Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по "Семейная психология"
Семейная система психологически хар-ся такими св-ми как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность).
1. Психология семьи как отрасль современной психологической науки.
2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого
общества.
3. Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака.
4. Кризис современной семьи и нарушения ее развития.
5. Характеристика семьи как социального института и как системы.
6. Традиционные и современные функции семьи как социального института.
7. Жизненный цикл семьи.
8. Кризисные периоды в браке.
9. Основные подходы, модели и методы изучения семьи
10. Маскулинность и феминность. Психологические различия полов.
11 .Выбор брачного партнера.
12.Принятие решения о вступлении в брак.
13.Психологическая характеристика периода предбрачного ухаживания.
14.Предбрачные ожидания и их особенности.
15.Механизмы возникновения симпатии и любви.
16.Феномен и типология любви. Любовь в брачно-семейных отношениях.
17.Факторы «успеха» и «риска» в предбрачном периоде.
18.Психологическая готовность к браку.
19.Брачный договор: достоинства и проблемы.
20.Характеристика семейного общения, его специфичность.
21.Семейные роли и лидерство. Проблема власти в семье.
22.Сексуальные отношения в браке. Формирование сексуального сценария.
23.Психосексуальные дисгармонии в супружеской жизни.
24.Супружеские конфликты: поводы, причины, виды.
25.Стратегии разрешения семейных конфликтов и их характеристика.
26.Факторы «условной выгодности» супружеского конфликта.
27.Феномен супружеской неверности и его причины.
28. Развод как явление семейно-брачных отношений: причины, механизм, последствия.
29.Условия деконфликтации супружеских отношений.
30.Факторы «риска» и факторы «успеха» брачных отношений.
31.Психологические условия гармонизации брака.
32.Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции. !5!
33.Стили семейного воспитания и детские роли в современной семье. !7!
34.Взаимоотношения супругов и их родителей.
35.Взаимоотношения внуков и прародителей.
36.Психол-ая помощь семье, Виды и формы. Отличия психол-ой модели от медицинской.
37.Общая схема коррекции семейных отношений.
38.Теоретические модели психологического консультирования семьи.
39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, признаки его успешности.!6!
40.Специфика консультирования одного супруга, супружеской пары.
41.Методы коррекция наиболее распространенных семейных нарушений.
42.Психологическое консультирование супругов в ситуации ожидания и рождения ребенка.
43.Предбрачное психол-ое консул-ие: задачи, содерж-е.
Психол-ое консул-ие при конфликтах супругов.
44.Психологическое консультирование семьи при наличие зависимостей.
45.Психологическое консультирование супругов по вопросам воспитания и развития ребенка.
46.Психол-ое консультирование членов семьи в ситуациях развода, при расставании с партнером.
47.Психологическое консультирование членов семьи по вопросам супружеских измен.
48.Семейная психотерапия: определение, теоретические подходы, задачи, показания, основные техники.
Системная семейная психотерапия.
49.Игровая психотерапия семьи.
50.Арт - методы в семейном консультировании и психотерапии.
39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, (в конце ->) признаки его успешности.
Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация - это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов психолога с семьей. Определенная динамика этих контактов создает условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных фактор внутренних ресурсов личности.
Процесс консультирования можно разделить на пять фаз:
I фаза - установление контакта с клиентом. Итог: определение границ взаимодействия с ним.
II фаза - определение проблемы клиента, проблемы (боли) семьи. Итог: согласие клиента и психолога в понимании проблемы.
III фаза - рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы для этой фазы характерна следующая динамика: структурирование раппорта, создание невроза клиента в контролируемых условиях, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из трансфера (переноса) и приобретение им суверенитета.
IV фаза - принятие решения и действия. Итог: эффективное поведение клиента в естественной ситуации.
V фаза - обратная связь. Итоги: удовлетворение клиента, процессом и результатами консультирования.
----------
I фаза - установление контакта с клиентом. Итог: определение границ взаимодействия с ним. Осуществляется в первичной консультативной беседе. На этой фазе устанавливаются дистанция общения, его составляющие. Психолог еще до беседы наблюдает за контактом родителей с ребенком; определяет тип их поведения в коммуникации с ним; особенности реакции детей и родителей в диаде; характер вербальных и невербальных контактов; способы регулирования и оценки поведения ребенка.
В первичной беседе определяется характер отношения родителей к психологу (деловое, рентное, игровое) и устанавливаются границы взаимодействия психолога с семьей.
Опытный психолог уже при первой встрече в ходе общения может получить информацию об истории развития ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогическом кредо родителей. Эта фаза демонстрирует клиенту возможности психолога (которые не следует преувеличивать), в тех процедурах, которые будут совершаться, дает установку на серьезную, продолжительную работу самой семьи.
II фаза - определение проблемы клиента, проблемы (боли) семьи. Итог: согласие клиента и психолога в понимании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет проблему на языке трудностей, психолог проясняет ее, обозначив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуждая альтернативные гипотезы, приходят к единому мнению, и клиент принимает проблему. Можно представить клиенту право формулировать не от своего лица, а относительно «третьих лиц». Важно на этом этапе прийти к согласию в понимании проблемы-дилеммы; в противном случае приходится снова начинать весь консультативный процесс.
Неопытный консультант
на этой фазе торопится навязать свой
вариант интерпретации
Характер
беседы (управляемое
III фаза - рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы для этой фазы характерна следующая динамика: структурирование раппорта, создание невроза клиента в контролируемых условиях, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из трансфера (переноса) и приобретение им суверенитета. Наглядно динамику этой фазы можно изобразить следующим образом:
- признаки
переноса, указывающие на успех
консультативного процесса, проявляются
в поведении клиента:
- признаки
контрперсноса (перенос
Для эффективного консультирования трансфер клиента и психолога необходимы, но превышение их меры может приводить к обратному эффекту. Клиент становится зависимым от консультанта и не может обрести суверенитет. Психолог при высоком уровне контрпереноса теряет свою самоценность, а вместе с ней и профессиональные способности.
IV фаза - принятие решения и действия. Итог: эффективное поведение клиента в естественной ситуации.
На этой
фазе психолог, опираясь на определенную
консультативную теорию, разрабатывает
план действий, стратегию своего
поведения, которая подводит
V фаза - обратная связь. Итоги: удовлетворение клиента, процессом и результатами консультирования.
Частично
эту информацию психолог получает уже
в процессе консультирования, когда
наблюдает поведенческие
Психолог
может избрать разные типы поддержки
клиента: влиятельный или внимательный,
спрашивающий или утверждающий, ставящий
анализ и стремящийся к пониманию.
Влиятельный психолог, представляющий
клиента слабым, будет снабжать его
энергией, оптимизмом, передавать ему
силу. Внимательный консультант, ведущий
консультирование по типу «роджерианского
интервью», внешне выглядит пассивным.
Спрашивающий психолог активен, задает
много вопросов. Он находится в более выгодном
положении, чем утверждающий. Ставящий
диагноз больше рискует, он чаще использует
суггестивные методы воздействия.
Психолог, стремящийся понять клиента,
прежде всего ориентирован на достижение
с ним согласия.
В процессе
работы психологу необходимо
отрабатывать специальные
Работу психотерапевта
над семейными отношениями
Первый уровень (Стратегический). Наиболее востребованные клиентами психологические консультации по вопросам семьи и брака. Это за одну или несколько консультаций проводится поверхностное обсуждение проблем, нацеленное на программные посылы и шаги. Подразумевается наличие у клиента (в чем уверено большинство из них) способностей к самопознанию и умение перестраиваться, и практическому воспроизведению в реальной жизни нового типа поведения в семье.
При этом обсуждаются наиболее общие цели клиента на будущее и первостепенные шаги к его достижению в настоящем.
Этот, наиболее распространенный
и востребованный уровень
Второй уровень (Манипулятивный). Занимает от нескольких сеансов до нескольких месяцев. Сначала семейный психолог обсуждает с одним или обоими супругами перспективные этапы изменения семейных отношений, прописывает последовательность действий и ориентировочные сроки для их достижения. При том опять же предполагается большая, чем на первом этапе осведомленность клиента о возможных последствиях этих изменений и необходимости их конструктивной коррекции по ходу реализации. Для достижения первоначальных целей здесь могут использоваться обучение так любимым многими психологами манипулятивным приемам. Однако, в отсутствие постоянного контроля и коррекции со стороны семейного психолога-психотерапевта эти навыки со временем могут неблагоприятно сказаться на реализации более отдаленных, стабильных этапов. Обычно при неграмотном их использовании подобные приемы могут в отдаленной перспективе не только не помочь, но отсрочить, отменить положительные сдвиги. или даже навредить клиенту.
Третий уровень (Стабильный). Занимает
от нескольких месяцев и более. Уровень
долговременного сотрудничества или «семейного
психотерапевта», когда специалист последовательно
опекает путешествие клиента по этапам
конструктивной эволюции личностных установок,
в необходимую для того сторону, к большей
свободе выбора в принятии самостоятельных
решений и их реализации. При этом следует
избегать так часто встречающегося в практике
соблазнов подменить цели клиента своим
иллюзорным видением исходя из того, что
сам психотерапевт считает необходимым
для клиента.
Признаки успешности.
Критерием оценки эффективности консультирования является реализация поставленных целей с точки зрения клиента. Однако оценка эта может меняться в зависимости от того, кто из членов семьи ее, семью, оценивает, так как его позиция в значительной мере определяет и итоговую оценку ее успешности. Поскольку каждый из членов проблемной семьи достаточно часто преследует интересы, противоречащие интересам остальных членов семьи, что, собственно говоря, и делает семью проблемной, то оценка итогов консультирования различными членами семьи часто может быть диаметрально противоположной. Разрешение указанного противоречия кроется в обращении к работе с семьей в целом как клиентом и требовании к консультанту занимать позицию защиты интересов семьи в целом, а не отдельных ее членов. Это требование может быть реализовано и при работе со всей семьей, и при работе с индивидуальным клиентом. Для консолидации и объединения усилий всех лиц, заинтересованных в благополучном разрешении трудностей, переживаемых семьей, необходимы совместное обсуждение, выработка общего решения о целях и задачах консультирования и заключение терапевтического договора в интересах всей семьи с семьей как клиентом.
Эффективность консультирования в значительной степени зависит от времени, прошедшего от момента возникновения проблемы до обращения семьи за психологической помощью, и от истории подобных обращений. Чем раньше семья обращается в консультацию, тем больше вероятность успешного разрешения ее трудностей. Важный фактор, влияющий на эффективность консультативной работы, — психологическая готовность всех членов семьи к совместной деятельности, направленной на поиск путей разрешения проблемы, готовность к саморазвитию и самоизменению.
Содержательным критерием оценки эффективности семейного консультирования является успешность разрешения проблем семьи. Так, по аналогии с параметрами оценки эффективности семейной психотерапии (В.Н. Мясищев) следует считать показателями высокой эффективности консультирования: