Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 04:15, реферат
Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для человека. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Однако при относительно активной разработке отдельных проблем материнства является практически неизученным. То же необходимо отметить и по отношению к родительству в целом - в психологии нет четкого определения родительства, нет обоснования этого феномена с психологической точки зрения, за исключением исследования этнографического аспекта родительства (И.С. Кон, 1988).
Введение……………………………………………………………………...2
Феноменологический подход к пониманию сущности родительства………………………………………………………………………3
Феномен материнства. Личностное развитие женщины в материнстве……………………………………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………….…..11
Список литературы………………………………………
Реферат
на
тему: "Материнство как социально-психологический
феномен"
Содержание
Введение………………………………………………
Феноменологический
подход к пониманию сущности родительства………………………………………………
Феномен
материнства. Личностное развитие женщины
в материнстве……………………………………………
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Практически
каждый человек когда-то становится
родителем. Готовность к родительству,
осознание себя родителем и способы
воспитания детей в паре со своим
супругом (супругой) формируется под
влиянием самых различных факторов.
Качество воспитания, осознанное исполнение
родительской роли в свою очередь
определяет состояние общества, института
семьи и психологическое
Родительство
играет значительную роль в жизни
конкретной личности. На протяжении всей
жизни родитель остается значимой фигурой
для человека. Родительство включает
феномены материнства и отцовства,
но не сводится к их простой совокупности.
Однако при относительно активной разработке
отдельных проблем материнства
является практически неизученным.
То же необходимо отметить и по отношению
к родительству в целом - в психологии
нет четкого определения
Цель работы: изучить психологическую сущность материнства как интегрального психологического образования.
Объект
исследования: материнство как интегральное
психологическое образование
Задача
исследования: рассмотреть феномены материнства.
Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии:
Есть определенная, причем неизменная последовательность событий, которая приводит к появлению и ребенка, и родителей. Причем на разных этапах этой последовательности соотношение ролей "природного обеспечения" и самостоятельных усилий самих родителей, как сознательных личностей, будет неодинакова. Но всегда будут обе составляющие. И одна, и другая сторона этого тандема могут обладать большей или меньшей "готовностью", могут быть "подкорректированы" и извне (помощь медицинская, психологическая, педагогическая) и изнутри (с одной стороны, физиологические механизмы беременности, родов, грудного вскармливания существенно помогают формированию родительских чувств и родительской компетентности, а с другой стороны, наши сознательные усилия помогают справиться с неполадками в физиологии). Одно всегда должно быть неизменно: обе составляющие ("природное обеспечение" и личность родителей) должны взаимодействовать, а не конфликтовать.
Выделяют следующие критерии, по которым можно определить степень этой готовности к родительству.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия "материнство" нет.
В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми".
В
сексологическом словаре
Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.
Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.
Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.
Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.
Таким
образом, нет единого, однозначного
понятия "материнство". Однако, важность
материнского поведения для развития
ребенка, его сложная структура
и путь развития, множественность
культурных и индивидуальных вариантов,
а также огромное количество современных
исследований в этой области позволяют
говорить о материнстве как
В
психологической литературе (преимущественно
зарубежной) много внимания уделяется
биологическим основам
Если
обобщать все основные направления
исследований, то можно обнаружить,
что материнство как
Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие "нормы материнского отношения" не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.
В психологических исследованиях феномена материнства существует много направлений, которые можно объединить следующим образом:
Исследователи разных направлений в основном выделяют три этапа в развитии беременности.
В
рамках трансперсонального подхода
рассматривается актуализация в
беременности своего пренатального
опыта эмоционального взаимодействия
с матерью, в первую очередь - эмоциональной
конфронтации, проблемы идентификации
с ключевой личностью, перенос на
ребенка функций объекта
В
результате успешного завершения этого
перехода женщина достигает внутренней
и внешней интегрированности
и обретает новый социальный статус.
Заключение
Психология внутрисемейных взаимоотношений непосредственно сопряжена с психологическими проблемами развития каждого из составляющих семью индивидов, являясь не только персонализированным детством, но и персонализированной зрелостью, старостью, все этапы жизненного пути человека, все самые острые экзистенциальные проблемы человечества в том или ином виде представлены в психологии внутрисемейных взаимоотношений уже потому, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития каждого человеческого индивида, а личностное и социальное представлены здесь в сложных, противоречивых взаимоотношениях.
Материнство
определили как сложное интегральное
психологическое новообразование, а так
же рассмотрели положительные и отрицательные
моменты в развитии отношений между супругами
на фоне их родительства, а также влияние
личностной зрелости родителей на воспитание
ребенка и наоборот, роль ребенка на личностное
развитие родителей. Взрослый в своем
взаимодействии с ребенком способствует
его психическому, личностному развитию.
Он, во-первых, обеспечивает благоприятные
условия для формирования принципиальных
личностных черт, во-вторых, влияет на
развитие самооценки ребенка, его уровня
притязаний, в-третьих, влияет на формирование
мотивационной сферы и ценностных ориентаций.
И наоборот, появление ребенка в семье
оказывает большой вклад на личностное
развитие и зрелость родителей. А все это
способствует личностному развитию самих
родителей в своем родительстве.
Информация о работе Материнство как социально-психологический феномен