Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:51, курсовая работа
В психологии феномен Я-концепции традиционно исследуется с позиции гуманистического подхода к человеку. Особое значение Я-концепция как психическая реальность имеет в рамках проблемы индивидуально-личностного в человеке через изучение его представлений о самом себе.Проблемная ситуация темы заключается в следующем: несмотря на то, что Я-концепция рассматривается во многих психологических, психоаналитических теориях четкого определения понятия «Я-концепция» нет. Также как и универсальных способов изменения и формирования Я-концепции.
Введение
Глава 1. Основные положения «Я - концепции»
1.1 Источники формирования и развития «Я - концепции»
1.2 Структура «Я - концепции»
1.3 «Я – концепция» как совокупность установок «на себя»
1.4 Проблемы измерения «Я - концепции»
Глава 2. Я - концепция как социально - психологический феномен
2.1 Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»
2.2 Основные положения феноменологического подхода
2.3 Теория Карла Роджерса
Глава 3. Социальная идентичность
3.1 «Я – концепция» и социальная идентичность
3.2 Эриксон об идентичности
Заключение
Список литературы
Курсовая работа по теме:
«Я-КОНЦЕПЦИЯ» КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Содержание
Введение
Глава 1. Основные положения «Я - концепции»
1.1 Источники формирования и развития «Я - концепции»
1.2 Структура «Я - концепции»
1.3 «Я – концепция» как
совокупность установок «на
1.4 Проблемы измерения «Я - концепции»
Глава 2. Я - концепция как социально - психологический феномен
2.1 Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»
2.2 Основные положения феноменологического подхода
2.3 Теория Карла Роджерса
Глава 3. Социальная идентичность
3.1 «Я – концепция» и социальная идентичность
3.2 Эриксон об идентичности
Заключение
Список литературы
Введение
В психологии феномен Я-концепции традиционно исследуется с позиции гуманистического подхода к человеку. Особое значение Я-концепция как психическая реальность имеет в рамках проблемы индивидуально-личностного в человеке через изучение его представлений о самом себе.
«Я-концепции» посвящено немало исследований. И потому за рубежом Я-концепция подробно исследовалась в контексте концептуальных подходов: ее зарождения (У. Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.), ее развития (Р. Бернс, А. Комбс, Д. Соупер и многие другие), ее измерения (Р. Бернс, М. Кун, Д. Паркер и др.).
Излагаемые позиции по проблеме «Я» - разные, порой противоречивые. Но именно это обеспечивает более активное поле ее обсуждения.
Как уже отметили, что «Я-концепция» - одно из базовых понятий гуманистической психологии или феноменологического (перцептивного) подхода в понимание Я. Актуальность темы состоит в том, что многие современные теории основываются именно на этом подходе, поэтому важно обратится к первоисточникам и авторитетам данного направления.
Проблемная ситуация темы заключается в следующем: несмотря на то, что Я-концепция рассматривается во многих психологических, психоаналитических теориях четкого определения понятия «Я-концепция» нет. Также как и универсальных способов изменения и формирования Я-концепции.
В работе рассматриваются источники развития и формирования Я-концепции. Здесь мы обращаемся к теориям Ч. Кули и Дж.Г. Мида.
Для уточнения центрального понятия данной работы - «Я-концепция» и его структуры, в работе используется теория американского психолога У. Джемса, который первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку.
В курсовой работе отмечается, что развитие теории Я-концепции направлено было не только для унификации терминологического аппарата, но и на поиск надежных эмпирических приёмов для измерения, результатом стало представление её как совокупности установок индивида «на себя». Одна из наиболее известных работ, посвященных Я-концепции в этом аспекте - работа Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание».
Психология «Я-концепции» как одна из социально-психологических схем личности в целом опирается на положения феноменологического подхода (гуманистической психологии). Поэтому в данной работе подробно описывается феноменологический подход и его основные положения, а также теория Роджерса, как авторитетного представителя данного направления.
В работе рассматривается социальная идентичность и эго-идентичность как часть Я-концепции. Для описания проблематики Я-концепции через эго-идентичность обращаемся к трудам эго-психолога, постфрейдиста Э. Эриксона.
Объект исследования – «Я-концепция» как феномен.
Предмет исследования – условия формирования «Я-концепции»; теории о «Я-концепции» в зарубежной психологии.
Цель работы – выявить особенности понимания «Я» в различных теориях, в особенности в феноменологическом подходе в изучение «Я концепции».
Задачи исследования:
Изучить теоретические аспекты: понятие «Я-концепция» и её структура, источники формирования и развития;
Выяснить проблему измерения «Я-концепции»;
Установить особенность «Я-концепции» как совокупности установок «на себя» (подход Р. Бернса);
Описать феноменологический подход в понимание «Я-концепции», его основные положения и особенности;
Показать особенность подхода К. Роджерса как представителя гуманистической психологии;
Представить социальную идентичность как часть «Я-концепции»;
Описать понимание идентичности эго-психологом Э. Эриксоном.
Глава 1. Основные положения «Я - концепции»
1.1 Источники формирования и развития «Я - концепции»
я концепция социальный идентичность
Из многочисленных источников формирования Я - концепции человека, по-видимому, наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:
1. Представление о своем теле (телесное Я).
2. Язык - как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.
3. Субъективное толкование обратной связи от значимых других, о себе.
4. Идентификация с приемлемой
моделью половой роли и
5. Практика воспитания детей в семье.
Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, как и другие компоненты Я - концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.
Исследования дают совершенно
убедительные свидетельства тому, как
различные телосложения человека вызывают
совершенно различные реакции других
лиц. В целом исследования подобного
плана выявляют общую тенденцию:
чувства и эмоциональные
Другими словами, так же, как для каждого из нас существует идеальная Я- концепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я- концепции в целом.
Эти идеальные представления
меняются со временем и между культурами.
Отсюда следует и практический вывод:
нельзя судить о других людях только
по их внешности при взаимодействии
с ними, чтобы уменьшить отрицательные
эффекты стереотипного
Язык и развитие Я - концепции. Значение языка для развития Я - концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию Я - концепции. Другими словами, Я - концепция осознается человеком в языковых терминах, и ее развитие осуществляется посредством языковых средств.
Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении) - другой важный источник формирования Я - концепции. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями) жизненно важны для развития у подростка Я - концепции. С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.
Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к мужскому или женскому полу является одним из краеугольных оснований Я - концепции человека, все другие функции и характеристики покоятся именно на этих представлениях - Я существо мужского или женского пола.
Различают два процесса формирования
половой принадлежности индивида -
половая идентификация и
Многочисленные исследования подтверждают, что, несмотря на формальное юридическое провозглашение равноправия, в большинстве культур больше свободы, власти и ценности приписывается мужской роли.
И поскольку характеристики,
связанные с традиционными
Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие Я - концепции.
Большинство психологов разделяют ту точку зрения, что первые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я - концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.
Психологами предпринимались многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории. Некоторые из основных результатов исследований кратко можно свести к следующему. Родители детей с высокими Я - оценками постоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка, теплоту и заботу о нем. Они проявляют меньше снисходительности, вседозволенности, опираются на высокие стандарты поведения и подкрепляют их соответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощрения, чем наказания. Четко устанавливаемые ребенку границы поведения допускают применение родителями менее жестких форм наказания. Существование ограничений обеспечивает ребенку тот социальный мир, в котором он может достигать успеха.
Наоборот, родители детей
с низкими Я – оценками проявляют
такие качества, как применение жестких
наказаний, безусловность подчинения
ребенка требованиям родителей
в сочетании с элементами вседозволенности.
Несогласованные реакции
В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет какого-то золотого правила или общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку.
Социальная психология признает межличностно - детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я – концепции.
В частности Ч. Кули(1902 г) предложил концепцию зеркального Я, в которой Я - концепция формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами.
Дж.Г. Мид (1934 г) в своей теории «обобщенного другого» главным предусловием развития Я - концепции считал способность индивида принимать роль другого, с тем, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены. Объединение таких оценочных представлении «обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я - концепции и внутренней регуляции поведения индивида.
1.2 Структура «Я - концепции»
Во многих психологических теориях Я - концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я - концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуацию обратимся к схеме, которая, с одной стороны, должна отразить структуру Я - концепции, а с другой - упорядочить терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы, посвященной Я – концепции.
Лучше всего представить
Я - концепцию в виде иерархической
структуры. На ее вершине располагается
глобальная Я - концепция, включающая всевозможные
грани индивидуального
Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I). Однако не следует забывать об условности такого различения. В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я – как - объект существует лишь в процессах «сознавания» и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя.
«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
- духовное «Я»;
- материальное «Я»;
- социальное «Я»;
- телесное «Я».
Эти аспекты образуют для
каждого человека уникальный образ,
или совокупность представлений
о себе как личности. Кроме этого
Джемс предложил формулу
Успехи
Самооценка =
Притязания
Образ и оценка своего Я
предрасполагают индивида к определенному
поведению; поэтому глобальную Я - концепцию
мы можем рассматривать как
Информация о работе Я-концепция как социально психологический феномен