Шпаргалка по "Семейная психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по "Семейная психология"
Семейная система психологически хар-ся такими св-ми как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность).

Содержание

1. Психология семьи как отрасль современной психологической науки.
2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого
общества.
3. Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака.
4. Кризис современной семьи и нарушения ее развития.
5. Характеристика семьи как социального института и как системы.
6. Традиционные и современные функции семьи как социального института.
7. Жизненный цикл семьи.
8. Кризисные периоды в браке.
9. Основные подходы, модели и методы изучения семьи
10. Маскулинность и феминность. Психологические различия полов.
11 .Выбор брачного партнера.
12.Принятие решения о вступлении в брак.
13.Психологическая характеристика периода предбрачного ухаживания.
14.Предбрачные ожидания и их особенности.
15.Механизмы возникновения симпатии и любви.
16.Феномен и типология любви. Любовь в брачно-семейных отношениях.
17.Факторы «успеха» и «риска» в предбрачном периоде.
18.Психологическая готовность к браку.
19.Брачный договор: достоинства и проблемы.
20.Характеристика семейного общения, его специфичность.
21.Семейные роли и лидерство. Проблема власти в семье.
22.Сексуальные отношения в браке. Формирование сексуального сценария.
23.Психосексуальные дисгармонии в супружеской жизни.
24.Супружеские конфликты: поводы, причины, виды.
25.Стратегии разрешения семейных конфликтов и их характеристика.
26.Факторы «условной выгодности» супружеского конфликта.
27.Феномен супружеской неверности и его причины.
28. Развод как явление семейно-брачных отношений: причины, механизм, последствия.
29.Условия деконфликтации супружеских отношений.
30.Факторы «риска» и факторы «успеха» брачных отношений.
31.Психологические условия гармонизации брака.
32.Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции. !5!
33.Стили семейного воспитания и детские роли в современной семье. !7!
34.Взаимоотношения супругов и их родителей.
35.Взаимоотношения внуков и прародителей.
36.Психол-ая помощь семье, Виды и формы. Отличия психол-ой модели от медицинской.
37.Общая схема коррекции семейных отношений.
38.Теоретические модели психологического консультирования семьи.
39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи, признаки его успешности.!6!
40.Специфика консультирования одного супруга, супружеской пары.
41.Методы коррекция наиболее распространенных семейных нарушений.
42.Психологическое консультирование супругов в ситуации ожидания и рождения ребенка.
43.Предбрачное психол-ое консул-ие: задачи, содерж-е.
Психол-ое консул-ие при конфликтах супругов.
44.Психологическое консультирование семьи при наличие зависимостей.
45.Психологическое консультирование супругов по вопросам воспитания и развития ребенка.
46.Психол-ое консультирование членов семьи в ситуациях развода, при расставании с партнером.
47.Психологическое консультирование членов семьи по вопросам супружеских измен.
48.Семейная психотерапия: определение, теоретические подходы, задачи, показания, основные техники.
Системная семейная психотерапия.
49.Игровая психотерапия семьи.
50.Арт - методы в семейном консультировании и психотерапии.

Работа содержит 50 файлов

! вопросы семейная психология.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

01 Психология семьи .doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

02 эволюция брачсем отношений.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

03 нетрадиционные формы брака.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

04 Кризис совр семьи и нарушения ее развития.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

05 Хар-ка семьи как социального института и как системы .doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

06 ф-ии семьи.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

07 Жизненный цикл семьи.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

08 Кризисные периоды в браке.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

09 Основные подходы, модели и методы изучения семьи.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

10 Маскулинность и феминность. Психологические различия полов.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

  10. Маскулинность и феминность. Психологические различия полов.

 Маскулинность и фемининность определяют нашу гендерную  идентичность и напрямую связаны  с нашими представлениями о себе и других.

 М и Ж существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психол-им свойствам, чертам личности и особенностям поведения.

 мужской образ - набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью.

 женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, он ориентирован на социальные и коммуникативные умения.

 Эти стереотипные представления поддерживаются авторитетом психол-ой науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психол-их характеристик между мужчинами и женщинами.

 Кроме индивидуальной, неповторимой логики, женщинам приписывают  и другие необоснованные свойства, касающиеся половых особенностей восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т. д.

 Например, предположения, что девочки "социальнее" и более внушаемы, чем мальчики;

  • у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше спpавляются с пpостыми, pутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными пpоцессами, овладение котоpыми пpедполагает пpеодоление pанее усвоенных pеакций, мужской когнитивный стиль более "аналитичен", чем женский;
  • на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков - сpеда;
  • у девочек слабо pазвита потpебность в достижении;
  • у девочек больше pазвито слуховое, а у мальчиков - зpительное воспpиятие

 - сами по себе кажутся маловероятными.

 Тpадиционная система диффеpенциации половых pолей и связанных с ними стеpеотипов маскулинности - феминности отличалась следующими хаpактеpными чеpтами:

 1) мужские  и женские виды деятельности  и личные качества pазличались  очень pезко и казались поляpными;

 2) эти pазличия  освящались pелигией или ссылками на пpиpоду и пpедставлялись ненаpушимыми;

 3) мужские  и женские функции была не  пpосто взаимодополнительными, но  и иеpаpхическими - женщине отводилась  зависимая, подчиненная pоль, так  что даже идеальный обpаз женщины  констpуиpовался с точки зpения мужских интеpесов.

 Эти необpатимые и в целом пpогpессивные социальные сдвиги вызывают пеpемены и в культуpных  стеpеотипах маскулинности-феминности, котоpые стали сегодня менее отчетливыми  и поляpными.

 Hекотоpая  неопpеделенность pолевых ожиданий (женщина ждет от мужчины pыцаpского отношения в быту и в то же вpемя не без успеха сопеpничает с ним на pаботе) вызывает у многих людей дискомфоpт и тpевогу. Одни говоpят об опасности феминизации мужчин, дpугие - об угpозе маскулинизации женщин. Фактически же пpоисходит лишь ломка тpадиционной системы половых pолей и соответствующих ей культуpных стеpеотипов.

 Идеалы  маскулинности и  феминности сегодня, как никогда, пpотивоpечивы.

 Во-пеpвых, тpадиционные чеpты в них пеpеплетаются с совpеменными.

 Во-втоpых, они значительно полнее, чем pаньше учитывают многообpазие индивидуальных ваpиаций.

 В-тpетьих  и это особенно важно, они отpажают  не только мужскую, но и женскую точку  зpения.

 Согласно  идеалу «вечной женственности», буpжуазной  моpали XIX в., женщина должна быть нежной, кpасивой, мягкой, ласковой, но в то же вpемя пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энеpгичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядpо мужского понимания женственности. Hо в женском самосознании появились также новые чеpты: чтобы быть с мужчиной на pавных, женщина должна быть умной, энеpгичной, пpедпpиимчивой, т. е. обладать некотоpыми свойствами, котоpые pаньше составляли монополию мужчин (только в пpинципе).

 Пеpвоначально понятия маскулинности и феминности констpуиpовались стpого дихотомически, альтеpнативно, а всякое отступление от ноpматива воспpинималось как патология или шаг в напpавлении к ней: ученая женщина - «синий чулок» и т. п. Затем жесткий ноpмативизм уступил место идее континуума маскулинно-феминных свойств . Hа основе этой идеи западные психологи в 1930-1970 гг. сконстpуиpовали несколько специальных шкал для измеpения маскулинности-феминности умственных способностей, эмоций, интеpесов и т.д.. (тест Теpмана - Майлз, шкала М-Ф MMPI, шкала маскулинности Гилфоpда и дp.) Оказалось, что эти девушки пpекpасно сочетают целый pяд маскулинных качеств (соpевновательность, упоpство, бескомпpомиссность и т. п.) с высоким уpовнем феминности.

 Итак, в многочисленных исследованиях было доказано, что даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5% от максимально возможной величины. На самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий. 

 
 
 

 Маскулинность и феминность: от бинарной оппозиции  к целостной человечности

 Понятия маскулинности  и фемининности выражают нормативные  представления и установки, какими должны быть и, следовательно, чем должны заниматься мужчины и женщины в данном обществе и в данное время. Маскулинность и фемининность являются социальными, а не биологическими категориями. Они определяют нашу гендерную идентичность и напрямую связаны с нашими представлениями о себе и других.

 Различные психологические теории по-разному подходят к тому, как и когда человек осознает свою гендерную идентичность. При этом все они — и психоаналитическая теория Фрейда, и теория когнитивного (познавательного) развития Колберга, и группа теорий так называемого социального научения — подчеркивают, что процесс гендерной идентификации ребенка — не простой, не одношаговый и не автоматический.

 Социальные  роли, предназначенные для представителей разных полов, меняются вместе с изменениями  в обществе. Так, например, до самого конца XIX века женщинам во всем мире было запрещено получать высшее образование, а значит, социальная роль образованных профессионалов была для них недоступна. Однако уже к концу XX века число студенток вузов во многих странах превысило число студентов-мужчин

 Сила  и слабость гендерной  дихотомии

 Превалирующим в бытовом сознании является биполярное, дихотомическое понимание маскулинности  и фемининности — в прямой зависимости  с биологическим полом, диктующим, какими должны быть личностные характеристики, внешность, поведение, одежда, увлечения, интересы, профессиональные занятия, образовательные специальности, сексуальные и межличностные отношения мужчин и женщин. Вплоть до 70-х годов прошлого века аналогичные представления господствовали и в науке. Мыслители прошлого были убеждены, что если гендерные характеристики находятся в согласии с полом, то личность более психически здорова и устойчива. Все, что не вписывалось в строгий гендерный дуализм, считалось отклонением от нормы и рассматривалось как проблема.

 Стереотипы  приписывают женщинам пассивность, послушность, эмоциональность, склонность к кооперации, ориентацию на людей. С точки зрения предпочтений, считается, что женщины ценят любовь, общение  и красоту. К исконно мужским  качествам относят агрессивность, стремление к лидерству, рациональность, соревновательность, ориентацию на вещи (инструментальность). С точки зрения предпочтений, мужчины стремятся к власти, ценят компетентность, мастерство и достижения.

 Такой подход привлекателен своей теоретической стройностью и отвечает нашим интуитивным представлениям, что называется, на житейском уровне. Однако он не выдерживает даже самой поверхностной сверки с реальностью. Так, например, мужчины бывают вполне послушными воле начальника (даже если начальник — женщина), а мужчины-художники (в самом широком смысле этого слова) ценят красоту не менее женщин. С другой стороны, женщинам никак не обойтись без проявления лидерских качеств, например, во взаимодействии с детьми, да и красота в любой сфере не может быть достигнута без компетенции и мастерства.

 В современном  обществе сплошь и рядом встречаются  люди, не вписывающиеся в прокрустово  ложе общепринятых гендерных моделей. Так, например, женщина может считать  себя вполне фемининной, но при этом обладать такими маскулинными чертами, как рациональность, спортивность и склонность к техническим видам профессиональной деятельности, будь то инженер, программист или водитель. А мужчина без всякого ущерба своей мужественности может испытывать склонность к «женским» занятиям вроде воспитания детей, шитья или приготовления пищи. Причем многое здесь зависит от ситуации. Так, деловая женщина может быть агрессивной в бизнесе и нежной в постели... Все эти и подобные примеры объединяет то, что люди в них определяют себя в измерениях маскулинности-фемининности не в чистом виде, а как смесь того и другого.

 

 Как измерить гендер

 Самая ранняя система измерения маскулинности  и фемининности была разработана  американскими психологами Люисом Терманом и Кэтрин Кокс-Майлз в 1936 году. Чтобы скрыть главную цель своего опросника, они назвали его «Анализ отношений и интересов». В него входили вопросы о личностных качествах, интересах, склонностях, а также об ассоциациях, вызываемых различными словами. Исследователи относили к маскулинным такие черты, как наличие громкого голоса, любовь к охоте, непослушание в детстве, стойкость в перенесении физической боли... Фемининность определялась «прямо противоположными» качествами, а также наличием положительных ассоциаций по поводу таких слов, как «младенец», «воспитание» и (что бы вы думали?) «шарады»... Ответы опрошенных тогда мужчин и женщин в среднем вписывались в задуманные авторами модели маскулинности и фемининности.

 Принципиально новый подход к определению маскулинности  и фемининности разработала в 1974 году американский психолог Сандра Бем. В отличие от всех предшествующих исследователей, заранее определявших маскулинные и фемининные качества, она предоставила их выбор обществу. С этой целью двум достаточно большим группам студентов с равным представительством мужчин и женщин было предложено оценить 400 человеческих качеств, исходя из того, насколько они необходимы для современных мужчин (этим занималась первая группа) и женщин (вторая группа). По результатам такой оценки было отобрано 20 наиболее маскулинных, 20 наиболее фемининных и 20 нейтральных качеств (одинаково присущих как мужчинам и женщинам), половина из которых была положительными (например, «способный помочь в трудную минуту»), а половина — отрицательными (например, «тщеславный»).

 Фемининными качествами оказались такие: уступчивая, жизнерадостная, застенчивая, нежная, падкая на лесть, преданная, женственная, умеющая сочувствовать, заботливая, понимающая других, сострадающая, способная утешить, говорящая тихим голосом, теплая (сердечная), мягкая, доверчивая, инфантильная, не любящая ругательств, любящая детей, спокойная.

 Маскулинными  качествами были признаны такие: верящий  в себя, склонный защищать свои взгляды, независимый, спортивный, напористый, сильная личность, аналитичный, способный  к лидерству, склонный к риску, быстро принимающий решения, полагающийся только на себя (самодостаточный), властный, мужественный, имеющий собственную позицию, агрессивный, склонный вести за собой, индивидуалист, соревновательный, амбициозный (честолюбивый).

 Затем проводилось  уже собственно исследование: студенты и студентки давали ответ, насколько им лично присущи отобранные 60 качеств, оценивая степень их наличия у себя (либо самостоятельно, либо с помощью тех, кто их хорошо знал) по семибалльной шкале. Единице соответствует ответ «категорически нет», семерке — «безусловно да», а четверка представляет «ни да, ни нет» (или «и да, и нет»). Полученные ответы анализировались с помощью статистических методов. Как и в случае с тестом Термана-Кокс, нейтральные качества были введены, чтобы опрашиваемые не догадывались об истинной цели опроса. Кроме того, если человек ставил себе максимально высокие оценки по всем положительным качествам, то скорей всего он был неискренен, и его ответы не засчитывались.

 В итоге, от 34 до 44% студентов-мужчин показали высокие  баллы как по маскулинным, так и по фемининным качествам. Среди студенток одновременно высокомаскулинных и высокофемининных личностей оказалось от 27 до 38%. Сандра Бем назвала таких людей психологически андрогинными. Интересно, что в подобном опросе, проведенном в 2000 году среди наших старшеклассников, андрогинность продемонстрировали уже 52% юношей и 44% девушек. Не менее интересно было бы составить список маскулинных и фемининных качеств по методике Сандры Бем сегодня — сомнительно, чтобы инфантильность, обладание тихим голосом и падкость на лесть вошли в современный идеал женственности.

 Очевидно, что  люди с высокими баллами по маскулинным  качествам и низкими — по фемининным относятся к маскулинному типу, и  наоборот, фемининный тип составляют те, кто демонстрирует высокие баллы по фемининным качествам и низкие — по маскулинным. Несмотря на свою «противоположность», люди этих типов обладают общими чертами. Прежде всего, им присуща «гендерная схематизация». Другими словами, они склонны видеть мир и оценивать явления в гендерных терминах — даже там, где вполне уместны совершенно другие критерии оценки.

11 Теории выбора брачного партнера.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

12 Принятие решения о вступлении в брак.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

13 Психол-ая хар-ка периода предбрачного ухаживания.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

15 Механизмы возникновения симпатии и любви.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

16 Феномен и типология любви. Любовь в брачно-семейных отношениях.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

17 Факторы успеха и риска в предбрачном периоде.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

18 Псих-ая готовность к браку.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

19 Брачный договор- достоинства и проблемы.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

20 Хар-ка семейного общения, его специфичность.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

21 Семейные роли и лидерство.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

22 Секс-ые отношения в браке. Формирование сексуального сценария.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

23 Дисгармония в супружеских отношениях.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

24 Супруж конфликты поводы, причины, виды.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

25 Стратегии разрешения семейных конфликтов и их хар-ка.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

26 Факторы условной выгодности супружеского конфликта.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

50 Арттерапия.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

27 Измена Феномен супруж. неверности, причины.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

28 Развод как явление семейно-брачных отношений-причины, механизм, последствия.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

29 Условия деконфликтации супружеских отношений.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

30 Факторы риска и факторы успеха брачных отношений.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

31 Психол-ие условия гармонизации брака.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

32 Родит. отношение к ребенку структура, типы и функции.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

33 Стили семейного воспитания и детские роли в современной семье.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

36 псих. помощь семье.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

34 Взаимоотношения супругов и их родителей.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

35 Взаимоотношения внуков и прародителей.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

37 -- Общая схема коррекции семейных отношений.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

38 Теор модели психологического консультирования семьи.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

39 Фазы и уровни консультативного процесса семьи, признаки его успешности..doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

40 Специфика консультирования одного супруга, супружеской пары.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

41 Методы коррекция наиболее распространенных семейных нарушений.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

42 Психол конс-ие супругов в ситуации ожидания и.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

43 Предбрачное психол-ое консул-ие и при конфликт. супругов.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

44 Психол-е конс-е семьи при наличие зависимостей.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

45 Псих конс-е супругов по вопросам воспитания и развития ребенка.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

46 Псих конс-е членов семьи в ситуациях развода, при расставании с партнером.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

47 Псих конс-е членов семьи по вопросам супружеских измен.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

48 Семейная психотерапия.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

49 Игровая психотерапия семьи.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная психология"