Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:16, шпаргалка
Определение психики. Определение предмета психологии
ПСИХИКА (от греч. душа) — свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности. Психика — результат развития жизни, форма жизнедеятельности живых существ. Психика человека включает: процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), состояния (подъем, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), свойства (направленность, темперамент, характер, способности), опыт (знания, навыки, умения, привычки). Процессы, состояния, свойства и опыт находятся в единстве, образуют иерархическую систему, ведущая роль в которой принадлежит психическим свойствам.Психика — система внутренних регуляторов активности человека в изменчивой и сложной среде обитания, когда нельзя выйти из положения (выжить) только лишь за счет реакций организма на сигналы среды, а нужно иметь устойчивую субъективную модель (картину среды), и самого субъекта.
Для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».
Темперамент, по Э.Кречмеру, тесно связан со строением тела. Характер - в малой степени. Темперамент - генотип, характер - фенотип. Смотри Генотип и фенотип
При этом граница, разделяющая темперамент
и характер, все-таки достаточно условна.
Слово темперамент нередко
Задатки-это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Способности - это индивидуально-
Способности можно классифицировать на:
1) природные способности, которые связаны с врожденными задатками и формируются на их основе;
2) специфические способности,
имеющие общественно-
Творчество – сложный
Талант - это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.
Талант может проявиться
во всех сферах человеческого труда:
в организаторской и
Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве.
Гениальность - высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.
Социальную деятельность, точнее, социализацию, делят на 3 стадии:
Большие группы могли быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (директору, заведующему учебной частью), входить в одну профсоюзную организацию, придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка школьной жизни и т. п.
Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и др.
Малые группы – это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т. е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.
Выделяются также и неофициальн
Принято выделять следующие виды групп.
Неорганизованная и случайно организованная группа (номинальная группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация – группа, отличающаяся
реально действующей
Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.
Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.
Комплексным показателем взаимоотношений
в коллективе является его социально-психологический
климат – совокупность отношений
членов коллектива к условиям и характеру
совместной деятельности; к коллегам,
членам коллектива; к руководителю.
Групповые нормы – правила выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.
Возникает проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непрерывной для него системе отношений
4 варианта поведения к данному вопросу:
1.сознательное принятие норм группы
2.вынужденное принятие под
3.демонстрация, что я не такой как все в группе
4.свободное,осознаное отвержение норм группы с учетом все возможных последствий
Конформизм-подчинение суждение индивида, возникающего из конфликта между его мнением и мнением группы
Сплочение группы-процесс, формирование особого типа связей в группе, позволяет формальную структуру заданную из вне превратить в технологическую общность
Проявление сплоченности
-эмоциональная
-стремление их к формированию своего членства, в единстве целей и ценностей
Диалог является наиболее используемым инструментом модерации. В противовес спорам и конфликтам, при которых основную роль играет функция ведения беседы, модерация - это форма ведения разговора, которая не столько преследует цель, сколько ориентирована на процесс. Другими словами, это техника решения проблем в процессе дискуссии.
Модератор занимает нейтральную роль. Он, по возможности, не должен вмешиваться в ход дискуссии и не отдавать личное предпочтение кому-либо из ее участников.
Диалог способствует такому виду внимания,
через которое развивается
Групповое давление - это
процесс влияния установок, норм,
ценностей и поведения членов
группы на мнения и поведение индивида.
Нормативное влияние
Конформизм – социально-
Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.
Виды конформизма:
1) уступчивость или внешний публичный
конформизм – подчинение мнению группы
при сохранении несогласия с ее позицией;
2) одобрение или внутренний личный конформизм
– изменение поведения и убеждений под
воздействием группы в результате внутреннего
принятия ее позиции;
3) нонкомформизм или негативный конформизм
– реактивное сопротивление групповому
давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной
позиции человека, даже по общепринятым
вопросам.
Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.
Уровни конформного поведения:
1) подчинение на уровне восприятия – изменение
восприятия испытуемого под воздействием
подставной группы;
2) подчинение на уровне оценки – признание
испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение
к мнению группы, которое считается правильным;
3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы,
но согласие с ней из-за не желания вступать
с ней в конфликт.
Конформизм в определенной степени присущ
каждому человеку, однако степень его
проявления зависит от ситуативных и личностных
факторов.
Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. 3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером.