Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по "Семейная психология"
Семейная система психологически хар-ся такими св-ми как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность).
1. Психология семьи как отрасль современной психологической науки.
2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого
общества.
3. Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака.
4. Кризис современной семьи и нарушения ее развития.
5. Характеристика семьи как социального института и как системы.
6. Традиционные и современные функции семьи как социального института.
7. Жизненный цикл семьи.
8. Кризисные периоды в браке.
9. Основные подходы, модели и методы изучения семьи
10. Маскулинность и феминность. Психологические различия полов.
11 .Выбор брачного партнера.
12.Принятие решения о вступлении в брак.
13.Психологическая характеристика периода предбрачного ухаживания.
14.Предбрачные ожидания и их особенности.
15.Механизмы возникновения симпатии и любви.
16.Феномен и типология любви. Любовь в брачно-семейных отношениях.
17.Факторы «успеха» и «риска» в предбрачном периоде.
18.Психологическая готовность к браку.
19.Брачный договор: достоинства и проблемы.
20.Характеристика семейного общения, его специфичность.
21.Семейные роли и лидерство. Проблема власти в семье.
22.Сексуальные отношения в браке. Формирование сексуального сценария.
23.Психосексуальные дисгармонии в супружеской жизни.
24.Супружеские конфликты: поводы, причины, виды.
25.Стратегии разрешения семейных конфликтов и их характеристика.
26.Факторы «условной выгодности» супружеского конфликта.
27.Феномен супружеской неверности и его причины.
28. Развод как явление семейно-брачных отношений: причины, механизм, последствия.
29.Условия деконфликтации супружеских отношений.
30.Факторы «риска» и факторы «успеха» брачных отношений.
31.Психологические условия гармонизации брака.
32.Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции. !5!
33.Стили семейного воспитания и детские роли в современной семье. !7!
34.Взаимоотношения супругов и их родителей.
35.Взаимоотношения внуков и прародителей.
36.Психол-ая помощь семье, Виды и формы. Отличия психол-ой модели от медицинской.
37.Общая схема коррекции семейных отношений.
38.Теоретические модели психологического консультирования семьи.
39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, признаки его успешности.!6!
40.Специфика консультирования одного супруга, супружеской пары.
41.Методы коррекция наиболее распространенных семейных нарушений.
42.Психологическое консультирование супругов в ситуации ожидания и рождения ребенка.
43.Предбрачное психол-ое консул-ие: задачи, содерж-е.
Психол-ое консул-ие при конфликтах супругов.
44.Психологическое консультирование семьи при наличие зависимостей.
45.Психологическое консультирование супругов по вопросам воспитания и развития ребенка.
46.Психол-ое консультирование членов семьи в ситуациях развода, при расставании с партнером.
47.Психологическое консультирование членов семьи по вопросам супружеских измен.
48.Семейная психотерапия: определение, теоретические подходы, задачи, показания, основные техники.
Системная семейная психотерапия.
49.Игровая психотерапия семьи.
50.Арт - методы в семейном консультировании и психотерапии.
Игровая семейная психотерапия (Никольская) – сочетание техник игровой психотерапии и различных подходов к работе с семьями, в которых имеются дети с поведенческими или эмоц нарушениями.
Без игровых методов сеансы семейной психотерапии, на которых присутствуют дети, превращаются, с точки зрения Г.Л. Лэндрет, в простую беседу психотерапевта со взрослыми. При этом дети либо пассивно скучают, либо капризничают, либо бесцельно слоняются по комнате. Семейные психотерапевты начинают сознавать необходимость использования на своих приемах игрушек, проявляют интерес к игровым методикам.
В рамках семейной психотерапии возможно проведение сеансов со всей семьей или несколькими ее членами, а также в группе, состоящей из родителей и детей разных семей. Возможна игровая психотерапия семьи, не имеющей детей, или, наоборот, имеющей взрослых детей. Игровые методики, применяемые в работе с детьми, успешно используются и в работе со взрослыми
Использование игр в процессе семейной психотерапии имеет следующие преимущества:
1. Простота
и естественность
2. Возможность
активного включения в процесс
семейной психотерапии детей,
не способных еще достаточно
четко вербализовать свои
3. Снижение тревоги, рост степени доверия и откровенности в процессе удачно проводимых игр.
4. Активизация
вербальной экспрессии в
5. Проявление
в игровой деятельности
6. Выявление
в играх неосознанных или
7. Возможность
наблюдать членов семьи в
8. Возможность
демонстрации членами семьи
9. Сравнительно быстрое достижение понимания членами семьи чувств друг друга и мотивов поступков.
10. Повышение
эффективности семейной
Сеансы проводятся в кабинете психолога, который должен быть оснащен следующими оборудованием:
1. Люди: фигурки
мужчин и женщин примерно
2. Животные:
домашние, дикие, морские,
3. Растения: деревья, кусты, трава, овощи, фрукты.
4. Здания: жилые дома, замки, вокзалы, учреждения, гаражи, магазины и т. п. (или строительный материал, из которого их можно построить).
5. Сооружения: ограды, ворота, мосты и пр.
6. Камешки,
стеклышки, ракушки, палочки,
7. Ящички, коробочки, бусинки, кристаллы, цепочки.
8. Тряпочки, полоски цветной бумаги, кусочки фольги, полиэтиленовой пленки.
9. Наборы пластилина, веревочек, ниток, проволочек, скрепок, кнопок.
Игра с песком
применяется водонепроницаемый деревянный ящик размером 50х70х9 сантиметров. Дно и внутренние стенки ящика окрашиваются в голубой цвет, символизирующий подземные воды и небо над линией горизонта. Ящик наполовину или чуть меньше засыпается промытым речным песком. Песок - замечательный строительный материал, только нужно, чтобы у пациентов была возможность смачивать его водой по мере необходимости. Свой "мир" они создают на песке и из песка, используя игровой материал, разделив предварительно территорию ящика.
Игровая песочная терапия используется как диагностич инструмент, первоначально ребенку предлагается просто поиграть, игра длится 15-20 минут.После спонтанной творческой игры психолог вместе с участниками психот-и обсуждает законченную композицию.Психотерапевтич. сессии-10\15 раз.
Таким образом, с помощью организации игровой деятельности, в которой участвуют члены семьи, можно изменить семейную систему. Использование игрового метода на всех стадиях процесса семейной психотерапии целесообразно, может повысить ее эффективность.