Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по "Семейная психология"
Семейная система психологически хар-ся такими св-ми как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность).
1. Психология семьи как отрасль современной психологической науки.
2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого
общества.
3. Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака.
4. Кризис современной семьи и нарушения ее развития.
5. Характеристика семьи как социального института и как системы.
6. Традиционные и современные функции семьи как социального института.
7. Жизненный цикл семьи.
8. Кризисные периоды в браке.
9. Основные подходы, модели и методы изучения семьи
10. Маскулинность и феминность. Психологические различия полов.
11 .Выбор брачного партнера.
12.Принятие решения о вступлении в брак.
13.Психологическая характеристика периода предбрачного ухаживания.
14.Предбрачные ожидания и их особенности.
15.Механизмы возникновения симпатии и любви.
16.Феномен и типология любви. Любовь в брачно-семейных отношениях.
17.Факторы «успеха» и «риска» в предбрачном периоде.
18.Психологическая готовность к браку.
19.Брачный договор: достоинства и проблемы.
20.Характеристика семейного общения, его специфичность.
21.Семейные роли и лидерство. Проблема власти в семье.
22.Сексуальные отношения в браке. Формирование сексуального сценария.
23.Психосексуальные дисгармонии в супружеской жизни.
24.Супружеские конфликты: поводы, причины, виды.
25.Стратегии разрешения семейных конфликтов и их характеристика.
26.Факторы «условной выгодности» супружеского конфликта.
27.Феномен супружеской неверности и его причины.
28. Развод как явление семейно-брачных отношений: причины, механизм, последствия.
29.Условия деконфликтации супружеских отношений.
30.Факторы «риска» и факторы «успеха» брачных отношений.
31.Психологические условия гармонизации брака.
32.Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции. !5!
33.Стили семейного воспитания и детские роли в современной семье. !7!
34.Взаимоотношения супругов и их родителей.
35.Взаимоотношения внуков и прародителей.
36.Психол-ая помощь семье, Виды и формы. Отличия психол-ой модели от медицинской.
37.Общая схема коррекции семейных отношений.
38.Теоретические модели психологического консультирования семьи.
39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, признаки его успешности.!6!
40.Специфика консультирования одного супруга, супружеской пары.
41.Методы коррекция наиболее распространенных семейных нарушений.
42.Психологическое консультирование супругов в ситуации ожидания и рождения ребенка.
43.Предбрачное психол-ое консул-ие: задачи, содерж-е.
Психол-ое консул-ие при конфликтах супругов.
44.Психологическое консультирование семьи при наличие зависимостей.
45.Психологическое консультирование супругов по вопросам воспитания и развития ребенка.
46.Психол-ое консультирование членов семьи в ситуациях развода, при расставании с партнером.
47.Психологическое консультирование членов семьи по вопросам супружеских измен.
48.Семейная психотерапия: определение, теоретические подходы, задачи, показания, основные техники.
Системная семейная психотерапия.
49.Игровая психотерапия семьи.
50.Арт - методы в семейном консультировании и психотерапии.
41.Методы коррекция
наиболее распространенных
Выделяют следующие типы методик:
1. Указания –это высказывания психотерапевта о необходимости
определенных действвий при этом конкретно и прямо указывается на
то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения
проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье. Указания
делятся на прямые и парадоксальные. В случае парадоксальной дерективы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семей поступят как раз наоборот.
2. Изучение семьи. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам , в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.
3. Воздействие примером. В ходе семейной психотерапии неожиданно
возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций,
положений. Члены семьи семьи реагируют на них, комментируют, ищут
выход из ситуации. При этом “выплывают” проблемные для них аспекты
взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событий
эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как
можно их решить.
4. Семейная дискуссия. В этом случае речь идет об обсуждении членами
семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов
решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует
многочисленные цели:
4.1) коррекция неправленных представлений о различных аспектах
семейных взаимоотношений. В ходе дискуссии пациенты начинают сомневаться
в правильности и незыблемости своих убеждений, которые раньше
представлялись им единственно возможным ии очевидными;
4.2) обучение
членов семьи методам
правила ведения дискуссии:
а) “цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти
истину”;
б) “дискуссия – не соревнование и не способ выявления того, кто
умней”;
в) “цель дискуссии – не прийти к соглашению, а найти истину”;
г) “прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому
готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой”;
4.3) обучение
членов семьи объективности.
играет коррекция семейных взаимоотношений, препятствующих формированию
адекватного представления членов семьи по тому или инлму вопросу.
При коррекции особое значение приобретает интерес членов семьи к
семейной дискуссии.
Особенно важно при управлении семейной дискуссией искусство
психотерапевта. J. Peres предложил основные приемы, используемые
терапевтом для ведения этой процедуры:
- молчание;
- обучение с помощью опросов;
- повторение (резюмирование);
- обобщение;
- наблюдение за эмоциональным состоянием членов семьи и т.д.
5. Обусловленное обобщение. Сюда относяться методические приемы, заключающиеся в том , что в обычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такого введения – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов – обмен записками. Для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между супругами используется цветовая сигнализация. Каждый цвет обозначает определенные чувства. Один из супругов обращается к партнету с различными вопросами, а тот – предъявляет тот цвет, который соответствует чувству, испытываемому в данной ситуации.
- Нередко в качестве нового элемента вводятся новые правила. Такова, разработанная G.Bach и модифицированная S.Kratochvil, техника “честной борьбы” или “конструктивного спора”. Техника включает набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность в агрессии:
а) спор может проводить только после предварительного обучения и согласия обеих сторон; выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации;
б) начинающий спор должен ясно представлять цель, к которой стремится;
в) все стороны должны быть активными в споре;
г) спор должен касаться только предмета спора, не переходить на личности;
д) применение аргументов, болезненных для одного из участников спора (указание на психические болезни, физические уродства, сексуальные неудачи и т.п.) запрещено.
Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть на специальных занятиях и затем включать в свои повседневные отношения.
6. Формирование умения и навыки. Особенность методик данной группы в том , что перед пациентами становится определенная задача, ему сообщается об умении или навыке, которые он должен сформировать.
Сообщается так же критерий, с помощью которого он может судить, в какой мере ему это удалось.
7. Проигрывание семейных ролей. Эти методики включают проигрывание
ролей в различного рода играх, символизирующихсемейные отношения
(например игра в «звериную семью», в которой участвуют папа-кот и
мама-кошка), «обмен ролями» (игры, в которых родители и дети
меняются местами или супруги между собой), «живые скульптуры» (члены
семьи изображают
различные аспекты своих