Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:16, шпаргалка
Определение психики. Определение предмета психологии
ПСИХИКА (от греч. душа) — свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности. Психика — результат развития жизни, форма жизнедеятельности живых существ. Психика человека включает: процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), состояния (подъем, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), свойства (направленность, темперамент, характер, способности), опыт (знания, навыки, умения, привычки). Процессы, состояния, свойства и опыт находятся в единстве, образуют иерархическую систему, ведущая роль в которой принадлежит психическим свойствам.Психика — система внутренних регуляторов активности человека в изменчивой и сложной среде обитания, когда нельзя выйти из положения (выжить) только лишь за счет реакций организма на сигналы среды, а нужно иметь устойчивую субъективную модель (картину среды), и самого субъекта.
Восприятие –
психич.процесс, приводящий к порождению
чувственного образа, структурированного
по определённым принципам и содержащего
в качестве одного из исследуемых элементов
самого наблюдателя.
В отличие от ощущения, в восприятии формируется
образ целостного предмета посредством
отражения всей совокупности его свойств.
В процесс восприятия включены такие сложные
механизмы как память и мышление. Поэтому
восприятие называют перцептивной системой
человека.
Восприятие – результат деятельности
системы анализаторов. Первичный анализ,
который совершается в рецепторах, дополняется
сложной аналитико-синтетической деятельностью
мозговых отделов анализаторов.
Чувственный образ является объектом
изучения многих наук.
Специфичный предмет психологии восприятия
состоит в том, что она изучает механизмы,
порождающие этот чувственный образ, механизмы
перцептивного управления и контроля
деятельности.
Иными словами, функция восприятия ( рецепторы агента) обеспечивает ввод текущей информации или сообщений в базу фактов в ходе функционирования машины вывода, так чтобы их можно было непосредственно учитывать в интерпретаторе. Здесь специально оговаривается динамичность среды и подчиненность рассуждения действию: агенты рассуждают для того, чтобы выбрать действия.
Мышление – процесс наиболее обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира в его существенных связях и отношениях. Мышление как бы обволакивает изучаемое событие «ячеистой сетью вопросов», стремясь извлечь самое существенное, самое значимое.
Если схематично выделить основные функции мышления как познавательного процесса, то следует назвать следующие:
Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным использование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания.
В соответствии с функциями памяти
различают её основные процессы: запоминание,
сохранение, воспроизведение, а также
забывание. Главный среди них
запоминание, которое определяет прочность
и длительность сохранения информации,
полноту и точность её воспроизведения.
Использование человеком
Эмоция представляет
собой эмоциональный процесс
средней продолжительности, который
отражает субъективную оценку отношения
к существующим или возможным
ситуациям. У человека эмоции способны
порождать чувства удовольствия
или неудовольствия, робости или
страха, играющие ориентирующую роль
объективных сигналов. Эмоция (сама
по себе) не порождает подобные переживания,
а всего лишь регулирует внутреннюю
деятельность каждой индивидуальной личности.
Основные функции эмоций:
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий. Все действия человека можно условно разделить на непроизвольные и произвольные. К непроизвольным действиям относятся: безусловные рефлексы, инстинкты, автоматизированные движения и действия, совершаемые в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В отличие от них, произвольные действия осуществляются под контролем сознания. Для их выполнения требуется та или иная степень волевого контроля.
личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению. И все же дадим некоторые определения понятию «личность» (от русск. личина (личина соответствует термину persona - исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра) - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.
С.Л. Рубинштейн (1946) выделял следующие составляющие личности:
1. Направленность (установки, интересы, потребности).
2. Способности.
3. Темперамент.
«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной
Составляющая |
Описание |
«Духовное Я» |
Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок |
«Материальное Я» |
То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.) |
«Социальное Я» |
Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль |
«Физическое Я» |
Тело человека, его
первичные биологические |
Мотивационная структура личности (МСЛ) - это совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность. МСЛ - основной критерий при определении типа мотивации индивида.
В сообществе НКК используется определение
мотивационной структуры
МСЛ на основе теста Лишина
В ходе определения МСЛ проверяется важность для тестируемого следующих 9 + 2 элемента мотивации:
Мотивация успеха однозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха. Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится прежде всего избежать срыва, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится в данном случае определяющим. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает о путях его предотвращения, а не о способах достижения успеха.
Анализ многочисленных экспериментальных исследований, выполненных в рамках данной проблематики, позволяет создать обобщенный портрет этих двух типов, ориентированных соответственно на успех и на неудачу.
Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обуславливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.
Профессиональная ориентация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).
Темперамент - биологическая основа
(предпосылка) характера. На естественный
темперамент влияет в первую очередь
уровень гормонов и ферментов
в организме, свойства нервной системы
и т.д.
Влияние биологической основы очень сильно, но проявляться может по разному. Высокий уровень тестостерона у бандита и у искренне верующего проповедника приведет к диаметрально противоположным поступкам.
Характер надстраивается над темпераментом с относительной свободой. Характер может быть сильный, но не очень темпераментный. Может быть и темпераментный человек, но со слабым характером.