Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:16, шпаргалка

Описание работы

Определение психики. Определение предмета психологии

ПСИХИКА (от греч. душа) — свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности. Психика — результат развития жизни, форма жизнедеятельности живых существ. Психика человека включает: процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), состояния (подъем, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), свойства (направленность, темперамент, характер, способности), опыт (знания, навыки, умения, привычки). Процессы, состояния, свойства и опыт находятся в единстве, образуют иерархическую систему, ведущая роль в которой принадлежит психическим свойствам.Психика — система внутренних регуляторов активности человека в изменчивой и сложной среде обитания, когда нельзя выйти из положения (выжить) только лишь за счет реакций организма на сигналы среды, а нужно иметь устойчивую субъективную модель (картину среды), и самого субъекта.

Работа содержит 1 файл

ответы по психологии.docx

— 57.47 Кб (Скачать)
  • Характер - особенности поведения человека, делающие его легким или трудным во взаимодействии с ним.
  • Темперамент в узком смысле слова - энергия и динамика поведения, это яркость, сила и скорость эмоционального реагирования.

Для двигательной сферы  прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера  — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

Темперамент, по Э.Кречмеру, тесно связан со строением тела. Характер - в малой степени. Темперамент - генотип, характер - фенотип. Смотри Генотип и фенотип

При этом граница, разделяющая темперамент  и характер, все-таки достаточно условна. Слово темперамент нередко употребляется  в более широком смысле, как  некоторое описание личностных черт. И тогда типы темперамента по Гиппократу - по факту, описание это типов характера.

 

  1. Способности и задатки. Творчество. 

Задатки-это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

 

Способности - это индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие успех а деятельности, в общении. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

 

Способности можно классифицировать на:

1) природные способности,  которые связаны с врожденными  задатками и формируются на  их основе;

2) специфические способности,  имеющие общественно-историческое  происхождение и обеспечивающие  жизнь и развитие в социальной  среде.

 

Творчество – сложный психический  акт, выражающийся в воплощении и  воспроизведении в новой, оригинальной форме данных, находящихся в сознании человека. Это стадия труда, бессознательной  работы и вдохновения, в результате которых данные как бы переходят  из бессознательной сферы в сознание, а дальше путем различных способностей и навыков, уже присущих человеку, обретают форму в книгах, картинах, научных открытиях, в любых продуктах  деятельности, которые представляют собой нечто новое. 

 

  1. Талант и гениальность.

Талант - это высокий уровень  развития, прежде всего специальных  способностей. Это совокупность таких  способностей, которые дают возможность  получить продукт деятельности, который  отличается новизной, высоким уровнем  совершенства и общественной значимости.

Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта  в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем  талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта  в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в  различных видах производства. Для  развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой  проявляется в страсти к выбранному делу.

Сочетание способностей, которые  являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии  таланта следует делать вывод  по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве.

Гениальность - высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.  Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

 

  1. Социализация личности 
    Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей.

Кроме того, управление и  влияние со стороны государства  осуществляется через посредство целенаправленного  и социально контролируемого  воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют  как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.

Социальную деятельность, точнее, социализацию, делят на 3 стадии:

  1. дотрудовую;
  2. трудовую;
  3. послетрудовую. 
  4. Понятие «группа» и классификация групп.  
    Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые, в свою очередь, подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

Большие группы могли быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число  людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (директору, заведующему учебной частью), входить в одну профсоюзную организацию, придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка школьной жизни и т. п.

Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми  на основе некоторых признаков –  половых, национальных, возрастных, имущественных  и др.

Малые группы – это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием  входящих в них лиц и реальными  взаимоотношениями между ними. Эти  группы могут быть официальными (формальными), т. е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.

Выделяются также и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т. д.).

Принято выделять следующие виды групп.

Неорганизованная и случайно организованная группа (номинальная группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены  экскурсионных групп и т. п.) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация – группа, в которой  взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной  структурой.

Межличностные отношения в такой  группе носят деловой характер и  подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.

Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить  свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух  может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив – устойчивая во времени  организационная группа взаимодействующих  людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Комплексным показателем взаимоотношений  в коллективе является его социально-психологический  климат – совокупность отношений  членов коллектива к условиям и характеру  совместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руководителю. 
 

  1. Характеристика основных групповых процессов.  

Групповые нормы – правила выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.

Возникает проблема принятия системы  групповых норм для нового члена  группы, адаптирующегося к непрерывной  для него системе отношений

4 варианта поведения к данному  вопросу:

1.сознательное принятие норм  группы

2.вынужденное принятие под угрозой  санкций

3.демонстрация, что я не такой  как все в группе

4.свободное,осознаное отвержение норм группы с учетом все возможных последствий

Конформизм-подчинение суждение индивида, возникающего из конфликта между его мнением и мнением группы

Сплочение группы-процесс, формирование особого типа связей в группе, позволяет формальную структуру заданную из вне превратить в технологическую общность

Проявление сплоченности

-эмоциональная привлекательность,  взаимопривязаность членов группы

-стремление их к формированию  своего членства, в единстве целей  и ценностей

Диалог является наиболее используемым инструментом модерации. В противовес спорам и конфликтам, при которых основную роль играет функция ведения беседы, модерация - это форма ведения разговора, которая не столько преследует цель, сколько ориентирована на процесс. Другими словами, это техника решения проблем в процессе дискуссии.

Модератор занимает нейтральную роль. Он, по возможности, не должен вмешиваться в ход дискуссии и не отдавать личное предпочтение кому-либо из ее участников.

Диалог способствует такому виду внимания, через которое развивается новое  восприятие разговора: популяризация  мнений; урегулирование приемлемых и  неприемлемых предложений; общение  с расхождениями во мнениях.

 

  1. Цель, формы и методы группового давления.

Групповое давление - это  процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется  принятием индивидом мнения большинства  в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Конформизм – социально-психологическое  явление изменения поведения  или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним  из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма: 
1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией; 
2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции; 
3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Уровни конформного поведения: 
1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы; 
2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным; 
3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт. 
Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

  1. Понятие лидерства.

Лидерство - это естественный социально-психологический  процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. 3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"