Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по "Семейная психология"
Семейная система психологически хар-ся такими св-ми как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность).
1. Психология семьи как отрасль современной психологической науки.
2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого
общества.
3. Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака.
4. Кризис современной семьи и нарушения ее развития.
5. Характеристика семьи как социального института и как системы.
6. Традиционные и современные функции семьи как социального института.
7. Жизненный цикл семьи.
8. Кризисные периоды в браке.
9. Основные подходы, модели и методы изучения семьи
10. Маскулинность и феминность. Психологические различия полов.
11 .Выбор брачного партнера.
12.Принятие решения о вступлении в брак.
13.Психологическая характеристика периода предбрачного ухаживания.
14.Предбрачные ожидания и их особенности.
15.Механизмы возникновения симпатии и любви.
16.Феномен и типология любви. Любовь в брачно-семейных отношениях.
17.Факторы «успеха» и «риска» в предбрачном периоде.
18.Психологическая готовность к браку.
19.Брачный договор: достоинства и проблемы.
20.Характеристика семейного общения, его специфичность.
21.Семейные роли и лидерство. Проблема власти в семье.
22.Сексуальные отношения в браке. Формирование сексуального сценария.
23.Психосексуальные дисгармонии в супружеской жизни.
24.Супружеские конфликты: поводы, причины, виды.
25.Стратегии разрешения семейных конфликтов и их характеристика.
26.Факторы «условной выгодности» супружеского конфликта.
27.Феномен супружеской неверности и его причины.
28. Развод как явление семейно-брачных отношений: причины, механизм, последствия.
29.Условия деконфликтации супружеских отношений.
30.Факторы «риска» и факторы «успеха» брачных отношений.
31.Психологические условия гармонизации брака.
32.Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции. !5!
33.Стили семейного воспитания и детские роли в современной семье. !7!
34.Взаимоотношения супругов и их родителей.
35.Взаимоотношения внуков и прародителей.
36.Психол-ая помощь семье, Виды и формы. Отличия психол-ой модели от медицинской.
37.Общая схема коррекции семейных отношений.
38.Теоретические модели психологического консультирования семьи.
39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, признаки его успешности.!6!
40.Специфика консультирования одного супруга, супружеской пары.
41.Методы коррекция наиболее распространенных семейных нарушений.
42.Психологическое консультирование супругов в ситуации ожидания и рождения ребенка.
43.Предбрачное психол-ое консул-ие: задачи, содерж-е.
Психол-ое консул-ие при конфликтах супругов.
44.Психологическое консультирование семьи при наличие зависимостей.
45.Психологическое консультирование супругов по вопросам воспитания и развития ребенка.
46.Психол-ое консультирование членов семьи в ситуациях развода, при расставании с партнером.
47.Психологическое консультирование членов семьи по вопросам супружеских измен.
48.Семейная психотерапия: определение, теоретические подходы, задачи, показания, основные техники.
Системная семейная психотерапия.
49.Игровая психотерапия семьи.
50.Арт - методы в семейном консультировании и психотерапии.
Психологическая андрогинность как целостная человечность
Исследования Сандры Бем и ее последователей показали, что гендерные качества многогранны и многомерны и что фемининность и маскулинность — это не два противоположных полюса одной и той же оси. Скорее, они представляют собой две разные и независимые шкалы, два разных измерения человечности. С точки зрения многих социальных психологов, люди, имеющие высокие показатели по обоим измерениям, являются полными, целостными человеческими существами. Тех, у кого низкие показатели по обоим измерениям, относят к психологически нейтральным, или незрелым, личностям.
Те, кого пугает термин «андрогинность», видят в нем бесполость и униформизм. Однако это совсем не так. Концепция психологической андрогинности может быть проиллюстрирована с помощью такого образа: человечество — это дерево, а люди — листья на нем. Каждый лист имеет свою индивидуальную и неповторимую форму, размер, оттенок и т.д. Апологеты психологической андрогинности приветствуют такое разнообразие, тогда как приверженцы гендерной дихотомии стремятся подравнять каждый лист, чтобы он в точности соответствовал одному из двух выбранных заранее шаблонов. В этом смысле жесткая гендерная дихотомия напрямую связана с принципами коллективизма и тоталитаризма, тогда как принцип андрогинности является инструментом для достижения индивидуальной личной свободы и культурного разнообразия в обществе.
Следует подчеркнуть, что, с точки зрения самосознания личности, андрогинность определяется не как механическая комбинация маскулинных и фемининных черт, а как способность быть гибким в выборе поведенческих ролей в зависимости от обстоятельств (иногда более маскулинных, иногда более фемининных). Многие психологи и социологи убеждены, что андрогинные люди лучше приспособлены к требованиям современного мира и к различным жизненным испытаниям.
От антагонистической полярности к здоровой взаимозависимости
Как видим, наше понимание мужественности и женственности до сих пор основано на субъективных представлениях, которые медленно и с отставанием меняются вслед за изменениями в реальной жизни. Не исключено, что это отставание не случайно и происходит из-за того, что мужчины и женщины просто не хотят быть одинаковыми и ищут всевозможные формы для подчеркивания различий между полами. Неспроста ведь историки не обнаружили еще ни одной культуры, в которой не задавались бы гендерные роли, выходящие за чисто-репродукционные рамки. Похоже, что с помощью изобретения и переизобретения моделей маскулинности и фемининности человечество ищет формы для символического выражения простой и важной идеи: мужчины и женщины нужны друг другу. Другими словами, различие и дополнительность гендерных ролей — это символ взаимозависимости мужчин и женщин.
Однако любая идея и любой символ могут быть искажены и профанированы. Вместо фактора, обогащающего жизнь, придающего ей вкус и приносящего радость, они могут стать оковами, вынуждающими нас соответствовать чему-то совсем не подходящему нам лично, ради доказательства нашей состоятельности в глазах других. Догматические и устаревшие гендерные стереотипы ограничивают наши возможности, мешают нашему развитию и раскрытию наших талантов. Этот конфликт может быть разрешен, если мы осознаем, что маскулинность и фемининность не определяют противоположные и раздельные реальности, а скорее акцентируют естественные различия между мужчинами и женщинами в некоторых аспектах человечности, прежде всего в выражении нашей сексуальности и привлекательности друг для друга.