Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психотерапия".
Для овладения этими задачами , мышцы разделены на 16 групп:
1 группа: доминантная
кисть и предплечье –
2 группа6 доминантное плечо – максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение двуглавой мышцы плеча
3 группа: не доминантная кисть и предплечье
4 группа: не доминантное плечо
5 группа: мышцы
верхней трети лица –
6 группа: мышцы
средней трети лица – сведите
как можно сильнее глаза к
переносице и максимально
7 группа: мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад
8 группа: мышцы
шеи – наклоняйте подбородок
к груди и одновременно
9 группа: грудь , мышцы надплечий и спины – максимально соедините лопатки книзу и к середине
10 группа: мышцы живота: максимально напрягите все мышцы брюшного пресса как перед ударом в живот
11 группа: доминантное бедро - максимально напрягите передние и задние мышцы бедра
12 группа: доминантная
голень – максимально
13 группа: доминантная ступня: согните ступню вовнутрь, одновременно согните пальцы ступни
14 группа: не доминантное бедро
15 группа: не доминантная голень
16 группа: не доминантная ступня
Сначала отрабатывается одна группа мышц, потом объединяется вся рука, все лицо и т. д.
Освоение примерно за 8 сеансов по 15 минут (обязательна домашняя тренировка).
5 этап: собственно
системная десенсибилизация
14. Методы
психотерапии, основанные
на оперантном обусловливании.
17. Групповая психотерапия
Специфика групповой
психотерапии как лечебного метода
заключается в целенаправленном
использовании в
• Сплоченность
членов группы - условие, способствующее
достижению терапевтического успеха.
Характеризует прочность и
• Внушение надежды группой - вера в успешность терапевтического процесса появляется при совместной работе. Возникает от того, что разные участники группы продвигаются в разном темпе (отстающие тянутся вперед).
• Обобщение - до прихода в группу люди считают собственные проблемы уникальными, а в процессе групповой работы осознают, что это не так.
• Альтруизм - осознание того, что каждый участник группы может быть полезным и необходимым другим.
• Предоставление информации - используются приемы инструктирования и от терапевта клиенту, и от клиентов друг другу.
• Множественный перенос - эмоциональная привязанность участников к терапевту и друг к другу, группе в целом.
• Межличностное
общение - группа является своеобразным
испытательным полигоном для
исследования положительных и отрицательных
эмоциональных реакций
• Развитие межличностных умений - участники совершенствуют свои умения общаться в группе.
• Имитирующее
поведение - подражание ведущему, участников
группы друг другу. Сначала - для получения
одобрения, затем наступает активное
экспериментирование. В результате
расширяется поведенческий
• Катарсис
- эмоциональное потрясение, очищение.
18. Групповая сплоченность и групповое напряжение. Фазы развития группы.
Групповая психотерапия
– психотерапевтический метод, специфика
которого заключается в целенаправленном
использовании групповой
Групповая сплоченность - Это необходимое условие, выражающееся в стремлении членов группы остаться в рамках группы, сохранить ее. Следствие сплоченности - особые отношения, которые складываются между членами группы. Особая атмосфера возникающая в ходе коррекционной деятельности.
Групповое напряжение.
Во время деятельности члены группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и др. Появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, участником и руководителем.
Групповое
напряжение связано с
Если напряжение
в группе велико и не
Сплоченность группы - стабилизирующий фактор, который обеспечивает поддержку и относительную безопасность.
Групповое
напряжение - побуждающий фактор, обеспечивающий
неудовлетворенность и желание
что-то изменить. Психолог должен
контролировать динамическое
Фаза 1. – ориентации, поиска смысла, пассивного ожидания.
Высокий уровень напряжения в группе:
-
индивидуальная составляющая
-
групповая составляющая, так как
существуют значительные
Ожидания – врач возьмет всю ответственность за лечение на себя. Пациенты ждут расспросов, диагноза, рецепта. Но групповая динамика возможна при относительном равноправии участников: если повышается напряжение, то проявляется пассивное поведение пациентов.
Пассивное поведение пациентов.
Проявляется в периоды снятия напряжения за счет неконструктивной активности. Подфазы:
- псевдосплоченность – за счет активных пациентов, которые берут на себя роль лидера, драматизация травматических факторов, нагнетание обстановки; мы хорошие, они плохие, меняться нужно им – тупик;
-
козел отпущения –
Фаза 2. – растормаживание агрессивности, бунт против терапевта.
Высокий уровень напряжения, поведение участников группы более активно, аффективно заряжено, агрессивно настроено к психотерапевту.
Показатель – большое количество вопросов к психотерапевту. Либо агрессия на метод (косвенная). В открытую не говорят об агрессии. Думают: либо плохой профессионал, либо плохой человек.
Конструктивное разрешение ситуации – открытое выражение эмоций по отношению к психотерапевту и обсуждение причин, побуждающих к агрессии, как следствие – разрешение конфликта.
В этой фазе затрагиваются основные проблемы личности:
-
проблема ответственности (
-
взаимоотношения с авторитетами
(с родительской фигурой) - с
одной стороны желание
- проблема негативных эмоций – возможность открыто говорить об этом психотерапевту; реатрибутирование негативных эмоций – кому человек приписывает испытываемые эмоции; за позитивные чувства отвечаю я, как и за негативные. (Я раздражен, так как я ожидал другого).
Человек может контролировать свои чувства, если он их осознает и принимает, так как сам является источником своих чувств.
Иногда для общего «дозревания» напряжения терапевт усиливает различными приемами напряжение, чтобы его вскрыть.
Конструктивное завершение фазы – открытое выражение агрессии и ее переработка.
Фаза 3. – развитие групповых норм.
Резкое изменение характера взаимодействия. Формируется групповая сплоченность, цели, нормы, то есть групповая культура.
Фаза 4. – рабочая фаза, осознание целенаправленной деятельности, выработка новых форм поведения.
Активно работающая психотерапевтическая группа.
Фазы 1, 2, 3 – занимают
до четверти всего времени работы
группы и называются подготовительными.
19. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии
Факторы, обеспечивающие лечебный эффект:
- переживание
- осознание
- научение
Пути изучения пациента:
- опрос пациента
- опрос специалистов
- собственные экспериментальные исследования, позволяющие выявить корреляции между переменными процесса и эффективностью
Механизмы:
1. сообщение информации – краткий психологический «ликбез», информация вычленяется участниками косвенно в процессе работы группы, что-то дополняет психотерапевт (психика и соматика)
2.
универсальность страданий –
3. внушение надежды – пациенты видят происходящие у других положительные изменения при их активности – появляется надежда, что он тоже сможет этого достичь. Особенно это характерно для открытых групп.
4. альтруизм – люди могут помочь друг другу и я могу кому-то помочь - повышение самооценки
5. коррегирующая рекапитуляция первичной семейной группы – коррекция негативных влияний, идущих из родительской семьи, в группе – множественная проекция, воспроизводство в отношениях с психотерапевтом отношений с родителями, с другими участниками группы – с другими членами семьи.