  общению с ними, не сможет развиваться  полноценным, так как не сможет получать информации из жизни. Такой метод  обучения сужает и примитивизирует  окружающий мир глухого человека и не даёт ему реализовать свои потенциальные способности. Многие родители не хотят, чтобы их дети "разговаривали  руками", не хотят отрывать ребёнка  от семьи. И их можно понять: отдавать в детский дом ребёнка, имеющего любящих родителей, - противоестественно. Поэтому родители приводят своих  детей в Приморский краевой Центр  реабилитации слуха и речи. Разработанный  Петаром Губериной, верботональный метод позволяет формировать  не только у слабослышащих, но и у  глухих детей модулированную, звучную, естественную речь природным путём, опираясь на оптимальные возможности  ребёнка с недостатками слуха. Тесная связь в работе индивидуальных реабилитаторов и родителей, преемственность в  занятиях приводит к развитию слухового  восприятия, формированию речевого общения. В результате работы на звукоусиливающей аппаратуре "СУВАГ", ношения индивидуальных слуховых аппаратов, занятий с дефектологом в центре, и дома с родителем, у  ребёнка с нарушением слуха развивается  слуховое восприятие, что и даёт возможность формировать естественную природную речь. Слово "слышу" начинает приобретать два значения: "физическое слышание" и "слышание социальное". "Слышать" - значит понимать ситуацию общения, участвовать  в диалоге. "Слышать" - это, значит, иметь облик слушающего человека, располагать окружающих к общению. АНТУАН де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ писал: "самая  большая роскошь на земле - роскошь  человеческого общения". Общение  со всеми окружающими являет собой  образец истинной социальной адаптации  и интеграции. Это высшая форма  реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы неслышащие, семья и общество. И приходит тот  день, те минуты безумной радости, когда  глухой ребёнок подходит к матери, целует её и говорит: "Мамочка, я  люблю тебя, спасибо тебе родная, всё у нас будет хорошо". Слышать эти слова - большое материнское  счастье, расплата за её нелёгкий, кропотливый  труд. И разве это не чудо видеть слёзы на лицах и слышать слова  благодарности матерей слышащих детей, которые посещают центр реабилитации. И это настоящее чудо видеть результаты совместной работы индивидуального реабилитатора и родителей.

Информация о работе Социальная адаптация детей с глубоким нарушением слуха