Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:16, шпаргалка

Описание работы

Определение психики. Определение предмета психологии

ПСИХИКА (от греч. душа) — свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности. Психика — результат развития жизни, форма жизнедеятельности живых существ. Психика человека включает: процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), состояния (подъем, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), свойства (направленность, темперамент, характер, способности), опыт (знания, навыки, умения, привычки). Процессы, состояния, свойства и опыт находятся в единстве, образуют иерархическую систему, ведущая роль в которой принадлежит психическим свойствам.Психика — система внутренних регуляторов активности человека в изменчивой и сложной среде обитания, когда нельзя выйти из положения (выжить) только лишь за счет реакций организма на сигналы среды, а нужно иметь устойчивую субъективную модель (картину среды), и самого субъекта.

Работа содержит 1 файл

ответы по психологии.docx

— 57.47 Кб (Скачать)

 

  1. Понятие и функции восприятия

 

Восприятие –  психич.процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя. 
В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека. 
Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.  
Чувственный образ является объектом изучения многих наук. 
Специфичный предмет психологии восприятия состоит в том, что она изучает механизмы, порождающие этот чувственный образ, механизмы перцептивного управления и контроля деятельности.

 

Иными словами, функция восприятия ( рецепторы агента) обеспечивает ввод текущей информации или сообщений в базу фактов в ходе функционирования машины вывода, так чтобы их можно было непосредственно учитывать в интерпретаторе. Здесь специально оговаривается динамичность среды и подчиненность рассуждения действию: агенты рассуждают для того, чтобы выбрать действия.

 

  1. Понятие и функции мышления

Мышление – процесс наиболее обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира в его существенных связях и отношениях. Мышление как бы обволакивает изучаемое событие «ячеистой сетью вопросов», стремясь извлечь самое существенное, самое значимое.

Если схематично выделить основные функции мышления как познавательного процесса, то следует назвать следующие:

  • мышление выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события, факты;
  • находит как существенные, так и несущественные различия между теми или иными вещами или рассуждениями;
  • осуществляет сравнительный анализ возможных путей решения проблемы;
  • предлагает оптимальный вариант решения и последующих действий и, образно говоря, сопровождает действия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит еще раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.п.

 

  1. Понятие и функции памяти.

 

Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным использование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания.

Функции памяти

В соответствии с функциями памяти различают её основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также  забывание. Главный среди них  запоминание, которое определяет прочность  и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком приобретённого опыта осуществляется посредством  восстановления из памяти ранее усвоенных знаний, умений и навыков.

 

 

 

  1. Понятие и функции эмоций.   

Эмоция представляет собой эмоциональный процесс  средней продолжительности, который  отражает субъективную оценку отношения  к существующим или возможным  ситуациям. У человека эмоции способны порождать чувства удовольствия или неудовольствия, робости или  страха, играющие ориентирующую роль объективных сигналов. Эмоция (сама по себе) не порождает подобные переживания, а всего лишь регулирует внутреннюю деятельность каждой индивидуальной личности.  
Основные функции эмоций:

  • Функция побуждения – данная функция позволяет эмоциям стимулировать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей, или притормаживать ее. Эмоции направляют и контролируют поведение человека в зависимости от ситуации. Разнообразные потребности побуждают у человека различные эмоции.
  • Дезорганизационная функция – данная функция проявляется лишь в условиях ее проявления, а в остальных случаях не является функционально-значимой.
  • Следообразующая функция – данная функция эмоций проявляется только в экстремальных состояниях.
  • Эвристическая и предвосхищающая функция – определенное проявление эмоций выясняется за счет психологического механизма, который и находится у истоков данных проявлений эмоциональных состояний.
  • Синтезирующая (предвосхищающая) функция – данная функция состоит в интеграции проявляющихся эмоций с когнитивными процессами, позволяя обеспечить возможность структурированного и целостного отражения переживаний и раздражений.
  • Экспрессивная функция – данная функция эмоций отвечает за влияние эмоциональной сферы собственно на коммуникацию человека. 

 

  1. Понятие и функции волевой регуляции.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий.      Все действия человека можно условно разделить на непроизвольные и произвольные. К непроизвольным действиям относятся: безусловные рефлексы, инстинкты, автоматизированные движения и действия, совершаемые в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В отличие от них, произвольные действия осуществляются под контролем сознания. Для их выполнения требуется та или иная степень волевого контроля.

  1. Понятия «личность».

 

личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности человека определяют его успехи в различных видах  деятельности. От темперамента зависят  реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни  и т. п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют  стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению. И все  же дадим некоторые определения  понятию «личность» (от русск. личина (личина соответствует термину persona - исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра) - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

С.Л. Рубинштейн (1946) выделял  следующие составляющие личности:

1. Направленность (установки,  интересы, потребности).

2. Способности.

3. Темперамент.

 

  1. «Я» - концепция личности. Структура индивидуального сознания.

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.    Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной 

Составляющая

Описание

«Духовное Я»

Внутреннее и  субъективное бытие человека. Набор  его религиозных, политических, философских  и нравственных установок

«Материальное Я»

То, что человек  отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)

«Социальное Я»

Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль

«Физическое Я»

Тело человека, его  первичные биологические потребности


 

  • бессознательное – концентрированное эволюционное прошлое;
  • подсознательное – то, что ранее было осознано, но затем вытеснено из сознания;
  • самость – ощущение самобытия;
  • миросознание – восприятие окружающей среды константной и дискретной;
  • самосознание – формирование субъектом константного представления о своём месте в среде;
  • сверхсознание – формирование у субъекта многомерного представления о среде, позволяющего познавать предметы окружающей среды вне зависимости от индивидуальной точки отсчёта.

 

 

  1. Мотивация в структуре личности.

Мотивационная структура  личности (МСЛ) - это совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность. МСЛ - основной критерий при определении типа мотивации индивида.

В сообществе НКК используется определение  мотивационной структуры личности путем экспертного опроса присутствующих и самого тестируемого по десятибалльной шкале теста Лишина в условиях открытых для других экспертов ответов и пояснений всех участников тестирования. После высказывания каждый опрашиваемый имеет возможность скорректировать свою оценку. Оценки экспертов и тестируемого записываются отдельно, при достаточном количестве экспертов крайние оценки отбрасываются. В идеале оценки экспертов и опрашиваемого должны быть близки, сильное расхождение свидетельствует либо о неадекватности самооценки тестируемого, либо о недостаточности опыта совместной работы и жизни с тестируемым, чтобы составить адекватное о нем представление. И та, и другая ситуация в жизни сообщества НКК ненормальна и требует исправления.

МСЛ на основе теста Лишина

В ходе определения МСЛ  проверяется важность для тестируемого следующих 9 + 2 элемента мотивации:

  • желание;
  • конформизм;
  • самоутверждение;
  • корысть;
  • ориентация на близких;
  • ориентация на группу;
  • ориентация на референта;
  • ориентация на общество;
  • ориентация на дальних;
  • добросовестность;
  • идеал.

 

 

  1. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи 

Мотивация успеха однозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха. Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится прежде всего избежать срыва, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится в данном случае определяющим. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает о путях его предотвращения, а не о способах достижения успеха.

Анализ многочисленных экспериментальных  исследований, выполненных в рамках данной проблематики, позволяет создать  обобщенный портрет этих двух типов, ориентированных соответственно на успех и на неудачу. 

 

 

  1. Профессиональная мотивация 

 

Под мотивацией традиционно  понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обуславливая поведение  и деятельность, оказывает влияние  на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим  трудом. Профессиональная мотивация  – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор  профессии и продолжительное  выполнение обязанностей, связанных  с этой профессией.

Профессиональная ориентация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий  под постоянным воздействием объективных  и субъективных факторов. Структуру  профессиональных мотивов можно  выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе  выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при  смене рабочего места (переход с  одной работы на другую).

 

 

 

 

 

 

  1. Характер и темперамент. 

 

 
Темперамент - биологическая основа (предпосылка) характера. На естественный темперамент влияет в первую очередь  уровень гормонов и ферментов  в организме, свойства нервной системы  и т.д.

Влияние биологической  основы очень сильно, но проявляться  может по разному. Высокий уровень тестостерона у бандита и у искренне верующего проповедника приведет к диаметрально противоположным поступкам.

Характер надстраивается над темпераментом  с относительной свободой. Характер может быть сильный, но не очень темпераментный. Может быть и темпераментный человек, но со слабым характером.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"