Материнство как социально-психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 04:15, реферат

Описание работы

Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для человека. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Однако при относительно активной разработке отдельных проблем материнства является практически неизученным. То же необходимо отметить и по отношению к родительству в целом - в психологии нет четкого определения родительства, нет обоснования этого феномена с психологической точки зрения, за исключением исследования этнографического аспекта родительства (И.С. Кон, 1988).

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
Феноменологический подход к пониманию сущности родительства………………………………………………………………………3
Феномен материнства. Личностное развитие женщины в материнстве……………………………………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………….…..11
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.85 Кб (Скачать)
 
 

    Реферат

    на  тему: "Материнство как социально-психологический феномен" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………...2

    Феноменологический  подход к пониманию сущности родительства………………………………………………………………………3

    Феномен материнства. Личностное развитие женщины  в материнстве……………………………………………………………………….6

    Заключение…………………………………………………………….…..11

    Список  литературы……………………………………………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы  воспитания детей в паре со своим  супругом (супругой) формируется под  влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь  определяет состояние общества, института  семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.

    Родительство  играет значительную роль в жизни  конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой  для человека. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Однако при относительно активной разработке отдельных проблем материнства  является практически неизученным. То же необходимо отметить и по отношению  к родительству в целом - в психологии нет четкого определения родительства, нет обоснования этого феномена с психологической точки зрения, за исключением исследования этнографического аспекта родительства (И.С. Кон, 1988).

    Цель  работы: изучить психологическую  сущность материнства как интегрального  психологического образования.

    Объект  исследования: материнство как интегральное психологическое образование личности.

    Задача  исследования: рассмотреть феномены материнства. 
 

    
  1. Феноменологический  подход к пониманию  сущности родительства.

    Феноменологический  подход используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии:

  1. Принцип понимания, требующий учитывания влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.
  2. Принцип "эпохе", или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться.
  3. Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияния субъективного опыта исследователя.
  4. Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.

    Есть  определенная, причем неизменная последовательность событий, которая приводит к появлению  и ребенка, и родителей. Причем на разных этапах этой последовательности соотношение ролей "природного обеспечения" и самостоятельных усилий самих  родителей, как сознательных личностей, будет неодинакова. Но всегда будут  обе составляющие. И одна, и другая сторона этого тандема могут  обладать большей или меньшей "готовностью", могут быть "подкорректированы" и извне (помощь медицинская, психологическая, педагогическая) и изнутри (с одной  стороны, физиологические механизмы беременности, родов, грудного вскармливания существенно помогают формированию родительских чувств и родительской компетентности, а с другой стороны, наши сознательные усилия помогают справиться с неполадками в физиологии). Одно всегда должно быть неизменно: обе составляющие ("природное обеспечение" и личность родителей) должны взаимодействовать, а не конфликтовать.

    Выделяют  следующие критерии, по которым можно  определить степень этой готовности к родительству.

  1. Должны хотеть ребенка. Причем это должно быть на уровне потребности в заботе, в ухаживании, которая без труда будет удовлетворяться при появлении малыша в доме. Материнство (или отцовство) должно занять в системе ценностей достойное место, ведь родительство всегда требует чем-то поступиться, от чего-то отказаться ради крохи, особенно когда он полностью от вас зависит. Если вы не испытываете радость, оставаясь дома с малышом вместо того, чтобы пойти с друзьями в кино, то рискуете своим позитивным отношением к нему, ведь в ваших глазах он начинает восприниматься как обуза и помеха вашей жизни.
  2. Должны не только хотеть, но и уметь заботиться о ребенке. Готовиться к родительству (не путать с подготовкой к родам) нужно заранее, после рождения будет уже не до этого.
  3. Будущая мама должна достичь эмоциональной автономии от своих родителей, иметь собственные взгляды и ценности. Иначе происходит подмена: молодая мама при воспитании ребенка во всем ориентируется на своих родителей, и как результат - малыш получает "суррогатную" мать в виде бабушки.
  4. Значимым критерием готовности к родительству является способность самим обеспечить ребенка. В жизни может произойти всякое, поэтому полагаться лишь на своего партнера - неоправданная стратегия. Конечно, во Дворце бракосочетания все выходят замуж "навсегда", но ведь в жизни всякое бывает... Следовательно, без профессии - никуда.
  5. Последнее, что немаловажно для родительской готовности, - иметь позитивный опыт любви, полученный в своей семье. Если же его нет, то нужно осознать и переработать негативный опыт, чтобы в душе не было обид на своих родителей. Итак, когда стать мамой, решать, конечно же, только самим будущим родителям. Необходимо понимать, что с появлением малыша на свет забот существенно прибавится, придется полностью поменять ритм жизни (во всяком случае, в первое время), а также отказаться от каких-то привычек, поступиться своими интересами во благо крохи. Однако, как бы там ни было, все трудности с лихвой окупятся счастьем родительства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
  1. Феномен материнства. Личностное развитие женщины  в материнстве.

    Материнство изучается в русле различных  наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает  и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес  к комплексному изучению материнства  появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения  понятия "материнство" нет.

    В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние  женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с  детьми".

    В сексологическом словаре материнство  определяется как функция женского организма, направленная на продолжение  человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.

    Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как  психосоциальный феномен: как обеспечение  условий для развития ребёнка, как  часть личностной сферы женщины.

    Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнство  существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.

    Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся  на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.

    Брутман В.И. определяет материнство как  одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее  влияние оказывают общественные нормы и ценности.

    Таким образом, нет единого, однозначного понятия "материнство". Однако, важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура  и путь развития, множественность  культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных  исследований в этой области позволяют  говорить о материнстве как самостоятельной  реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

    В психологической литературе (преимущественно  зарубежной) много внимания уделяется  биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального  развития его у человека. В отечественной  психологии в последнее время  также появился ряд работ, связанных  с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими  и психолого-педагогическими аспектами  беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.

    Если  обобщать все основные направления  исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный  феномен рассматривается с двух основных позиций:

  • материнство как обеспечение условий для развития ребенка;
  • материнство как часть личностной сферы женщины.

    Материнство - это одна из социальных женских  ролей, поэтому даже если потребность  быть матерью и заложена в женской  природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние  на проявления материнского отношения. Понятие "нормы материнского отношения" не является постоянным, так как  содержание материнских установок  меняется от эпохи к эпохе. Той  или иной социальной установке соответствует  определенный образ ребенка. Отклоняющиеся  проявления материнского отношения  существовали всегда, но они могли  носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим  или меньшим чувством вины в зависимости  от общественного отношения к этим актам.

    В психологических исследованиях  феномена материнства существует много  направлений, которые можно объединить следующим образом:

  • Феноменологическое. Выделяются и подробно описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий и т.п. Популярным является выделение типов и стилей материнского поведения, отношения, позиции и т.п. Именно в этих исследованиях наиболее ярко проявляется ориентация на возрастные особенности ребенка (и периода материнства), в зависимости от чего выделяются (и объясняются) особенности матери. Поэтому целесообразно проанализировать такие работы по критерию периода материнства, соотносимого с возрастом ребенка.
  • Беременность. С позиций анализа беременности как условия развития ребенка исследуются особенности психического состояния женщины в беременности, влияющие на развитие ребенка. В первую очередь это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их возникновение и обострение в различные периоды беременности.
  • Материнство как часть личностной сферы женщины. В современной психологии личности и психотерапевтически ориентированных направлениях материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадия личностной и половой идентификации. Во всех этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции. В рамках этого направления можно выделить следующие аспекты.
  • Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации. В исследованиях этого направления материнство анализируется с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла (в отличие от других периодов жизни) и т.п. Такие исследования проводятся в рамках различных психологических подходов (психоанализ, гуманистическая психология, другие личностные подходы, психиатрия, психофизиология, этология, кросскультурные исследования, сравнительная психология и т.д.) с использованием различных методов (опросники, интервью, беседа, психофизиологические и проективные методы, наблюдение и т.д.).
  • Одной из наиболее важных фаз считается беременность, которая рассматривается как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. В работах, посвященных этой проблеме, беременность понимается как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяется сознание женщины и ее взаимоотношения с миром. Особенно стрессовой является первая беременность, так как она означает окончание независимого первично целостного существования и начало "безвозвратных" материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится связанным с запросами беспомощного и зависимого существа. Ее можно считать критической точкой в развитии женской идентичности. В этот период актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности.

    Исследователи разных направлений в основном выделяют три этапа в развитии беременности.

  • Первый относится к началу беременности.
  • Второй обычно совпадает с началом шевелений.
  • Третий является заключительной фазой подготовки к родам и захватывает ближайший послеродовой период.

    В рамках трансперсонального подхода  рассматривается актуализация в  беременности своего пренатального  опыта эмоционального взаимодействия с матерью, в первую очередь - эмоциональной  конфронтации, проблемы идентификации  с ключевой личностью, перенос на ребенка функций объекта влечения, объекта привязанности и т.п., выделяется типология отношения  к беременности по критерию сознательного - бессознательного принятия - отвержения.

    В результате успешного завершения этого  перехода женщина достигает внутренней и внешней интегрированности  и обретает новый социальный статус. 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Психология внутрисемейных взаимоотношений непосредственно сопряжена с психологическими проблемами развития каждого из составляющих семью индивидов, являясь не только персонализированным детством, но и персонализированной зрелостью, старостью, все этапы жизненного пути человека, все самые острые экзистенциальные проблемы человечества в том или ином виде представлены в психологии внутрисемейных взаимоотношений уже потому, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития каждого человеческого индивида, а личностное и социальное представлены здесь в сложных, противоречивых взаимоотношениях.

    Материнство определили как сложное интегральное психологическое новообразование, а так же рассмотрели положительные и отрицательные моменты в развитии отношений между супругами на фоне их родительства, а также влияние личностной зрелости родителей на воспитание ребенка и наоборот, роль ребенка на личностное развитие родителей. Взрослый в своем взаимодействии с ребенком способствует его психическому, личностному развитию. Он, во-первых, обеспечивает благоприятные условия для формирования принципиальных личностных черт, во-вторых, влияет на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний, в-третьих, влияет на формирование мотивационной сферы и ценностных ориентаций. И наоборот, появление ребенка в семье оказывает большой вклад на личностное развитие и зрелость родителей. А все это способствует личностному развитию самих родителей в своем родительстве. 
 
 

Информация о работе Материнство как социально-психологический феномен