Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:15, шпаргалка
Ответы на 65 вопросов.
3. Координационная
функция, цель которой –взаимное
ориентирование и согласование
действий различных
4. Функция понимания,
то есть не только адекватное
восприятие и понимание смысла
сообщения, но и понимание
Вид общения: Приказ, Беседа, Совещание, Отчёт, Переговоры.
54. Основы инженерной психологии.
Инженерная психология ( психология труда) – отрасль психологической науки, изучающая особенности психики и поведения людей той или иной профессии в процессе труда.
Ее предмет: личность,
особенности психики и
Типы профессионалов:
- П ( чел. – природа) – работа на природу
- Т (чел. – техник)- наука, земля, техника
- З (чел. – знаковая сиситема) – контролькачества
- Х (чел. – художественный образ) – архитектор
Этапы профессионального пути:
- идентификация с работником ( 5-10 лет)
- приобретение основных трудовых навыков (до 15 лет)
- приобретение некой профессиональной идентификации ( 15-20 лет)
- становление профессии ( 15-40 лет)
- работа на благо общества ( 40-60 лет)
- размышление о
продуктивности и
55)
Понятие творчества.
Особенности научно-
Творчество – деятельность поражд-я нечто качественно новое отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.
Различают:
-принципиально новое
(результат творч.
- новое во времени (результат творч деятельности возникновению которого предшествовала существование аналогичного )
Творчество базируется на тв-м мышлении и воображении. Для успешного осуществления и пораждения новых творч идей творчество должно быть свободно от критики, внешних и внутренних запретов. Способность к творчеству хар-ся воспитанием изобретательности , живостью воображения, раскованностью мышления, свободной игрой ассоциаций, умением перекомбинировать и создавать новые сочетания из имеющихся элементов.
57) Определение педагогики как науки. Основные категории педагогики
Педагогика – наука о организованной целенаправленной и систематической деят-ти по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.
История педагогики нач-ся с древней Греции – Сократ – уделял внимание тому, чтобы развивать точные науки и развивать логическое мышление. Платон, Аристотель, спартанская школа – детей подвергали жестокому отбору. Имели одну одежду, спали на земле, старейшины провоцировали драки – чтобы выяснить сильнейших. Средние века – образование носит религиозный характер, обучение велось на латыни. Эпоха гуманизма – обучение должно сопровождаться радостью, интересом. 19-20 вв. отдельное обучение девушек и юношей, надо воспитывать чувство прекрасного. Современная педагогика – наблюдение, эксперимент, опрос, моделирование.
Задачи: - поиск путей совершенствования, -разработка современных методов обучений технологий, реформирования содержания образования. Методы: -метод обучения (лекция, рассказ, беседа), -метод опроса (экзамен, зачет, тестирование), -метод наглядного преподнесения материала.
58. Содержание образования. Основные социальные функции образования.
Образование (в узком смысле)- совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, приобретённых индивидом в учебных заведениях или путем самообразования.
Образование (в широком смысле)- целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, главная цель которого – формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем материальном и духовном мире творческой и моральной личности.
Образование как: - ценность – единство государственной, общественной и личной составляющей; - система – различие уровня и профиля учебного заведения и организации, дошкольного и внешкольного учреждения; - процесс – обучение и воспитание; - результат – оценивается на индивидуальной личности и общественно-государственном уровне.
Образование: знания, умения, навыки – обучение, воспитание, развитие.
Основные социальные функции: 1) передача подрастающему поколению накопленных знаний через деятельность семьи, дошкольных учреждений, школы; 2) обеспечение преемственности социального опыта; 3) усвоение ценностей господствующей культуры; 4) процесс социализации личности; 5) влияние на социальную мобильность в обществе – содействует продвижению индивидов к более высокому статусу; 6) функционирование образовательной системы – своеобразное капиталовложение в будущее.
59. Сущность процесса обучения.
Принципы обучения.
Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно – исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков.
Обучение: 1- научение ( процесс закрепления знаний)
2 – учение
Образование: 1 – обучение; 2 – воспитание; 3 – развитие
Образование: 1 – знание; 2 – умение; 3 – навыки
Обучение происходит в форме сотрудничества, совместной деятельности обучающего и обучаемого.
Выделяют: Обучение как творческий процесс – Обучение становится творческим процессом и для учащихся и для учителя, когда оно с самого начала будет строится как исследовательская деятельность самих детей.
Обучение традиционное – Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала.
Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: - преподавания взрослых и учебной трудовой деятельности именуемой учебой детей. Преподавание есть специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения.
Учение – специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей. Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в практически целесообразных функциях. Среди них наиболее существенная – образовательная функция. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях. Воспитательная функция органически вытекает с самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя и учащихся. Правильно поставленное обучение всегда развивает, но развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся и на всестороннее развитие личности .Актуальное значение приобрела и профориентационная функция обучения.
60) Система непрерывного профессионального образования. Повышение квалификации как фактор развития личности.
Подготовка и ….. пов-ие квал-ции: непрерывное профессиональное образование включает: -профессион. отбор( осущ-ся в диагностических центрах, проф консультациях), -начальное проф. образование (подготовка рабочих несложных професий и младшего обслуж-го персонала в проф. классах, школах, на предприятиях училищах ), -базовое проф. образование(подготовка квалифицированных рабочих в лицеях и гимназиях ), - среднее проф. образование(по особо сложным профессиям в профтехнических и среднеспец уч заведениях ), - высшее проф. Образование( подг спец-ов высшей квалификации в универах , академиях ,институтах), - подготовка научных и научно-педагогич. кадров( через асперантуру и докторантуру), - дополнительное проф. образование (повышение квалификации и переподготовка).
Подготовка или переобучние организуется с целью освоения новых профессий.
Повышение квалификации работников – обучение направленное на совершенствование и развитие проф знаний , умений и навыков какого либо вида деятельности.
61.Формы,методы обучения
Метод- упорядочн. способность деятельн-ти по достижению учебно-воспитат. целей.
Методы бывают:
-Основанные и подражания
-Словесные: лекция, рассказ, беседа
-наглядные: рисунки, муляжи
-практические: курсовые, диплом, проектирование
Формы обучения: лекции, практикумы, экскурсии, деловые игры, тренинги.
62) Основные положения теории воспитания
Теория воспитания
- часть педагогической науки, которая
рассматривает вопросы
Воспитание, как процесс и как система, имеет ряд особенностей:
- целенаправленность;- многофакторность;- сложность;- длительность;- непрерывность;- комплексность; - вариативность и неопределенность; - двусторонний характер.
Одним из важнейших принципов воспитания в педагогике является учет возрастных особенностей.
В зависимости от характера
чувствительности люди делятся на три
типа: 1) внушаемый, с высокой чувствительностью
ко всяким воздействиям; 2) с высокой
избирательной
Цель воспитания - результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных людей и организаций.
63) Принципы и общие методы воспитания
требования, предъявляемые к принципам воспитания:
1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
2. Комплексность. Принципы
несут в себе требование
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны - среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.
. принципы воспитания:
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий.
64. Частично социализация личности осуществляется в семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. Именно семья занимает первое и главное место в воспитательном пространстве школы, и совершенно естественно, что школа находится в тесной связи с семьей. Семья ещё и основа воспитания, все ценностные начала исходят от неё. Взаимоотношения детей с родителями и учителями, жизненные и духовные ценности, способствующие становлению личности, постоянно волнуют семью и школу. Социология школы отмечает такую зависимость двух сфер внешкольной среды: чем уже сфера, зона организованного влияния среды, тем шире стихийное пространство формирования личности школьников. Отмечается, по крайней мере, несколько типов соотношений педагогизированной среды и неорганизованного окружения, в котором живет и действует школьник. Благоприятный, когда во внешкольной сфере формируются позитивные качества при счастливом стечении обстоятельств, например: случайное посещение секции конного спорта и — вспыхнувшая любовь к сложному, требующему усилий, организованности, обязательности и выносливости от спортсмена-конника, виду занятий. Появление новых друзей, увлеченных техникой, может оказаться толчком к возникновению жизненно важного увлечения, интереса, развивающей деятельности. Увы, такое стечение обстоятельств не единственное. Противоположным по влиянию на школьника оказывается такой тип стихийного воздействия, который способствует дезорганизации сознания и поведения учащихся. Превращается в источник формирования предосудительного опыта порой в крайних по опасности, т.е. криминальных проявлениях. Исследования самовозникающих групп подростков по месту их жительства показывают, насколько велик риск уроков асоциального влияния в условиях педагогически бесконтрольного и неорганизованного досуга, времяпрепровождения учащихся. Вожачество, конспирация негативных поступков, подавление воли личности, диктат физически сильных, круговая порука и так далее создают атмосферу безвыходности для тех, кто хотел бы порвать связи с подобного рода друзьями. Социализация личности охватывает атмосферу всех жизненных условий, в которых протекает становление будущего гражданина. Решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности, когда подростки начинают участвовать в создании, использовании и трансляции (передаче) другим людям новых культурных (и в первую очередь, духовных) ценностей. В социализации существенную роль играет изложенное выше “стихийное воспитание”: общество, социальная группа, трудовой коллектив заинтересованы в том, чтобы новичок научился правильно вести себя с другими людьми.