5.3 Социальная
адаптация учащихся с нарушениями
слуха в условиях интеграционного
подхода.
На базе УВК
№1824 с 1997 года проводится экспериментальная
работа по социальной адаптации и
интеграции неслышащих в общество путём
проведения внешкольных интегрированных
мероприятий со слышащими. Целью
эксперимента является обеспечение
позитивной социализации детей с
нарушением слуха .В решении вопроса
социальной адаптации глухих детей
УВК № 1824 большую помощь оказывает
управление образования Зеленограда.
Совместно разработана долгосрочная
программа реабилитации и социальной
адаптации глухих и слабослышащих
детей. Программа включает проведение
игр "Пойми меня" совместно
со слышащими детьми, совместные экскурсии
и встречи друзей учащихся УВК
№1824 и гимназии №1528 во время школьных
каникул (викторины, спортивные состязания,
дискотеки и чаепития); общегородские
конкурсы, например: "Путешествие
в мир русской кухни", "Мой
любимый город"; художественная эстафета
"Эльдорадо - страна всеобщего счастья",
особенностью этого конкурса являлось
участие смешанных команд. В состав
команды входили слышащие и неслышащие
ребята. Совместная деятельность активизирует
общение неслышащих. Учащиеся 8-11 классов
вместе со слышащими детьми занимаются
в секции подводного плавания и становятся
призёрами Москвы.
Прекрасную возможность
для организации совместной деятельности
неслышащих со слышащими в одном
коллективе предоставляет интегрированный
выездной трудовой лагерь для подростков.
Уже три года подряд, вместе с
учащимися гимназии, ребята выезжают
в трудовой лагерь на восстановление
усадьбы Блока и в Михайловское.
Организация деятельности учащихся
в трудовом лагере способствует формированию
таких качеств как коллективизм,
деловитость, самостоятельность. Важно,
что в трудовой деятельности неслышащие
ребята учатся принимать самостоятельные
решения, брать инициативу на себя,
жизнь в трудовом лагере не позволяет
потеряться в массе, спрятаться за чужую
спину, быть беззаботным иждивенцем.
Везде неслышащие стремились быть первыми
и, им это чаще всего удавалось. Анкетирование
среди всех участников лагеря, выявило
следующие вариации высказываний друг
о друге.
Слышащие
о неслышащих:
Глухие ребята
мне очень понравились. Мы разговаривали
с ними о многих вещах, может и
не так подробно, но всё же были разные
темы разговоров.
Я с почтением
отношусь к глухим, вполне нормально
их воспринимаю и считаю их равными
себе.
Нужно сказать,
что общество лагеря не лелилось на
слышащих и глухих.
Неслышащие
о слышащих:
Этот лагерь
был очень интересным. Мы уже не
боялись слышащих. Они просто здорово
относились к нам.
Мне кажется, это
был самый лучший лагерь. Потому,
что я не чувствовал себя каким-то
другим, не таким как обычные люди.
Мы были вместе!
В обществе, говорит
слепо-глухой учёный Суворов А.В., существует
опасность двух крайностей по отношению
к инвалидам: чрезмерная благотворительность
или милосердие, превращающее инвалида
в объект жалостного обслуживания;
и сверхинтеграция
- когда вовлечение инвалида в жизнь общества
происходит без учёта его реальных трудностей,
в целях более эффективного их преодоления;
и в том и другом случае происходит дискриминация
инвалидов, нарушение их общечеловеческих
прав и обязанностей. В трудовом лагере
слышащему окружению удалось соблюсти
золотую середину между двумя крайностями,
была обеспечена самая разносторонняя
совместная деятельность и, на её основе,
общение между слышащими и неслышащими
подростками. Таким образом, в общем, положительный
эмоциональный фон впечатлений, которые
неслышащие ребята вынесли из трудового
лагеря, усилил их стремление к общению,
содержательной коммуникации с окружающим
миром, что значительно облегчает выполнение
задач по социальной адаптации учащихся
с нарушениями слуха.
В рамках эксперимента
проводятся занятия по дополнительному
образованию: по программе "Компьютерная
грамота" в муниципальном компьютерном
центре. В кружках Дворца Творчества
для детей и юношества неслышащие
ребята овладевают искусством лепки, рисования,
учатся работать с современной фото-
и видеотехникой. В спортивном клубе
ребята могут заниматься подводным
плаванием с последующим участием
в спортивных соревнованиях. Дети с
ограниченными возможностями участвуют
абсолютно во всех окружных мероприятиях
и никто и никогда не делает
им скидку на их недуг. Помочь изменить
отношение к таким детям со
стороны слышащих людей помогают
и средства массовой информации: радио,
окружная газета "41", кабельное
телевидение. Не только глухим и слабослышащим
детям нужно преодолеть барьер общения,
но и слышащим людям нужно тоже
помочь установить контакт с такими
детьми. Педагогический коллектив УВК
№ 1824 старается создать такие
условия для детей-инвалидов, чтобы
им было радостно и комфортно, чтобы
ребёнок не был закомплексован на
своём дефекте, чтобы вырос хорошим
и достойным человеком.
6.Интегрированное
обучение детей
с нарушениями
слуха.
В настоящее
время большинство стран переходят
на путь интеграции в обучении детей
с отклонениями в развитии. Проблемы
интеграции детей с отклонениями
в развитии в коллектив здоровых
детей находится в центре внимания
и в нашей стране. Но если для
развития интеграции в странах Западной
Европы и США создана законодательная
база, то этого нельзя сказать о
России. Хотя определённые положительные
сдвиги в решении этой проблемы есть.
У родителей и детей появилась
возможность выбора разных форм обучения
и разработан проект закона РФ "Об
образовании лиц с ограниченными
возможностями". Идеи интегрированного
обучения, развиваемые в нашей
стране, всегда основывались на необходимости
достижения ребёнком с нарушенным слухом
равного со слышащими детьми уровня развития,
участия на равноправных началах во всех
видах деятельности в детском саду и школе.
В настоящее время изучаются возможности
интеграции глухих дошкольного и школьного
возраста, разрабатываются различные
формы пребывания детей в массовых дошкольных
учреждениях и школах. (И.М. Гилевич, Л.И.
Тигранова, Э.И. Леонгард, Э.В. Миронова,
Н.Д. Шматко). Определение ребёнка в массовое
учреждение зависит также от уровня физического
развития и состояния здоровья, познавательного
развития. Большое значение имеют личностные
свойства ребёнка, особенно такие, как
активность, самостоятельность, инициативность,
которые положительно влияют на развитие
общения с другими детьми и педагогами.
Определять ребёнка в массовое учреждение
можно только при наличии у него речи,
обеспечивающей общение с детьми и педагогами.
Его устная речь должна быть достаточно
разборчивой и понятной окружающим детям
и взрослым. Интеграция ребёнка с нарушением
слуха невозможна без активного участия
родителей. Им принадлежит ведущая роль
в организации ежедневных занятий дома,
постоянная работа по развитию речевого
общения в быту. Как правило, родители
проводят общеразвивающую и коррекционную
работу в семье по заданиям сурдопедагога.
Именно он может посоветовать родителям
посещение ребёнком массового учреждения,
а в некоторых случаях, наоборот, предостеречь
их от этого, если ребёнок не готов к интеграции
в коллектив слышащих детей. Эффективность
"семейного" подхода к решению проблем
ребёнка с нарушением слуха успешно доказали
более 166 семей из 78 городов России и ближнего
зарубежья, получающие регулярную педагогическую
поддержку в Школе "Нордис".
"Нордис" -
Нижегородское Объединение Родителей
Детей-Инвалидов по Слуху. Так
называлась общественная организация,
по чьей инициативе в 1993 году
была создана Школа. В основу
концепции Школы была положена
методика кандидата педагогических
наук Эмилии Ивановны Леонгард
"Система формирования речевого
слуха и речевого общения"
и личный опыт семей, воспитавших
глухих детей вне спецучереждений.
Школа стала такой, какой она
есть сегодня - Школа родительского
опыта. Девиз преподавателей Школы
- "Мы будем вместе с Вами,
но не вместо Вас!". Занятия
в Школе проводятся 1-2-х недельными
курсами один раз в 3-6 месяцев
индивидуально с каждой семьёй
или один день еженедельно.
Логическим продолжением программы
"Семья может всё" стало
начальное общее образование,
построенное на принципах интегрированного
обучения. В настоящее время в
Школе четыре начальных класса,
включающих наряду со здоровыми
детьми детей, страдающих нарушением
слуха. Дети учатся в малокомплектных
классах, осваивая, помимо общеобразовательных
предметов по программе 1-4 классов,
английский язык и художественное
творчество, информационную культуру
в компьютерном классе, занимаются
плаванием, хореографией, играют
на различных музыкальных инструментах
в школьном оркестре. Совместное
пребывание детей в течение
всего дня, их контакт не
только в учебной деятельности,
но и на прогулке, в игре, бытовых
ситуациях даёт здоровым детям
возможность нравственного опыта
общения с более слабым и
принятия его как равного, а
детям с физическими ограничениями
- равные с их здоровыми сверстниками
возможности в получении полноценного
образования, необходимого для
их адаптации и интеграции
в обществе.
Примером истинной
адаптации могут служить дети,
которые занимаются в школе-гимназии
№ 3 г.Хабаровска. В 1991 году по инициативе
родителей был открыт 2-ой класс
начальной школы для глухих детей.
Обучение в условиях общеобразовательной
школы и коррекционно-развивающие
занятия по верботональному методу
способствовали устранению пробелов в
знаниях, развитию высших психических
функций, коммуникативных навыков,
интереса к окружающей жизни, и, в
конечном счёте, развитию личности ребёнка,
его социальной реабилитации и адаптации.
Успехи детей позволили увидеть эффективность
и перспективы дальнейшего обучения детей
с нарушением слуха в общеобразовательных
учреждениях. Окончив 9 классов и получив
аттестаты общеобразовательной школы,
у детей появилась возможность продолжить
учёбу в ССУЗах г.Хабаровска. В 1998 году
6 человек поступили в торгово-экономический
техникум. Учащиеся техникума чувствуют
себя настоящими студентами и очень серьёзно
относятся к учёбе. Неслышащие учащиеся
хорошо адаптировались в среднем специальном
учебном заведении и хорошо осваивают
учебную программу. Создавая благоприятные
условия учащимся для постепенной, мягкой
интеграции инвалидов по слуху в среду
слышащих сверстников, помогая выбрать
и освоить профессию, которая имеет спрос
на рынке труда, способствуя интеллектуальному
развитию и получению прочных знаний,
школа решает очень важную государственную
проблему социальной адаптации неслышащих
детей. С каждым годом уровень интеграции
детей с нарушением слуха становится более
эффективным.
Несмотря на
всю актуальность и важность проблемы,
к вопросу интеграции надо подходить
очень внимательно и обдуманно.
Для какой-то части детей с
отклонениями в развитии интегрированное
обучение может быть эффективным. Но
интеграция оказывается невозможной
для детей с интеллектуальной
недостаточностью. По отношению к
таким детям речь может идти о
социальной интеграции (совместное пребывание
в учреждении, проведение досуга, внешкольные
мероприятия), а не об образовательной
интеграции.
Различные формы
интеграции (временная, частичная-фрагментарная,
комбинированная, полная) глухих детей
со слышащими детьми направлены на
нормализацию жизни каждого ребёнка,
включение его в сферу нормальных
социальных отношений, его всестороннее
развитие. Для того чтобы интегрированное
обучение целенаправленно расширялось
и было эффективно, необходима специальная
подготовка, как педагогов массовых
учебных учреждений, так и учителей
дефектологов, психологов, логопедов,
а также проработка правовых вопросов
интеграции. Кроме всего сказанного,
большое значение имеет при интегрированном
обучении - готовность нашего общества
принять детей с проблемами слуха.
Несмотря на все трудности, открытие
и развитие подобных школ принесёт
огромную пользу не только детям с
отклонениями в развитии, но и здоровым
детям тоже, которые от этого станут
только добрее и отзывчивее.
7.
Заключение.
Сформулируем
теперь некоторые основные выводы,
к которым можно прийти в результате
анализа вышеизложенного материала.
Главный из них заключается в
том, что преодоление существующей
проблемы глухоты в принципе возможно.
Как писал Л.С. Выготский: "Проблема
глухоты в обществе - проблема социальная".
Глухота будет побеждена через
социальное воспитание. Тогда о глухом
ребёнке не скажут, что он дефективный,
но скажут что он глухой и ничего
больше. (Пример: социальная адаптация
и интеграция детей с нарушениями
слуха УВК № 1824 Зеленоградского
округа г. Москвы).
Социальная адаптация
и интеграция человека с нарушенным
слухом во многом зависит от его
социокультурной идентификации, т.е.
от сознания себя членом того или иного
сообщества, субкультуры, определяющим
фактором которой является язык. Развитие
и становление личности глухого
может происходить в условиях
субкультуры жестового языка
или в условиях сообщества слышащих,
что соответственно окажет решающую
роль на формирование социокультурной
идентификации. Однако необходим и
встречный процесс - то или иное сообщество,
субкультура должны признать или
не признать этого человека "своим".
Поэтому в реальной жизни социальная интеграция
неслышащих не всегда протекает без проблем:
"говорящий глухой", не владеющий
жестовым языком, не всегда бывает принят
в качестве "своего" в субкультуре
глухих, и он не всегда к ней стремится;
в сообществе слышащих, несмотря на владение
словесной речью, его также не рассматривают
в качестве "своего". Проблема социокультурной
идентификации и интеграции особенно
остро встаёт в среде молодых людей в связи
с их жизненным самоопределением, созданием
семьи, формированием круга друзей.
Пробить брешь
в стене безмолвия - задача, не доступная
только глухим. Лишь при активном и
доброжелательном содействии слышащих
глухой в состоянии стать полноценным
членом общества.
СЛЫШАЩИЕ!
Будьте терпеливы при общении
с глухими,
от нашего
с Вами отношения к глухому, от
уважения к нему
и стремления
оказать посильную помощь в значительной
мере
зависят
устранение дефицита информации и трагедия
одиночества,
никогда
не забывайте это!
Литература:
"Социальная
адаптация и интеграция детей
с нарушениями слуха". Сост. Астафьева
В.М. - М.: АПК и ПРО, 2000.