Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психотерапия".
1. Астенический синдром (нервно-психологическая слабость):
- нарушения памяти внимания, понижение работоспособности
- головные боли
- нарушения сна
1 стадия – гиперстеническая (повышенная возбудимость)
2 стадия – раздражающая слабость
3 стадия – гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита)
2. Обессивный синдром (навязчивость, одержимость):
Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в данный момент противоречащие ситуации
- в интеллектуальной сфере
- в эмоциональной сфере (фобии)
- в моторной сфере (импульсии) – ритуалы, носящие охранительный характер
Контрастные навязчивости (хульные мысли) – навязчивые мысли, чувства, представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека.
3. Фобический синдром:
- пространства и передвижения в теле(?)
- нозофобии (страх заболевания чем-либо)
- социофобии (страх социально значимых ситуаций)
4. Депрессивный синдром:
Понижение настроения,
но не тоска; нет психической и
моторной заторможенности; пессимизм
ограничен психотравмирующей
5.Ипохондрический синдром (состояние болезненности):
Что-то где-то постоянно болит или болезненно оценивается; нормальные физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть при приседании).
6. Нарушения пищевого поведения.
- нервная анорексия (отказ от еды, потеря веса, гормональные сдвиги)
- нарвная булимия (обжорство)
Основные формы невроза:
- неврастения
- истерия
-
невроз навязчивых состояний
9. Основные
направления психотерапии.
10. Психологическая концепция Фрейда.
Психическая жизнь человека – выражение борьбы конфликтов различных составляющих психики.
Бессознательный психический процесс.
Центральное –
представление о
Содержание бессознательного – инстинктивные первичные потребности, которые угрожают сознанию и вытесняются.
Инстинкт и мотивация.
С точки зрения Фрейда, инстинкт – это не врожденный рефлекс, а побудительный мотив силы личности, это психический образ некоей потребности организма. Инстинкт – побуждение, влечение.
Телесное возбуждение – потребность, а психическая репрезентация его – желание.
Если есть потребность, то существует и напряжение. Инстинкт должен разрядить его. Это внутреннее возбуждение есть источник психического, поведение энергии, следовательно, инстинкты – побудительные силы личности.
2 группы инстинктов:
1.
инстинкты жизни (эрос) – направлены
на сохранение жизненных
2. инстинкты смерти (тонатос) – на разрушение
Энергия либидо(1) - это не сексуальный инстинкт, а энергия всех инстинктов жизни.
Концепция личности.
1. Монографическая – относится к определенным уровням сознания:
- сознание
- предсознательное (в данный момент не осознается)
- бессознательное (не осознается и самостоятельно осознано быть не может)
2.
Структурная – личность
- ИД (оно)
- ЭГО (я)
- СУПЕРЭГО (сверх я)
Тревога.
Если ЭГО слабое, то результат давления ИД и СУПЕРЭГО – тревога.
Тревога – функция ЭГО, предупреждает об опасности.
3 типа тревоги:
-
объективная тревога (
-
невротическая тревога (
- моральная (связана с СУПЕРЭГО)
Тревога сопровождается напряжением, поэтому включаются защитные механизмы психики – приемы ЭГО, направленные на понижение тревоги. Являются неосознанными, пассивными, в значительной степени искажают реальность.
Концепция невроза.
Невротический симптом – способ энергетической разрядки, вытеснения напряжения. Вырвавшаяся энергия направляется на определенный орган, который в результате выходит из строя.
Психоневроз – объясняется в рамках личности человека (конфликт между ЭГО, ИД и СУПЕРЭГО)
Актуальный невроз – связан с событиями настоящего.
С точки зрения
Фрейда, невроз – результат конфликта
между бессознательным и
11.Защитные механизмы в концепции Фрейда
1.
вытеснение (подавление) – основной
механизм защиты составная
2.
Проекция – специфические
3.
Отрицание – предшествует
4.
Замещение – переадресовка
5.
Рационализация – поведению
6.
Идентификация – тревога
7. Идентификация с агрессором – идентификация с тем, кого на самом деле боюсь.
8. Интроекция (интроективная идентификация) – приписывание внутрь, отождествление с внутренним объектом.
9.
Изоляция – отгораживание
10. Реактивная
формация – человек
11. Регрессия
– возвращение к более ранним
периодам жизни в случае
12. Сублимация
– единственно здоровый путь
трансформации энергии;
ЭГО становится
ареной борьбы между ИД и СУПЕРЭГО.
Смысл тревоги в том, что инстинкты
могут прорваться, поэтому включаются
защитные механизмы. Если тревога не
понижается – следует невротический
симптом.
12. Поведенческое направление в психотерапии
Поведенческая
психотерапия относится к одним
из молодых методов психотерапии.
Как самостоятельный метод
Изначально поведенческая психотерапия опиралась на классическую поведенческую психологию (бихевиоризм) и заимствовала из нее положительное отношение к экспериментальному получению знания и пренебрежение к тем психическим процессам, которые не поддаются прямому, объективному наблюдению.
Поведенческое направление в психотерапии базируется на различных теориях научения и психологии поведения. Поэтому сам термин подразумевает разнообразие различных методик. Некоторые из них появились достаточно давно, некоторые развились недавно. В любом случае, поведенческая терапия изначально оценивала патологическое поведение как одну из форм поведения, следующую тем же законам, что и поведение здоровое. Из изначального предположения «поведение — результат научения», возникла теория о возможности терапевтического обучения, базирующегося на достижениях психологии. Патологическое поведение становилось главным объектом терапевтического воздействия. Устранив или скорректировав патологическое поведение, психотерапевт помогал пациенту избавиться от страданий, достигая поставленных целей терапии.
Значительное
отличие поведенческой
2) Контроль достигаемых
результатов в процессе
Другая особенность
заключается в работе
3) Опора на
эмпирические данные и
Сама психотерапия
основывается на эмпирических
выводах о характеристиках
4) Множественность отдельных способов подхода к клиенту.
Поведенческая
психотерапия базируется на
13. Методы психотерапии, основанные на классическом обусловливании
Метод системной десинсибилизации по Вольпе (через воображение).
Смысл: погасить реакцию, надо сочетать ситуацию с противоположными состояниями.
1 этап: выяснение того, какую ситуацию надо изменить
2 этап: выяснение того, в каких ситуациях эта реакция проявляется
3 этап: составление
иерархии ситуаций, вызывающих эту
реакцию. Психотерапевтический
4 этап: обучение
произвольному мышечному
Метод произвольной мышечной релаксации по Джекобсону.
Задачи метода:
- с помощью концентрации внимания
выработка способности
-
понижение порога восприятия
этих двух противоположных
-
на основе предыдущего,