Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психотерапия".
6. межличностное научение – наблюдая за более эффективным поведением окружающих, человек набирается нового позитивного опыта в общении
7.
имитация поведения –
8.
групповая сплоченность –
9. катарсис – эмоциональное отреагирование, очищение.
10. интерперсональное влияние – присуще только групповой терапии.
Какие эффекты имеет межличностное общение:
- когнитивный фактор – образ Я в какой-либо группе за счет отражения оценок окружающих формируется и может меняться в специально организованной группе.
Обратная связь – информация о том, как воспринимают меня другие люди и как они реагируют на мое поведение, всегда истинна. В группе равная и разноплановая.
Конфронтация – столкновение человека с собой, со своими особенностями.
Самосознание (конфронтация):
- открытая (знаю о себе сам, знают обо мне другие)
- закрытая (не знаю сам, не знают другие)
- скрываемая (знаю сам, не знают другие)
- слепое пятно (то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам)
Обратная связь – материал для конфронтации, влияет на слепую сферу самосознания.
Следует включаться в свое представление о себе.
Эгоцентрация – социоцентрация.
- эмоциональный фактор –могут возникать ситуации, которые возникали раньше, но человек с ними не справился, но может попытаться изменить ситуацию в группе. Важен подбор группы – должен быть разнообразный состав.
- поведенческий фактор –группа выступает как модель реальной жизни, человек продуцирует те же стереотипы поведения; в группе можно эти стереотипы изменить.
Категории лечебного воздействия можно объединить:
1. конфронтация
2. эмоциональная поддержка
В группе должен
поддерживаться баланс между этими
двумя типами взаимодействия. Терапевт
привлекает свое внимание в ситуациях
нарушения баланса – должен выяснить
причины нарушения.
20. Особенности руководство психотерапевтической группой
Что более важно в психотерапевте: личностное или профессиональное?
При высоком
уровне профессионализма личностные качества
значения не имеют.
Поведение психотерапевта:
1. Роль психотерапевта.
- технический эксперт –
требуются определенные знания для умения управлять группой
- эталонный участник –
истинный член группы, равный участник группы
а) активный лидер, руководитель – группа пассивна
б) аналитик – способствует переносу, интерпретирует и стимулирует к интерпретации; не руководит и не направляет группу
в) комментатор – отстранен, изредка комментирует групповую динамику, не руководит и не направляет группу
г) посредник – технический эксперт, не руководит, но помогает при необходимости
д) истинный член группы –
Сочетание всех ролей зависят от теоретической ориентации психотерапевта.
2. Ориентация психотерапевта.
-
ориентация на группу и
-
ориентация на пациента и
3.
Терапевтический стиль
-
эмоциональная стимуляция –
- опека – создание безопасной атмосферы, забота, поддержка
-
познавательная функция –
-
исполнительная функция –
21. Основные методы групповой психотерапии
Основные методы групповой психотерапии.
1.
Групповая дискуссия (
- интеракционная ориентация (анализ групповой динамики)
- биографическая (анализ биографии индивида)
- тематическая (анализ темы)
2. Психодрама (вербальный).
3. Психогимнастика (невербальный) – основное средство взаимодействия – двигательная активность, мимика.
4.
Проективный рисунок (
5.
Музыкотерапия (невербальный).
22. Неофрейдизм
Неофрейдизм — направление в психологии, возникшее в 20–30–е гг., в котором ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К. Хорни, Г.С. Салливен и Э. Фромм.
Направление
в современной философии и психологии,
получившее распространение гл. о. в США,
сторонники которого соединили психоанализ
Зигмунда Фрейда с амер. социологическими
теориями. К числу наиболее известных
представителей неофрейдизма относятся
Карен Хорни, Гарри Салливен, Эрих Фромм
и др. Подвергнув критике ряд положений
классического психоанализа в толковании
внутрипсихических процессов, но оставив
важнейшие его концепции (иррациональные
мотивы человеческой деятельности, изначально
присущие каждому индивиду и т. д.), представители
неофрейдизма перенесли центр тяжести
на исследование межличностных отношений.
Это сделано в стремлении ответить на
вопросы о человеческом существовании,
о том, как человек должен жить и что должен
делать. Причиной неврозов у человека
они считают тревогу, зарождающуюся еще
у ребенка при столкновении с исходно
враждебным ему миром и усиливающуюся
при недостатке любви и внимания. Позже
такой причиной становится невозможность
для индивида достичь гармонии с социальной
структурой современного общества, которое
формирует у человека чувство одиночества,
оторванности от окружающих, отчуждение.
Именно общество рассматривается как
источник всеобщего отчуждения и признается
враждебным коренным тенденциям развития
личности и трансформации ее жизненных
ценностей и идеалов. Через исцеление
индивида может и должно произойти исцеление
всего общества.
23. Эмоциональные
нарушения личности
24.
Когнитивная терапия
Джорджа Келли
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и по экспериментальным данным.
Начало когнитивной
терапии связывается с
Оказалось, что
пациенты одинаково принимают
Успехи клинической практики при самых различных теоретических подходах, согласно Келли, объясняются тем, что в процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют свой опыт и как они смотрят на будущее. Люди становятся депрессивными или тревожными, потому что попадают в западню ригидных, неадекватных категорий собственного мышления. Например, некоторые люди полагают, что авторитетные фигуры всегда правы, поэтому любая критика со стороны авторитетной фигуры действует на них удручающе. Любая техника, приводящая к изменению этого убеждения, будь она основана на теории, которая связывает такое убеждение с эдиповым (20:) комплексом, со страхом потери родительской любви или с потребностью в духовном руководителе, будет эффективна. Келли решил создать техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления.
Он предлагал
пациентам осознать свои
Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих современных терапевтических подходов, которые объединяются понятием когнитивная терапия.
На настоящем
этапе развития психотерапии
когнитивный подход в чистом
виде почти не практикуется: все
когнитивные подходы в большей
или меньшей степени
25. Нейролингвистическое программирование
Нейролингвистическое программирование (НЛП) изучает успех, наиболее успешных людей в различных областях деятельности и возможность скопировать их образ мыслей и поведение другими людьми, для достижения успеха. НЛП помогает понять, как зависит наше поведение от нашего мышления, и как поведение окружающих нас людей зависит от нашего собственного поведения. Оно учит нас, как можно научиться думать лучше и добиваться большего. Но НЛП не просто теория о том, как лучше общаться, чтобы достичь успеха. Это абсолютно практическая система, моделирующая систему поведения и мышления наиболее удачливых людей таким образом, что мы можем использовать ее себе во благо и добиться потрясающих результатов. Многие из приемов, описанных на нашем сайте, Вы можете начинать применять сразу же после прочтения, и, увидев уже в процессе обучения как меняется Ваша жизнь - начинать движение к своему успеху.
Откуда взялось название "Нейролингвистическое Программирование"? "НЕЙРО" - это все то, что связано с работой нервных клеток головного мозга и их связей. Все наши пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус используются нами и в познании окружающего мира и в нашем мышлении. Поэтому все наше представление об окружающем, все, что мы понимаем как сознательную деятельность проходит по этим нейронным связям в наш мозг. "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ" - эта часть названия говорит нам о том, какую роль в нашей жизни играет речь, и в нашем мышлении и в общении с окружающими нас людьми. НЛП учит нас использовать нашу речь для улучшения нашего образа мыслей и для достижения успеха. "ПРОГРАММИРОВАНИЕ" - указывает нам на то, что мы можем программировать действия и свое мышление, как программируется обычный компьютер.
НЛП - это научный
подход к очень существенному, и
очень интересному предмету - как
достичь цели поставленной перед
собой, оно предоставляет нам
возможность исследовать и