Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психотерапия".
26. Бихевиористическая концепция в психотерапии
Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) - направление в американской психологии, представители которой отрицают сознание как предмет психологии. Основатель этого направления Дж. Б. Уотсон (1878 - 1958) выступил против понимания психологии как науки о непосредственных субъективных явлениях. Вместо этого он предложил считать предметом психологии поведение. Понятия образы, мышление, чувства и т.д. Дж. Уотсон заменил понятиями о мышечные и секреторные реакции.
Бихевиоризм стремится изучать поведение, данное в виде комплекса движений, вне участия какого-либо внутреннего, или, иначе, психического, момента. Однако, на самом деле, тот или иной комплекс движений становится актом поведения только на почве психического — того переживания, благодаря которому индивид превращается в субъекта поведения. Поэтому стоит только лишить поведение этого переживания, как оно тотчас распадется на простую последовательность отдельных движений. В этом ряду сменяющих друг друга движений мы будем не в состоянии выделить в виде отдельных комплексов единицы поведения. Не учитывая психическое, невозможно определить, где начинается и где завершается тот или иной поведенческий акт. Вместо поведения мы будем вынуждены изучать эти отдельные движения, то есть вместо поведения исследовать его моторные элементы — так называемые рефлексы.
Таким образом,
бихевиористическая психология невольно
превращается в учение о рефлексах, или
рефлексологию. А специальное изучение
рефлексов — дело физиологии. Поэтому
бихевиористическая психология фактически
представляет собой физиологию рефлексов.
27. Оперантное научение Торндайка и Скинера.
Термины «инструментальное
научение» и «оперантное обусловливание»
означают, что реакция организма, которая
формируется по принципу проб и ошибок,
является инструментом для получения
поощрения и предполагает оперирование
со средой, то есть поведение есть функция
его последствий. При оперантном обусловливании
поведение контролируется его результатом
и последствиями. Модификация поведения
осуществляется за счет влияния на его
результаты и последствия. В соответствии
со схемой оперантного обусловливания
экспериментатор, наблюдая поведение,
фиксирует случайные проявления желательной,
«правильной» реакции и сразу же подкрепляет
ее. Таким образом, стимул следует после
поведенческой реакции, прямое подкрепление
используется через поощрение и наказание.
Результатом научения является оперантное
научение, или оперант. В этом случае подкрепляется
не стимул, а реакция организма, именно
она вызывает подкрепляющий стимул, поэтому
такое научение обозначается как научение
типа R. Оперантное или инструментальное
поведение — поведение типа R — это поведение,
вызванное подкреплением, следующим за
поведением. Скиннер, подчеркивая различия
между респондентным и оперантным поведением,
указывает, что респондентное поведение
вызвано стимулом, который предшествует
поведению, а оперантное поведение — стимулом,
следующим за поведением. Иными словами:
в классическом обусловливании стимул
предшествует поведенческой реакции,
а в оперантном — следует за ней.
28. Личностно-ориентированная терапия.
Ориентация на личность
Субъект-субъектные, диалогические отношения (взаимодействие)
Критерии личностно-
1. Диалогические отношения
Диалог - это способ построения отношений с пациентом на основе взаимодействия, это совместный поиск проблемы и её решения. Терапевт не учитель, а партнер. В отношениях с терапевтом клиент реактуализирует и проживает ранние отношения, ставшие основой для развития невроза. В процессе терапии возможны не только изменение непродуктивных отношений, но и выстраивание новых, ранее не встречавшихся в опыте клиента.
2. Столкновение пациента со своей проблемой.
Л-О терапия не стремится к прямой дезактуализации проблемы, т.к. дезактуализация возможна только, как следствие разрешения значимого противоречия.
3. Осознавание и проживание (рефлексия) своей проблемы. Проживание блокированного (непривычного) опыта.
Цель:
Личностные изменения клиента, путем преодоления внутриличностных барьеров, которые приводят к непродуктивному отношению с миром. Согласно теории парадоксального изменения А. Бейссера: "Изменение возникает тогда, когда субъект становится тем, что он есть, а не тогда, когда он пытается стать тем, чем он не является".
Методы:
Психоанализ, психодинамическая терапия
Экзистенциально-
Клиент - центрированная терапия К. Рождерса
Экзистенциальная терапия
Гештальт-терапия (А. Маслоу, И. Ялом, Д. Бьюдженталь, Р. Мэй, К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз)
Недостатки
долгосрочная
сложность формирования мотивации у пациента
Преимущества
затрагивая основу
симптоматики, ведет к стабильному
результату. Способствует формированию
стойкой ремиссии и предотвращению
рецидивов
29. Психодрама
Психодрама – это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструментарий драматической импровизации для изучения и коррекции психологических проблем участников.
Психодрама как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Якобом Леви Морено (1892-1974) на основе опыта его театрального эксперимента “спонтанного театра”, изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в реализации творческого потенциала человека, его творческого Я в “театре жизни”. Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками “спонтанного театра”, послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как психотерапевтического метода.
Морено исходил
из того, что человек обладает естественной
способностью к игре и, исполняя различные
роли, получает возможность экспериментировать
с реалистичными и
Фазы развития психодраммы.
Для этого используются
различные вспомогательные
3)Третья фаза –
фаза обсуждения или интеграции – является
завершающей. Начинается она обычно с
высказываний пациентов, не принимавших
непосредственного участия в психодраматическом
действии, о своих впечатлениях, о собственных
переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях,
которые возникали у них во время разыгрывания
ролевых ситуаций. Здесь также предоставляется
обратная связь протагонисту, происходит
анализ и интерпретация психодраматического
действия.
30. Психогимнастика
Психогимнастика — метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на “язык тела” и пространственно-временные характеристики общения.
Термин “психогимнастика” может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.
В широком смысле психогимнастика — это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого — познание и изменение личности клиента.
Психогимнастика включает в себя три части, характеризующиеся самостоятельными задачами и собственными методическими приемами: