К сожалению, Приморский
краевой центр реабилитации слуха
и речи, не может предоставить глухому
ребёнку возможности его пребывания
среди слышащих сверстников полный
день. Для этого в Приморском крае
нужны Учебно-воспитательные комплексы
(УВК) для детей с нарушением слуха, по
своей структуре отличающиеся от традиционных
школ-интернатов для глухих и слабослышащих
детей.
В течение длительного
времени считалось, что детей
с отклонениями в развитии лучше
обучать в специальных учреждениях.
Поэтому интенсивно развивалась
система специальных учреждений.
В городе Владивостоке функционирует
два специализированных учреждения
для детей с нарушениями слуха.
3.
Социальная адаптация
глухих детей дошкольного
возраста.
Мир, окружающий
ребёнка, не даёт ему покоя. Он хочет
покорить и удивить малыша своим
разнообразием. Растущий человек всегда
готов к познанию, ему хочется
понять всё, что его окружает. И
вот тут-то на его пути возникает
препятствие. Ведь основной источник получения
информации об окружающем мире у глухого
ребёнка оказывается повреждённым.
Именно в это время на помощь приходят
педагоги специального дошкольного
учреждения №178 г.Владивостока.
В связи с
тем, что глухой ребёнок овладевает
речью не так, как слышащий, он нуждается
в специальной системе обучения
и воспитания. Чем раньше обнаружена
глухота, чем раньше начато обучение,
тем больше шансов на успех. Младенческий
возраст - самый благоприятный для
начала занятий. И в этот момент на
помощь ребёнку приходят родители.
Но надо помнить, что мама должна быть,
прежде всего, мамой, а не учительницей,
достичь этого можно лишь в
тесном контакте родителя с учителем-
дефектологом специального детского сада
(Д/С №178 г.Владивостока) или сурдологического
кабинета (Приморский краевой центр
реабилитации слуха и речи). . В
системе дошкольного воспитания
и образования необходимо начинать
реабилитацию с 3-х лет. До 3-хлет у
ребёнка не закончен процесс внутренней
сепарации. До 3-х лет он испытывает
индивидуальный, сенсорный страх. Могут
появиться патологические реакции:
нарушение сна, аппетита, эмоциональные
расстройства. При доброжелательном
и внимательном отношении педагогов
эти нарушения проходят. В детском
саду с детьми проводится специальная
коррекционная работа по развитию у
них слуховой функции и устной
речи. В результате этой работы глухие
дети овладевают речью. При этом закономерности
её становления у неслышащих детей
при условии раннего начала целенаправленных
занятий те же, что и у детей
с сохранным слухом. Формирование
речи неслышащего ребёнка осуществляется
в ходе повседневного общения
и на специальных занятиях. Для
ребёнка занятие всегда игра. Игра
предоставляет почти неограниченные
возможности для развития мышления
и речи детей. Развитие речи глухого
ребёнка не должно решаться в отрыве
от общих задач развития личности.
Важнейшую роль в воспитании глухого
ребёнка играет его ознакомление
с окружающим миром в процессе
деятельности. Социальный опыт приобретается
в деятельности. Многообразная деятельность
детей, которая осуществляется во время
подъёма, медицинского осмотра, гигиенических
процедур, обеда, игры, подготовки ко сну,
прогулки, может быть целенаправленно
использована для ознакомления детей
с предметами и явлениями окружающего
мира, а также и для развития
речи. Большое внимание заслуживает
также нравственное воспитание глухих
дошкольников. Дружественная атмосфера,
совместная радостная деятельность
и взаимопомощь являются основой
социальной адаптации глухих детей.
Правильно организованная коррекционная
работа в дошкольном возрасте будет
способствовать всестороннему развитию
глухого ребёнка.
4.
Профессиональное
образование и
социальная адаптация
лиц с нарушенным
слухом.
В нашей стране
перспективы получения профессионального
образования лицами с нарушенным
слухом зависят не только от качества
полученного в школе образования,
тяжести нарушения слуха, степени
развития словесной речи, но и от
влияния ближайшего социального
окружения, мнения и ожиданий семьи,
школьных товарищей, а также от готовности
системы профессионального образования
к включению в образовательный
поток неслышащих студентов. Современные
социальные проблемы (растущая безработица,
отсутствие социальной защищённости,
конкуренция на рынке труда, проблемы
трудоустройства лиц с ограниченной
трудоспособностью) требуют от молодёжи
более раннего жизненного профессионального
самоопределения, высокой функциональной
грамотности.
Государственное
образовательное учреждение "Коррекционная
школа-интернат" I вида г.Владивостока
может помочь в этом направлении
путём политехнизации школьного
образования, целенаправленной профориентации,
повышения качества общего образования
и уровня социальной адаптированности
неслышащих. Большую роль в этом
играет система трудового обучения
в школе глухих. На фоне трудового
обучения происходит формирование положительных
личностных качеств учащихся, их гражданское
становление, морально-психологическая
подготовка подростков к самостоятельной
жизни. Педагогическим коллективом
совместно с шефствующими и базовыми
предприятиями проводится работа по
профессионально-трудовому воспитанию,
обучению детей, их профессиональной ориентации.
Трудовая подготовка учащихся осуществляется
по семи профилям: (швейное, столярное,
слесарное, строительное, обувное, картонажно-переплётное
дело, сельскохозяйственный труд). Для
завершения профессионально-трудового
обучения учащихся открыт класс с
повышенной профессионально-трудовой
подготовкой, работающий по типу филиала
ПТУ. Для трудового обучения учащихся
школа активно использует возможности
базовых предприятий. Обучение слесарному
делу организовано на судоремонтном
заводе, который обеспечивает учащихся
рабочими местами, выделяет оборудование,
материалы. Во внеурочное время 2 раза
в неделю учащиеся VI - VIII классов
выполняют в цехах завода несложные
ремонтные работы. В общей системе
трудового обучения значительное место
занимает общественно-полезный производительный
труд. Он организован таким образом,
что это позволяет помимо закрепления
профессиональных навыков углубить
понятия о производственных отношениях
и дать некоторые экономические
знания. Развитие всей системы обучения
и воспитания глухих школьников неразрывно
связано с поисками наиболее рациональных
путей подготовки этих детей к
жизни и труду.
Одна из задач
специальной школы - помочь глухим учащимся
выбрать доступную, интересную и
нужную профессию, овладеть ею и успешно
трудиться в рабочем коллективе.
Эта задача достаточно эффективно решается
при хорошо организованной и действенной
профориентационной работе среди глухих
учащихся. Неудачный выбор профессии
отрицательным образом сказывается
на формировании личности и нередко
на всей последующей деятельности.
Проведение профессиональной ориентации
должно учитывать возможность дальнейшего
трудоустройства. Профориентация ведётся
в процессе изучения школьной программы,
на факультативных занятиях, в кружках
с помощью специальных книг, справочников,
наглядных пособий, учебных фильмов.
В систему профориентационной деятельности
школы входит и работа с родителями
по подготовке учащихся к правильному
выбору профессии.
Совершенствование
системы профессионально-ориентационной
работы требует проведения научных
исследований. Советские дефектологи
(А.П. Гозова, В.Т. Дмитриев, Е.В. Соломонов,
М.М. Нудельман, В.Ю. Карвялис, А.И. Иваницкий)
в своих исследованиях уделяли
большое внимание анализу отношения
глухих к профессиям и социально-трудовой
адаптации выпускников школ для глухих
детей. В НИИ дефектологии ведётся большая
работа по совершенствованию трудового
обучения, исследуются различные формы
предъявления информации глухим, разрабатываются
методы обучения глухих основам информатики
и вычислительной техники, рекомендации,
направленные на повышение уровня профессиональной
подготовки глухих, занимающихся в общей
со слышащими сети ПТУ, определяются программы
и методы трудового обучения глухих. Исследование,
проведённое сотрудниками Центрального
научно-исследовательского института
экспертизы и трудоустройства инвалидов,
показало, что лицам с нарушением слуха
может быть рекомендован широкий круг
профессий. Противопоказанными для глухих
являются все подземные, взрывные, подводные
работы, работа на лесозаготовках, транспорте,
в большинстве горячих цехов и на некоторых
других производствах. Правильный выбор
профессии для глухих имеет решающее значение
в социально-реабилитационном плане. Проблема
профессионально-трудовой подготовки,
профессиональной ориентации и социально-трудовой
адаптации глухих, как отмечает Т.А. Власова,
"является одной из самых актуальных
и в школе, и в жизни глухих".
5.
Опыт работы Учебно-воспитательного
комплекса № 1824
для детей с
нарушением слуха
Зеленоградского
округа г. Москвы.
В качестве позитивного
примера можно назвать организацию
работы учебно-воспитательного комплекса
(УВК) № 1824 для детей с нарушением
слуха Зеленоградского округа г.
Москвы. Учреждение с 1996 года является
городской экспериментальной площадкой
и ведёт работу по социальной адаптации
и интеграции детей с нарушением
слуха. Все дети живут в семье
и ежедневно приходят в детский
сад или школу. Особенностью является
также нахождение детского сада и
школы в одном здании. Детский
сад, помимо групп для детей с
нарушением слуха, имеет и логопедические
группы, что создаёт определённые
условия для адаптации и временной
интеграции детей. Цель этого учреждения
- воспитать полноценного человека
без всяких скидок на глухоту, вырастить
свободного человека, не чувствующего
себя зависимым от переводчика. Одним
из условий выполнения этой цели - обязательное
проживание ребёнка в семье. Это
объясняется тем, что дети с нарушением
слуха постоянно находятся в
естественной речевой среде и
психологически комфортных условиях.
Эти условия и среда стимулируют
быстрый темп развития речевого общения,
что, как правило, приводит к более
высоким результатам обучения детей.
"Семейные дети" оказываются социально-реабилитированы
уже к старшему дошкольному возрасту.
Такой тесный контакт и упорный
совместный труд дефектолога и родителей
не предусмотрен в классическом методе
обучения глухих детей в интернате.
Как только родители начинают понимать,
что они могут помочь ребёнку,
все их физические и душевные силы
направляются на дело, они становятся
ТВОРЦАМИ - они творят, по мере своих
сил, мир ребёнка. "Два мира есть
у человека: один, который нас
творил, другой, который мы от века творим
по мере наших сил". Н. Заболотский.
5.1 Социализация
неслышащих подростков путём
проведения клубной работы.
Социализация
подрастающего поколения происходит
под влиянием планетарных процессов,
набирающих всё большую силу - экологических,
демографических, экономических, военно-политических.
Сложность этих процессов также
играет большую роль в том, что
значительная часть подростков и
юношей стала ориентироваться не
на жизненные перспективы, а исключительно
на сиюминутные потребности, на ценность
жизни "здесь и теперь. Приоритетную
роль в подростковом возрасте играют
отношения подростков друг к другу.
Психологи (Д.Б. Эльконин; Д.И. Фельдштейн)
считают, что основными потребностями
подросткового возраста являются самоутверждение
и общение со сверстниками. Жизнь подростка
должна быть заполнена какими-то содержательными
отношениями, интересами, переживаниями..
Для подростков характерно стремление
к расширению социальной среды, что является
одним из позитивных аспектов его личностного
становления и самоопределения. Если говорить
о неслышащем подростке, то для него расширение
социальной среды сопряжено с усилением
фиксации на своём дефекте; среда агрессивна
к нему в связи с его физическим дефектом.
Этот факт крайне важен для понимания
процессов социализации подростков с
нарушением слуха. В работе по социализации
неслышащих детей выделяют два направления:
1. Средствами учебно-воспитательной работы
школы, семьи; 2. Средствами различных социальных
институтов: общественные организации,
внешкольные организации, средства массовой
коммуникации, учреждения культуры. При
социализации неслышащих подростков связующим
звеном между вышеуказанными направлениями
является клубная работа.
Клубная деятельность
- одна из эффективных форм воспитательной
и коррекционно-развивающей работы
с учащимися старших классов,
которые непосредственно принимают
участие в деятельности клуба. Клубная
деятельность призвана создать неслышащим
подросткам возможность продуктивного
решения центральных задач возраста
(выработка собственного мировоззрения,
личностного самоопределения и
самопознания, проектирование в профессии).
Клуб - это естественное сообщество
учеников и педагогов, где встречаются
и объединяются интересы обеих сторон.
Клубная работа с неслышащими
подростками применяется в специальных
учебных заведениях как в нашей
стране (например, клуб "Алые паруса"
в армавирской школе глухих), так
и за рубежом (например, клуб молодёжи
в загребской школе для неслышащих
детей "СУВАГ", Хорватия).
5.2 Социальная
адаптация неслышащих подростков
на основе работы клуба "Подросток".
В рамках эксперимента
"Социальная реабилитация и интеграция
детей с нарушениями слуха
в общество в условиях интегрированного
проведения внешкольных мероприятий
со слышащими детьми", организованного
на базе УВК №1824 (г. Зеленоград), как
одно из его направлений проводится
клубная работа с подростками. Клуб
"Подросток" функционирует с 1996
года. Основная цель клуба - обеспечить
позитивную социализацию подростков с
нарушениями слуха.. В клубе используются
групповая и индивидуальная формы
работы. Форма общения: устная речь
как основная и жестовая речь как
вспомогательная. Клубная работа проводится
во внеурочное время два раза в
месяц. Участие в клубе добровольное.
Работу в клубе "Подросток" осуществляют
педагог-психолог и социальный педагог
в непосредственном контакте с педагогами
и воспитателями старших классов
УВК. Темы занятий подбираются, исходя
из интересов ребят. Занятия строятся
таким образом, чтобы подростки
сами активно принимали участие
в процессе занятия, чтобы у них
была заинтересованность в словесном
общении. Важен контакт с подростком,
а не авторитарное давление на него.
Основное внимание
уделяется профориентационной работе
и жизненному самоопределению подростков
с нарушениями слуха. Это связано
с тем, что основной контингент участников
клуба - учащиеся выпускного класса. Исходя
из этого, была подобрана тематика клубных
занятий: "Устройство на работу",
"Права инвалидов", "Обучение
лиц с нарушением слуха". В планы
клуба входит организация встреч
с психологом В.В. Беляковым из общеобразовательной
профессиональной школы для подростков
с нарушениями слуха, с известным
учёным слепо-глухим А.В. Суворовым, организация
экскурсий на предприятия города
Зеленограда.
В ходе клубной
работы решаются следующие задачи:
выявление причин и преодоление
трудностей и негативных моментов при
социальных контактах неслышащих подростков
друг с другом и со слышащими; обеспечение
оптимального микроклимата в подростковом
коллективе, организация разнообразной
деятельности - актуальной и интересной
для неслышащих подростков; расширение
знаний о внутреннем мире человека
и мире окружающем его, развитие представлений
о себе, о своём месте в мире;
формирования личности и собственного
мировоззрения; развития интереса к
словесному общению, совершенствование
устной речи и развитие логического
мышления как условия полноценной
социальной реабилитации; развитие профессиональных
интересов и профессионального
самоопределения. Эти задачи также
реализуются в мероприятиях интегрированного
типа следующих видов: совместный отдых
детей в летнем оздоровительном
лагере, выездном трудовом лагере; совместные
встречи со слышащими во время
проведения игр, конкурсов, вечеров; занятия
по дополнительному образованию.