Социальная адаптация детей с глубоким нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

История не баловала глухих. Наши предки их не любили. В Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали в море с высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими... Только в V веке нашей эры в Риме для поздно оглохших были сняты некоторые из этих запретов. Но глухие от рождения по-прежнему оставались бесправными. Нет нужды объяснять, насколько далёк подобный подход от человеческого сострадания.

Содержание

Введение.

1. Социализация неслышащих.

2. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода.

2.1 Верботональный метод реабилитации детей с

нарушением слуха.

2.2Сурдологическая служба Приморского края.

3. Социальная адаптация глухих детей дошкольного возраста.

4. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.

5. Опыт работы УВК № 1824 для детей с нарушением слуха Зеленоградского округа г. Москвы.

5.1 Социализация неслышащих подростков путём

проведения клубной работы.

5.2 Социальная адаптация неслышащих подростков

на основе работы клуба "Подросток".

5.3 Социальная адаптация учащихся с нарушениями

слуха в условиях интеграционного подхода.

6. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.

7. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Социальная адаптация детей с глубоким нарушением слуха.docx

— 41.85 Кб (Скачать)

5.3 Социальная  адаптация учащихся с нарушениями  слуха в условиях интеграционного  подхода.

На базе УВК  №1824 с 1997 года проводится экспериментальная  работа по социальной адаптации и  интеграции неслышащих в общество путём  проведения внешкольных интегрированных  мероприятий со слышащими. Целью  эксперимента является обеспечение  позитивной социализации детей с  нарушением слуха .В решении вопроса  социальной адаптации глухих детей  УВК № 1824 большую помощь оказывает  управление образования Зеленограда. Совместно разработана долгосрочная программа реабилитации и социальной адаптации глухих и слабослышащих  детей. Программа включает проведение игр "Пойми меня" совместно  со слышащими детьми, совместные экскурсии  и встречи друзей учащихся УВК  №1824 и гимназии №1528 во время школьных каникул (викторины, спортивные состязания, дискотеки и чаепития); общегородские  конкурсы, например: "Путешествие  в мир русской кухни", "Мой  любимый город"; художественная эстафета "Эльдорадо - страна всеобщего счастья", особенностью этого конкурса являлось участие смешанных команд. В состав команды входили слышащие и неслышащие ребята. Совместная деятельность активизирует общение неслышащих. Учащиеся 8-11 классов  вместе со слышащими детьми занимаются в секции подводного плавания и становятся призёрами Москвы.

Прекрасную возможность  для организации совместной деятельности неслышащих со слышащими в одном  коллективе предоставляет интегрированный  выездной трудовой лагерь для подростков. Уже три года подряд, вместе с  учащимися гимназии, ребята выезжают в трудовой лагерь на восстановление усадьбы Блока и в Михайловское. Организация деятельности учащихся в трудовом лагере способствует формированию таких качеств как коллективизм, деловитость, самостоятельность. Важно, что в трудовой деятельности неслышащие ребята учатся принимать самостоятельные  решения, брать инициативу на себя, жизнь в трудовом лагере не позволяет  потеряться в массе, спрятаться за чужую  спину, быть беззаботным иждивенцем. Везде неслышащие стремились быть первыми  и, им это чаще всего удавалось. Анкетирование  среди всех участников лагеря, выявило  следующие вариации высказываний друг о друге.

Слышащие  о неслышащих:

Глухие ребята мне очень понравились. Мы разговаривали  с ними о многих вещах, может и  не так подробно, но всё же были разные темы разговоров.

Я с почтением  отношусь к глухим, вполне нормально  их воспринимаю и считаю их равными  себе.

Нужно сказать, что общество лагеря не лелилось на слышащих и глухих.

Неслышащие  о слышащих:

Этот лагерь был очень интересным. Мы уже не боялись слышащих. Они просто здорово  относились к нам.

Мне кажется, это  был самый лучший лагерь. Потому, что я не чувствовал себя каким-то другим, не таким как обычные люди. Мы были вместе!

В обществе, говорит  слепо-глухой учёный Суворов А.В., существует опасность двух крайностей по отношению  к инвалидам: чрезмерная благотворительность  или милосердие, превращающее инвалида в объект жалостного обслуживания; и сверхинтеграция - когда вовлечение инвалида в жизнь общества происходит без учёта его реальных трудностей, в целях более эффективного их преодоления; и в том и другом случае происходит дискриминация инвалидов, нарушение их общечеловеческих прав и обязанностей. В трудовом лагере слышащему окружению удалось соблюсти золотую середину между двумя крайностями, была обеспечена самая разносторонняя совместная деятельность и, на её основе, общение между слышащими и неслышащими подростками. Таким образом, в общем, положительный эмоциональный фон впечатлений, которые неслышащие ребята вынесли из трудового лагеря, усилил их стремление к общению, содержательной коммуникации с окружающим миром, что значительно облегчает выполнение задач по социальной адаптации учащихся с нарушениями слуха.

В рамках эксперимента проводятся занятия по дополнительному  образованию: по программе "Компьютерная грамота" в муниципальном компьютерном центре. В кружках Дворца Творчества для детей и юношества неслышащие ребята овладевают искусством лепки, рисования, учатся работать с современной фото- и видеотехникой. В спортивном клубе  ребята могут заниматься подводным  плаванием с последующим участием в спортивных соревнованиях. Дети с  ограниченными возможностями участвуют  абсолютно во всех окружных мероприятиях и никто и никогда не делает им скидку на их недуг. Помочь изменить отношение к таким детям со стороны слышащих людей помогают и средства массовой информации: радио, окружная газета "41", кабельное  телевидение. Не только глухим и слабослышащим  детям нужно преодолеть барьер общения, но и слышащим людям нужно тоже помочь установить контакт с такими детьми. Педагогический коллектив УВК  № 1824 старается создать такие  условия для детей-инвалидов, чтобы  им было радостно и комфортно, чтобы  ребёнок не был закомплексован на своём дефекте, чтобы вырос хорошим  и достойным человеком.

6.Интегрированное  обучение детей  с нарушениями  слуха.

В настоящее  время большинство стран переходят  на путь интеграции в обучении детей  с отклонениями в развитии. Проблемы интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых детей находится в центре внимания и в нашей стране. Но если для  развития интеграции в странах Западной Европы и США создана законодательная  база, то этого нельзя сказать о  России. Хотя определённые положительные  сдвиги в решении этой проблемы есть. У родителей и детей появилась  возможность выбора разных форм обучения и разработан проект закона РФ "Об образовании лиц с ограниченными  возможностями". Идеи интегрированного обучения, развиваемые в нашей  стране, всегда основывались на необходимости достижения ребёнком с нарушенным слухом равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детском саду и школе. В настоящее время изучаются возможности интеграции глухих дошкольного и школьного возраста, разрабатываются различные формы пребывания детей в массовых дошкольных учреждениях и школах. (И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова, Э.И. Леонгард, Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко). Определение ребёнка в массовое учреждение зависит также от уровня физического развития и состояния здоровья, познавательного развития. Большое значение имеют личностные свойства ребёнка, особенно такие, как активность, самостоятельность, инициативность, которые положительно влияют на развитие общения с другими детьми и педагогами. Определять ребёнка в массовое учреждение можно только при наличии у него речи, обеспечивающей общение с детьми и педагогами. Его устная речь должна быть достаточно разборчивой и понятной окружающим детям и взрослым. Интеграция ребёнка с нарушением слуха невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту. Как правило, родители проводят общеразвивающую и коррекционную работу в семье по заданиям сурдопедагога. Именно он может посоветовать родителям посещение ребёнком массового учреждения, а в некоторых случаях, наоборот, предостеречь их от этого, если ребёнок не готов к интеграции в коллектив слышащих детей. Эффективность "семейного" подхода к решению проблем ребёнка с нарушением слуха успешно доказали более 166 семей из 78 городов России и ближнего зарубежья, получающие регулярную педагогическую поддержку в Школе "Нордис".

"Нордис" - Нижегородское Объединение Родителей  Детей-Инвалидов по Слуху. Так  называлась общественная организация,  по чьей инициативе в 1993 году  была создана Школа. В основу  концепции Школы была положена  методика кандидата педагогических  наук Эмилии Ивановны Леонгард "Система формирования речевого  слуха и речевого общения"  и личный опыт семей, воспитавших  глухих детей вне спецучереждений.  Школа стала такой, какой она  есть сегодня - Школа родительского  опыта. Девиз преподавателей Школы  - "Мы будем вместе с Вами, но не вместо Вас!". Занятия  в Школе проводятся 1-2-х недельными  курсами один раз в 3-6 месяцев  индивидуально с каждой семьёй  или один день еженедельно.  Логическим продолжением программы  "Семья может всё" стало  начальное общее образование,  построенное на принципах интегрированного  обучения. В настоящее время в  Школе четыре начальных класса, включающих наряду со здоровыми  детьми детей, страдающих нарушением  слуха. Дети учатся в малокомплектных  классах, осваивая, помимо общеобразовательных  предметов по программе 1-4 классов,  английский язык и художественное  творчество, информационную культуру  в компьютерном классе, занимаются  плаванием, хореографией, играют  на различных музыкальных инструментах  в школьном оркестре. Совместное  пребывание детей в течение  всего дня, их контакт не  только в учебной деятельности, но и на прогулке, в игре, бытовых  ситуациях даёт здоровым детям  возможность нравственного опыта  общения с более слабым и  принятия его как равного, а  детям с физическими ограничениями  - равные с их здоровыми сверстниками  возможности в получении полноценного  образования, необходимого для  их адаптации и интеграции  в обществе.

Примером истинной адаптации могут служить дети, которые занимаются в школе-гимназии № 3 г.Хабаровска. В 1991 году по инициативе родителей был открыт 2-ой класс  начальной школы для глухих детей. Обучение в условиях общеобразовательной  школы и коррекционно-развивающие  занятия по верботональному методу способствовали устранению пробелов в  знаниях, развитию высших психических  функций, коммуникативных навыков, интереса к окружающей жизни, и, в  конечном счёте, развитию личности ребёнка, его социальной реабилитации и адаптации. Успехи детей позволили увидеть эффективность и перспективы дальнейшего обучения детей с нарушением слуха в общеобразовательных учреждениях. Окончив 9 классов и получив аттестаты общеобразовательной школы, у детей появилась возможность продолжить учёбу в ССУЗах г.Хабаровска. В 1998 году 6 человек поступили в торгово-экономический техникум. Учащиеся техникума чувствуют себя настоящими студентами и очень серьёзно относятся к учёбе. Неслышащие учащиеся хорошо адаптировались в среднем специальном учебном заведении и хорошо осваивают учебную программу. Создавая благоприятные условия учащимся для постепенной, мягкой интеграции инвалидов по слуху в среду слышащих сверстников, помогая выбрать и освоить профессию, которая имеет спрос на рынке труда, способствуя интеллектуальному развитию и получению прочных знаний, школа решает очень важную государственную проблему социальной адаптации неслышащих детей. С каждым годом уровень интеграции детей с нарушением слуха становится более эффективным.

Несмотря на всю актуальность и важность проблемы, к вопросу интеграции надо подходить  очень внимательно и обдуманно. Для какой-то части детей с  отклонениями в развитии интегрированное  обучение может быть эффективным. Но интеграция оказывается невозможной  для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к  таким детям речь может идти о  социальной интеграции (совместное пребывание в учреждении, проведение досуга, внешкольные  мероприятия), а не об образовательной  интеграции.

Различные формы  интеграции (временная, частичная-фрагментарная, комбинированная, полная) глухих детей  со слышащими детьми направлены на нормализацию жизни каждого ребёнка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие. Для того чтобы интегрированное  обучение целенаправленно расширялось  и было эффективно, необходима специальная  подготовка, как педагогов массовых учебных учреждений, так и учителей дефектологов, психологов, логопедов, а также проработка правовых вопросов интеграции. Кроме всего сказанного, большое значение имеет при интегрированном  обучении - готовность нашего общества принять детей с проблемами слуха. Несмотря на все трудности, открытие и развитие подобных школ принесёт огромную пользу не только детям с  отклонениями в развитии, но и здоровым детям тоже, которые от этого станут только добрее и отзывчивее.

7. Заключение.

Сформулируем  теперь некоторые основные выводы, к которым можно прийти в результате анализа вышеизложенного материала. Главный из них заключается в  том, что преодоление существующей проблемы глухоты в принципе возможно. Как писал Л.С. Выготский: "Проблема глухоты в обществе - проблема социальная". Глухота будет побеждена через  социальное воспитание. Тогда о глухом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он глухой и ничего больше. (Пример: социальная адаптация  и интеграция детей с нарушениями  слуха УВК № 1824 Зеленоградского  округа г. Москвы).

Социальная адаптация  и интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависит от его  социокультурной идентификации, т.е. от сознания себя членом того или иного  сообщества, субкультуры, определяющим фактором которой является язык. Развитие и становление личности глухого  может происходить в условиях субкультуры жестового языка  или в условиях сообщества слышащих, что соответственно окажет решающую роль на формирование социокультурной  идентификации. Однако необходим и  встречный процесс - то или иное сообщество, субкультура должны признать или  не признать этого человека "своим". Поэтому в реальной жизни социальная интеграция неслышащих не всегда протекает без проблем: "говорящий глухой", не владеющий жестовым языком, не всегда бывает принят в качестве "своего" в субкультуре глухих, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на владение словесной речью, его также не рассматривают в качестве "своего". Проблема социокультурной идентификации и интеграции особенно остро встаёт в среде молодых людей в связи с их жизненным самоопределением, созданием семьи, формированием круга друзей.

Пробить брешь  в стене безмолвия - задача, не доступная  только глухим. Лишь при активном и  доброжелательном содействии слышащих глухой в состоянии стать полноценным  членом общества.

СЛЫШАЩИЕ! Будьте терпеливы при общении  с глухими,

от нашего с Вами отношения к глухому, от уважения к нему

и стремления оказать посильную помощь в значительной мере

зависят устранение дефицита информации и трагедия одиночества,

никогда не забывайте это!

Литература:

"Социальная  адаптация и интеграция детей  с нарушениями слуха". Сост. Астафьева  В.М. - М.: АПК и ПРО, 2000.

Информация о работе Социальная адаптация детей с глубоким нарушением слуха