Сновидения как психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 21:29, реферат

Описание работы

Изучение сновидений от древности до наших дней.
Как сны связаны с о здоровьем.
Сновидения на заказ.

Работа содержит 1 файл

Kypcobaja-2-2.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

     Механические  раздражения отдельных участков тела также стимулируют сновидения, причём важное значение имеют сила, длительность и место приложения стимула. В ответ на механические раздражения во сне возникают прежде всего зрительные сцены, в которые тем или иным способом вовлекаются части тела, подвергаемые воздействию. Например, может быть представлена сцена драки либо нападения какого-то животного, кусающего именно ту часть тела, которая раздражается. Сильное и длительное механическое раздражение может привести к ощущению холода, тепла или боли, войти в ткань сновидения, дать импульс к его развитию, а иногда вызвать непроизвольную двигательную реакцию, которая тоже может оказаться фрагментом увлекательного сна.

     Если  следовать рекомендациям компетентных исследователей сновидений, человек, желающий испытать ощущения «полёта» во сне, может попытаться с помощью друзей или родных смоделировать такую ситуацию. Выбрав подходящий период сна, лучше во второй половине ночи (детально об этом будет рассказано позднее), следует постепенно и осторожно прикрыть грудь спящего тяжёлым одеялом, затрудняющим дыхание. Через 10 -–15 минут надо быстро, но соторожно снять этот груз. Коль повезёт – есть реальные шансы наслодиться в сновидении «свободным полётом». Вероятность отчёта о заказанном сновидении повысится, если разбудить спящего минут через двадцать после подобной манипуляции.

     Французский психиатор Симон выделяет категорию  «физиологических галлюцинаций», проявляющихся  у здоровых, даже выдающихся людей. Бальзак, описывая аустерлицкую битву, слышал крики раненых, пушечные выстрелы, ружейные залпы.

     Гёте  был тоже подвержен галлюцинациям: однажды среди бела дня он увидел самого себя, в своём обычном наряде и верхом на лошади. Гёте мог по желанию  вызвать у себя тот или другой зрительный галлюцинаторный образ, который затем видоизменялся уже непроизвольно. Такая удивительная способность изредка встречается и у «простых смертных».

     Первый  международный конгресс по эксперементальной  психологии, состоявшийся в 1889г. в Париже, разослал большое число опросных листов с целью получить точный материал о том, какое значение имеют галлюцинации в возникновении разного рода суеверий. Было получено свыше 27 тысяч ответов, из них свыше 3 тысяч ( около 12% ) утвердительных, то есть сообщающих, что данное лицо имело галлюцинации один или несколько раз, находясь в нормальном состоянии здоровья. В большинстве случаев галлюцинации имели зрительный характер, реже – слуховой и ещё реже – осязательный. Половина всех случаев слуховых галлюцинаций состояла в том, что люди слышали своё имя. Эта разновидность галлюцинаций породила одно из народных поверий: кому послышится, что его кто-то позвал, особенно если это случится весной («веснянка зовёт»), тот жди скорой смерти.

     В появлении галлюцинаций большую  роль играет самовнушение, вызванное каким-нибудь наводящим суеверный страх впечатлением или неотступной горестной мыслью об умершем близком человеке.

     Всё это показывает, что галлюцинации, наводящие такой страх на суеверных  людей, не более таинственны, чем  сновидения, и, так же как сновидения, могут быть вызваны различными искуственными приёмами. На этих приёмах, известных ещё древним народам, основаны многие способы гадания. Так, зрительные галлюцинации вызывались, когда гадающий упорно смотрел в кристалл или в «магическую жидкость» – воду, которая впоследствии была заменена зеркалом; прислушивание к шуму морских раковин пробуждало слуховые галлюцинации и т. п. Очевидно, что такими приёмами гадальщики вызывали у себя слабую степень гипнотического состояния. При котором повышается внушаемость, а следовательно, и склонность к галлюцинациям. Необычайно яркие и разнообразные галлюцинаторные образы могут быть вызваны употреблением некоторых ядовитых веществ – гашиша, опиума, мескалина и пр. 
 
 
 

  Сон и медицина

 
 

     Частым  источником  сновидений  являются  возбуждения, приходящие  в  мозг  не  из  внешнего  мира, а  из  внутренних  органов  тела - желудка, кишок, мочевого  пузыря, легких, сердца  и  пр. Все  эти  органы  обладают  чувствительностью  и  связаны  нервными  путями  с «органом  психики» - корой больших полушарий головного мозга. Днем  мы  обычно  не  замечаем  «сигналов», идущих  из  внутренних  органов, потому  что сознание  заполнено более сильными  впечатлениями внешнего  мира. Ночью обстановка  меняется: чем  более  замирает деятельность  наружных  органов чувств, тем отчетливее  начинают  ощущаться раздражения, возникающие во  внутренних  органах.

     Общим признаком сновидений больных является то, что они задолго до появления  явных признаков болезни начинают принимать неприятный и даже кошмарный характер, с преобладанием таких зрительных сцен, как войны, драки, пожары, ранения и другие повреждения различных частей тела, пожары, кровь, сырое мясо, покойники, грязь, грязная вода, недоброкачественные пищевые продукты ,падения в пропасть и т.п.,с почти постоянными неприятными мыслями, тревогой, тоской, страхом.

     Наиболее  характерно ,что часто повторяющиеся  неприятные образы и сцены в сновидениях  заболевающих связаны с особенностями  заболевания. Эти зрительные сцены  являются наиболее ранними признаками заболеваний, в них довольно точно отражаются локализации болезни, характер ощущений и функциональные особенности поражённых органов и частей тела.

     От  неприятных сновидений, возникающих  при неблагоприятных внешних  влияниях, действовавших до и во время сна (семейные, служебные и другие неприятности; свет, звук, душное помещение и т.п. ), сновидения больных отличаются тем, что обычно упорно держатся в течение всей ночи и на протяжении всего заболевания; не имеют прямойпричинной связи с внешними раздражителями, действовавшими до или во время сна; неприятные мотивы более или менее однотипно повторяются во многих сновидениях и связаны с определёнными участками тела или с какой-нибудь определённой функцией: пищеварительной, дыхательной, сердечной и др. Неприятные сновидения часто появляются раньше других явных клинических симптомов болезни. На это обстоятельство было обращено внимание ещё Гиппократом и Геленом, которые отметили изменение характера сновидений при некоторых заболеваниях и пытались дать им диагностическое значение. Действительно, по сноведениям можно узнать о начавшемся  заболевании раньше, чем на основании других симптомов. Начальные изменения сновидений при разных заболеваниях могут быть различными, что зависит от локализации процесса, характера нарушений в организме и других особенностей болезни.

     Сон на заказ

 

     Сновидения  даны нам для того, чтобы мы разобрались  со своей реальной жизнью. И если мы научимся входить в свои сны  и менять их, то научимся менять себя. А значит, мир вокруг станет другим.

     Среди разнообразия методов достижения осознанности во сне можно выделить следующие  базовые рекомендации.

     Одним из основных средств, способствующих пробуждению  в мире сна, является активное воображение. Думайте о сновидениях, разрабатывайте днём их сюжет, мечтайте о захватывающих дух путешествиях в реальностях, где нет ничего невозможного. Убедите себя в том, что осознанность во сне – это доступно для вас, заранее внушайте себе, что вы уже являетесь  хорошим сновидящим.

     Существует  множество людей, утверждающих, что они не видят снов или видят их очень редко. Но это заблуждение. Нет сна без сновидений. Все видят сны, но далеко не каждый их запоминает. Плохая запоминаемость снов может быть связана не с недостатком памяти вообще, а с отсутствием привычки обращать на их содержание внимание (на сознательном или подсознательном уровне).

     Для начала практики осознанных сновидений необходимо развить в себе способность  к запоминанию снов. Всех снов, которые  к вам приходят. Чтобы этого  достичь, заведите себе привычку сразу после пробуждения некоторое время тратить на как можно более полное вспоминание снов. Вспоминайте их в течение дня. Для развития памяти на сновидения лучше всего их записывать. Первоначально делайте короткие заметки, но время от времени желательно к ним возвращаться и дополнять новыми деталями.

     Ведение записей помогает сновидческой практике ещё в одном аспекте. Делая  их обзор, необходимо выделять в них  характерные, наиболее часто встречающиеся  элементы. Сосредотачивая внимание на их отслеживании, во сне можно очень сильно увеличить вероятность осознания сновидения.Отслеживание должно стать глубоко укоренившейся привычкой и выполняться практически непроизвольно. Для приобретения такой привычки необходимо затеять своеобразную игру.

     Дмитрий Георгиев, ведущий групповых тренингов по изучению сновидений, считает, что если вы помните свои сны, то можете сразу начать с простых техник, которые помогут обрести контроль над сновидениями. Среди дня задавайте себе вопрос: «А не сон ли это?». Вскоре такой вопрос возникнет и во сне. Затем проверьте устойчивость окружающего вас мира. Во сне обстановка не остаётся постоянной,  может трансформироваться во что-то  не вообразимое,  что не соответствует представлениям  об «обычном» мире. Поэтому это даёт возможность осознать, что в данный момент вы находитесь в сновидении.

     Неустойчивость  мира сновидений простейший ключ для  отделения его от мира бодрствования. Например, попробуйте прочитать какую-нибудь надпись, взглянуть в сторону, а  затем снова её прочитайте. Если слова изменились, значит, вы спите.

     Для достижения осознанности можно намеренно  привносить в сон элементы, которые  будут дополнительным  напоминанием о нахождении в сновидении.

     Одно  из самых известных средств установления контроля над сновидениями приводится в книгах Карлоса Кастанеды: поднесите во сне к глазам собственные руки  и рассмотрите их. Этот метод достаточно универсален. Как только руки начинают расплываться или менять очертания, следует перевести взгляд на другие предметы. Смотрите на предметы центральным зрением, а боковым следите за руками, и наоборот. После этого сон продолжается, но любая несуразица уже не проходит незамеченной, а чётко фиксируется. Смотрите на всё мельком, вскользь, вновь и вновь возвращаясь к рукам, пока образы снящегося мира не обретут устойчивость. Нужно помнить, что фиксация взгляда ведёт к пробуждению, активная вовлечённость в Происходящее – к утрате самосознания и погружению в сумбур обычного сна. Контроль – это искусство балансирования между тем и другим.

     Если  научиться управлять своими снами, то кошмары будут не страшны. Даже если верить в то, что есть люди или злые силы, которые умеют входить в чужие сны, можно справиться с любыми «фредди крюгерами». Ведь это наш сон, а значит, мы в нём сильнее. А всякий, кто попытается сотворить кошмар, сам окажется в нём не менее уязвимым.

     УЧИМСЯ  У ТВОРЧЕСКИХ  СНОВИДЯЩИХ. Можно  находить творческие решения в сновидениях.

     Многие  творческие люди прошлого совершенно случайно обнаруживали этот источник вдохновения. Иногда человек приходит к искомому результату, когда его жизнь во сне неожиданно дарит ему решающий элемент, который он осознал и может использовать. Некоторые из таких творческих находок  в сновидениях хорошо известны.

     Во  всех книгах о психологии творчества приводится пример с немецким химиком Фридрихом Кекуле, который, задремав у камина, увидел во сне формулу бензола в виде огненной змеи, ухватившей себя за хвост. Менделеев увидел во сне окончательный вариант своей таблицы. Бетховен, заснув во время путешествия в карете, сочинил канон, но, проснувшись, не мог восстановить его по памяти. На следующий день, проезжая в той же карете, он вспомнил его и записал. Римскому-Корсакову снились музыкальные образы его «Снегурочки».

     Большинство творческих людей и не подозревает, что существует возможность намеренно вызвать творческие сновидения.

     Обыкновенные  сновидящие – те из нас, кто не является поэтом, писателем или учёным –  могут использовать ту же технику  для достижения творческих результатов. Им совершенно не обязательно быть поэтами или художниками. Какова бы ни была наша работа, мы можем найти творческие решения в своих сновидениях. Эти результаты будут гораздо оригинальнее, чем те, которые мы находим в бодрствующем состоянии. Однако мы не просто найдём оригинальные решения – мы достигнем внутреннего единства с самими собой, единства жизни наяву и жизни во сне.

     Важным  принципом вызывания творческих сновидений является то, что желающий видеть такое сновидение должен погружаться  в объект, который он желает увидеть  во сне, вплоть до последнего мгновения «предсонного» состояния, когда бодрствование сменяется сном.

     Специалисты по сновидениям считают, что если у человека есть проблема, которую  он не может решить, то надо написать на бумажке вопрос, положить его  под подушку, и вам приснится ответ. Если вопрос остался без ответа, значит, вы его неправильно сформулировали, напишите ещё раз, и так до тех пор, пока не узнаете ответ из своего сна, который и существует для того, чтобы сделать нашу жизнь полней и интересней. 

     РИТУАЛ  ПО СНУ 

     Все сновидения содержат информацию, полезную для создания нашего будущего. Всё же нет смысла серьёзно работать над каждым сном. Многие из них решают повседневные мелкие задачи ,действуя на наше подсознание автоматически,и потому легко забываются. Но следующие сны требуют особого внимания :

Информация о работе Сновидения как психологический феномен