Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психотерапия".
6. Игровая психотерапия. Игровую терапию используют чаще для лечения детей. При этом используют следующие виды игр: внутриличностные, биологические, межличностные и социокультурные.
7. Музыкотерапия. Эта методика уравновешивания и обретения душевного спокойствия использовалась еще в древние времена. Музыка может ввести человека в состояние, удобное для использования иных методов психотерапии. Музыка может успокоить или, наоборот, простимулировать психику пациента. При лечении детей эффективно использование музыкотерапии с танцами и упражнениями. Музыкотерапия позволяет лечить даже тех малышей, которые совершенно не хотят идти на контакт с врачом, например, детей, страдающих шизофренией или аутизмом. Музыкотерапию можно использовать в лечении пациентов в возрасте от двух с половиной лет.
8. Рациональная психотерапия. Это методика, при которой врач убеждает пациента. Рациональная психотерапия используется иногда вместо суггестивных методов. Действенность этой методики напрямую зависит от харизматичности врача. Эта методика более применима при лечении пациентов взрослого возраста.
9. Разговорная терапия. В ходе подобных упражнений, пациент вслух проговаривает волнующие его проблемы. В процессы проговаривания идет переосмысление проблем.
10.
Десенсибилизация. Этот метод психотерапии
основан на том, что заученные манипуляции
заменяются иными. Для начала пациент
осваивает технику расслабления. Затем
пациент вызывает в уме картину, которая
его пугает. После этого, также в уме вызывается
картина успокоения. Таким образом проходит
около тридцати минут. Лечить методом
десенсибилизации можно пациентов с десятилетнего
возраста.
Иногда различают личностный и индивидуальный подход. Последний принимает во внимание конкретные особенности, присущие данному человеку. Индивидуальный подход может включать и личностный (если при этом учитываются и личностные, и соматические характеристики), а может быть и более ограниченным (в том случае, когда он учитывает только какие-либо отдельные личностные или отдельные соматические особенности).
Личностный подход
в психотерапии реализуется в
трех основных направлениях: 1) изучение
личности больного, закономерностей
ее развития и специфики нарушений
в целях оптимизации
Изучение личности
больного, закономерностей ее развития
и специфики нарушений в целях
оптимизации
Таким образом,
только при учете специфики личностных
нарушений разного уровня психотерапия
приобретает дифференцированный и
содержательный характер.
Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических методов. Понятие «личностный подход» в данном аспекте является более широким и распространяется на все психотерапевтические методы, в том числе и на симптомоцентрированные, решающие скорее тактические задачи. Это означает, что любое психотерапевтическое воздействие должно учитывать личностные особенности пациента и специфику личностных нарушений, анамнез жизни и болезни, установки и отношения, особенности поведения и эмоционального реагирования. Так, например, в суггестивной психотерапии выбор применяемых методов и их направленность (гипноза, внушения в состоянии бодрствования, косвенного внушения) зависит от особенностей личности больного, его внушаемости, податливости гипнозу, степени личностных изменений, связанных с болезнью, отношения больного к своему заболеванию.
Ориентация
7. Теории личности
Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.
Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:
1. Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный?
2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
3. Какие процессы
являются доминирующими в
4. Обладает ли
личность свободой воли, и в
какой степени человек
5. Является ли
личный (внутренний) мир человека
субъективным, или внутренний мир
объективен и может быть
Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.
Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность — это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
Аналитическая
теория личности близка к теории классического
психоанализа, так как имеет с ней много
общих корней. Наиболее ярким представителем
этого подхода является швейцарский исследователь
К. Юнг. Согласно аналитической теории,
личность — это совокупность врожденных
и реализованных архетипов, а структура
личности определяется как индивидуальное
своеобразие соотношения отдельных свойств
архетипов, отдельных блоков бессознательного
и сознательного, а также экстравертированной
или интровертированной установок личности.
Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.
Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского. В рамках деятельностной теории, личность — это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.
Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды. В рамках диспозициональной теории, личность — это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности — это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.
Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так ведут.
Теории личности выполняют функции:
- объяснение - предсказание
Что влияет на теории личности:
- клинические наблюдения
- гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к пониманию целого)
- традиции научения, экспериментальная психология
-
психолого-метрическая традиция (измерение
и изучение индивидуальных
8. Невроз и его основные симптомы
Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами.
Невроз –
понимается как психогенное
Основные психопатологические синдромы неврозов.