Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по "Семейная психология"
Семейная система психологически хар-ся такими св-ми как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность).
1. Психология семьи как отрасль современной психологической науки.
2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого
общества.
3. Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака.
4. Кризис современной семьи и нарушения ее развития.
5. Характеристика семьи как социального института и как системы.
6. Традиционные и современные функции семьи как социального института.
7. Жизненный цикл семьи.
8. Кризисные периоды в браке.
9. Основные подходы, модели и методы изучения семьи
10. Маскулинность и феминность. Психологические различия полов.
11 .Выбор брачного партнера.
12.Принятие решения о вступлении в брак.
13.Психологическая характеристика периода предбрачного ухаживания.
14.Предбрачные ожидания и их особенности.
15.Механизмы возникновения симпатии и любви.
16.Феномен и типология любви. Любовь в брачно-семейных отношениях.
17.Факторы «успеха» и «риска» в предбрачном периоде.
18.Психологическая готовность к браку.
19.Брачный договор: достоинства и проблемы.
20.Характеристика семейного общения, его специфичность.
21.Семейные роли и лидерство. Проблема власти в семье.
22.Сексуальные отношения в браке. Формирование сексуального сценария.
23.Психосексуальные дисгармонии в супружеской жизни.
24.Супружеские конфликты: поводы, причины, виды.
25.Стратегии разрешения семейных конфликтов и их характеристика.
26.Факторы «условной выгодности» супружеского конфликта.
27.Феномен супружеской неверности и его причины.
28. Развод как явление семейно-брачных отношений: причины, механизм, последствия.
29.Условия деконфликтации супружеских отношений.
30.Факторы «риска» и факторы «успеха» брачных отношений.
31.Психологические условия гармонизации брака.
32.Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции. !5!
33.Стили семейного воспитания и детские роли в современной семье. !7!
34.Взаимоотношения супругов и их родителей.
35.Взаимоотношения внуков и прародителей.
36.Психол-ая помощь семье, Виды и формы. Отличия психол-ой модели от медицинской.
37.Общая схема коррекции семейных отношений.
38.Теоретические модели психологического консультирования семьи.
39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, признаки его успешности.!6!
40.Специфика консультирования одного супруга, супружеской пары.
41.Методы коррекция наиболее распространенных семейных нарушений.
42.Психологическое консультирование супругов в ситуации ожидания и рождения ребенка.
43.Предбрачное психол-ое консул-ие: задачи, содерж-е.
Психол-ое консул-ие при конфликтах супругов.
44.Психологическое консультирование семьи при наличие зависимостей.
45.Психологическое консультирование супругов по вопросам воспитания и развития ребенка.
46.Психол-ое консультирование членов семьи в ситуациях развода, при расставании с партнером.
47.Психологическое консультирование членов семьи по вопросам супружеских измен.
48.Семейная психотерапия: определение, теоретические подходы, задачи, показания, основные техники.
Системная семейная психотерапия.
49.Игровая психотерапия семьи.
50.Арт - методы в семейном консультировании и психотерапии.
45. Психологическое консультирование супругов по вопросам воспитания и развития ребенка
Основной задачей психолога является: диагностировать родительские качества и стили воспитания в семье; организовать совместную с родителями работу по внедрению методов сотрудничества семьи и детского сада; искать оптимальные пути и разрабатывать модель взаимодействия с семьей.
Примеры программ консультирования:
Контролировать ребенка с раннего возраста или потерять контроль навсегда. Если родители будут контролировать поступки ребенка с ранних лет, то со временем они могут ослабить контроль, так как у ребенка выработается система самоконтроля. Если ребенку не ставить никакие ограничения в детстве, он не только будет неуправляемым, но и станет сопротивляться любым попыткам контролирования. Прямые приказы хороши на первых порах развития. Пусть вам придется говорить ребенку "нет" несколько раз, но применяйте дисциплину последовательно и с любовью.
Возраст
ограничений. Вторая возрастная ступень
- ограничительная и включает возраст
от 8 до 12 лет. Это период, когда по словам
Джона Балгай "все, что родители преподносят
детям в виде хороших наставлений, будучи
одновременно плохим примером для них,
подобно попыткам одной рукой строить,
а другой ломать". В эти годы пример
намного важнее для ребенка. Правила важны,
но ваш личный пример играет сильную мотивирующую
роль.
Это период, который можно назвать "смотри
и делай", или как говаривала моя мать:
"Сынок, твои дети будут делать выводы,
исходя из твоих поступков, а не из твоих
слов". Проведенный несколько лет назад
опрос показал, что более половины из тех,
кто стал проповедником, решили избрать
для себя этот путь в возрасте 11 лет. Сейчас,
более чем когда-либо, родитель не может
позволить себе делать то, что он не хочет
видеть в своем ребенке. Постоянный пример,
подтверждающий на деле принципы, всегда
высоко ценится. Поэтому важно, чтобы человек,
занимающийся воспитанием детей, был хорошим
образцом для подражания.
Возраст
вдохновения. Следующая ступень - это
возраст подражания, который охватывает
детей в возрасте от 13 лет и старше. В подростковом
возрасте ребенка привлекают великие
идеи. У него должны быть герои. Если ему
не показать героев, он найдет их сам; если
не помочь ему проникнуться уважением
и желанием походить на положительных
героев, он будет подражать плохим. В это
время в личности ребенка закладывается
основа уверенности в себе и его характер,
если у подростка есть какая-то цель. Ему
нужны программы-минимум и программы-максимум.
Правила и ограничения по прежнему важны.
К этому времени у подростка должны выработаться
принципы самоконтроля, потому что родители
не могут все время находиться с ним.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача
родителей – найти общее
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро
“схватывают” сказанное и довольно
легко маневрируют между
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении
у взрослых и детей вырабатываются
принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается
таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый
смотрит глазами ребенка на проблемы,
принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное
отношение со стороны взрослого человека
к происходящему.
Родители
могут любить ребенка не за что-то,
несмотря на то, что он некрасив, не
умен, на него жалуются соседи. Ребенок
принимается таким, какой он есть.
(Безусловная любовь)