Шпаргалка по "Семейная психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по "Семейная психология"
Семейная система психологически хар-ся такими св-ми как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность).

Содержание

1. Психология семьи как отрасль современной психологической науки.
2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого
общества.
3. Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака.
4. Кризис современной семьи и нарушения ее развития.
5. Характеристика семьи как социального института и как системы.
6. Традиционные и современные функции семьи как социального института.
7. Жизненный цикл семьи.
8. Кризисные периоды в браке.
9. Основные подходы, модели и методы изучения семьи
10. Маскулинность и феминность. Психологические различия полов.
11 .Выбор брачного партнера.
12.Принятие решения о вступлении в брак.
13.Психологическая характеристика периода предбрачного ухаживания.
14.Предбрачные ожидания и их особенности.
15.Механизмы возникновения симпатии и любви.
16.Феномен и типология любви. Любовь в брачно-семейных отношениях.
17.Факторы «успеха» и «риска» в предбрачном периоде.
18.Психологическая готовность к браку.
19.Брачный договор: достоинства и проблемы.
20.Характеристика семейного общения, его специфичность.
21.Семейные роли и лидерство. Проблема власти в семье.
22.Сексуальные отношения в браке. Формирование сексуального сценария.
23.Психосексуальные дисгармонии в супружеской жизни.
24.Супружеские конфликты: поводы, причины, виды.
25.Стратегии разрешения семейных конфликтов и их характеристика.
26.Факторы «условной выгодности» супружеского конфликта.
27.Феномен супружеской неверности и его причины.
28. Развод как явление семейно-брачных отношений: причины, механизм, последствия.
29.Условия деконфликтации супружеских отношений.
30.Факторы «риска» и факторы «успеха» брачных отношений.
31.Психологические условия гармонизации брака.
32.Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции. !5!
33.Стили семейного воспитания и детские роли в современной семье. !7!
34.Взаимоотношения супругов и их родителей.
35.Взаимоотношения внуков и прародителей.
36.Психол-ая помощь семье, Виды и формы. Отличия психол-ой модели от медицинской.
37.Общая схема коррекции семейных отношений.
38.Теоретические модели психологического консультирования семьи.
39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, признаки его успешности.!6!
40.Специфика консультирования одного супруга, супружеской пары.
41.Методы коррекция наиболее распространенных семейных нарушений.
42.Психологическое консультирование супругов в ситуации ожидания и рождения ребенка.
43.Предбрачное психол-ое консул-ие: задачи, содерж-е.
Психол-ое консул-ие при конфликтах супругов.
44.Психологическое консультирование семьи при наличие зависимостей.
45.Психологическое консультирование супругов по вопросам воспитания и развития ребенка.
46.Психол-ое консультирование членов семьи в ситуациях развода, при расставании с партнером.
47.Психологическое консультирование членов семьи по вопросам супружеских измен.
48.Семейная психотерапия: определение, теоретические подходы, задачи, показания, основные техники.
Системная семейная психотерапия.
49.Игровая психотерапия семьи.
50.Арт - методы в семейном консультировании и психотерапии.

Работа содержит 50 файлов

! вопросы семейная психология.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

01 Психология семьи .doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

02 эволюция брачсем отношений.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

03 нетрадиционные формы брака.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

04 Кризис совр семьи и нарушения ее развития.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

05 Хар-ка семьи как социального института и как системы .doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

06 ф-ии семьи.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

07 Жизненный цикл семьи.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

08 Кризисные периоды в браке.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

09 Основные подходы, модели и методы изучения семьи.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

10 Маскулинность и феминность. Психологические различия полов.doc

— 61.50 Кб (Открыть, Скачать)

11 Теории выбора брачного партнера.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

12 Принятие решения о вступлении в брак.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

13 Психол-ая хар-ка периода предбрачного ухаживания.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

15 Механизмы возникновения симпатии и любви.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

16 Феномен и типология любви. Любовь в брачно-семейных отношениях.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

17 Факторы успеха и риска в предбрачном периоде.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

18 Псих-ая готовность к браку.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

19 Брачный договор- достоинства и проблемы.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

20 Хар-ка семейного общения, его специфичность.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

21 Семейные роли и лидерство.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

22 Секс-ые отношения в браке. Формирование сексуального сценария.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

23 Дисгармония в супружеских отношениях.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

24 Супруж конфликты поводы, причины, виды.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

25 Стратегии разрешения семейных конфликтов и их хар-ка.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

26 Факторы условной выгодности супружеского конфликта.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

50 Арттерапия.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

27 Измена Феномен супруж. неверности, причины.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

28 Развод как явление семейно-брачных отношений-причины, механизм, последствия.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

29 Условия деконфликтации супружеских отношений.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

30 Факторы риска и факторы успеха брачных отношений.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

31 Психол-ие условия гармонизации брака.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

32 Родит. отношение к ребенку структура, типы и функции.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

 32. Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

 структура родительского отношения: эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

 Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

 Основные  компоненты структуры  родительского отношения (по Белогай К.Н., Морозова И.С. ) – потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой, эмоциональный, оценочный и поведенческий, связанные с личностными составляющими: эмоциональной, когнитивной сферой, направленностью и деятельностью личности. Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

 Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение

 Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н.Дружинин, 1996).

 Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

 Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С.Макаренко).

 Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детскородительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

 Позитивная  модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

 Характер  и степень влияния на ребенка  определяет множество отдельных  факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

  • его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
  • возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
  • темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
  • религиозность;
  • национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
  • социальное положение;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей и педагогической культуры.

 Учитывая  взаимозависимость отношений в  семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

 Наиболее  типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби».

 «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного  недовольства супругов-родителей.

 «Любимчик»  заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены.

 Напротив, при  сильной близости супругов друг к  другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными  правами.

 «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

 Выделяются  и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н.Дружинин).

 Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

 1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда  формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого  и психического развития.

 2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

 3. Ультраустойчивая  среда в сочетании с эмоциональной  зависимостью влечет за собой  избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

 4. Изменчивая  среда, эмоциональная зависимость  развивают общую социальную гиперактивность,  поверхностность контактов и  чувств ребенка.

 Подобная  модель социальной среды используется для интерпретации нарушений  воспитания в детских домах и  в семьях.

 Выделяют  также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия–антипатия, уважение–пренебрежение, близость–дальность (А. С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

 Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

 Отстраненная  любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

 Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

 Любовь  по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

 Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

 Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

 Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

 Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

 Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

 Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

 Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизиру-ющая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

 Прогностичностъ позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это

 опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

 Одним из основных психолого-педагогических понятий  для выделения различных типов  семейного воспитания является стиль  родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

 Чаще всего  в психолого-педагогических исследованиях  для определения, анализа родительского  отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).

 Более точно  охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев).

 Выделяются  четыре типа воспитания (Г.Крайг, 2000).

 Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).

 Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).

 Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).

 Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

  «В реальной жизни, – замечает В.С.Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи»1.

 Современные родители должны обладать важнейшей  способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному  поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

33 Стили семейного воспитания и детские роли в современной семье.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

36 псих. помощь семье.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

34 Взаимоотношения супругов и их родителей.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

35 Взаимоотношения внуков и прародителей.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

37 -- Общая схема коррекции семейных отношений.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

38 Теор модели психологического консультирования семьи.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

39 Фазы и уровни консультативного процесса семьи, признаки его успешности..doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

40 Специфика консультирования одного супруга, супружеской пары.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

41 Методы коррекция наиболее распространенных семейных нарушений.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

42 Психол конс-ие супругов в ситуации ожидания и.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

43 Предбрачное психол-ое консул-ие и при конфликт. супругов.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

44 Психол-е конс-е семьи при наличие зависимостей.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

45 Псих конс-е супругов по вопросам воспитания и развития ребенка.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

46 Псих конс-е членов семьи в ситуациях развода, при расставании с партнером.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

47 Псих конс-е членов семьи по вопросам супружеских измен.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

48 Семейная психотерапия.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

49 Игровая психотерапия семьи.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная психология"