Шпаргалка по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:15, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 65 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Психо.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

30. Определение понятия  темперамент.Типы  темпераментов

Темперамент – индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Ее процессов и состояний.

Основные свойства темперамента:

1 – Реактивность  – степень непроизвольной реакции  человека на внешние или внутренние  воздействия.

2 – Активность ( интенсивность)  – насколько активно человек  воздействует на окружающий мир.

3 – Пластичность

4 – Темп реакции  -  скорость протекания психических  процессов; динамика жестов и  т.д.

5 – эмоциональная  возбудимость

6 – экстро- и интроверсия – зависимость проявления реакции от различных воздействий.

Характеристика  темпераментов:

1 – Халерик – преобладание возбуждения над торможением; нетерпелив, но если он чем- то увлекся, то его трудно отвлеч; проявляет порывистость, в критические моменты может работать долго., но не всегда; быстро заводится и отходит. Своеобразное сочетание подъема настроения и его спада. У него повышенная подверженность невротическим срывам и конфликтам, непостоянство

2 – Сангвиник  – быстрая скорость реакции, поступки более продуманы. Жизнерадостен, любит шутку; высокое сопротивление трудностям жизни; легко вступает в контакт, общителен. Большой круг знакомств. Продуктивная деятельность, но если ему нравится. Легко переключается с одного дела на другое. В стрессовой ситуации действует активно, но проявляет сдержанность и холоднокровие – реакция «льва”/

3 – Флегматик – сильный, уровновешенный, инертен. Неразговорчив, эмоционально уравновешен. Самый универсальный тип для брака. Настроение стабильное, ровное. Обладает высокой трудоспособностью, хорошо сопротивляется длительным раздражителям. В отличие от Сангвиника, предпочитает довести начатое дело до конца. Хорошо запоминает усвоенное. Но с трудом отказывается от устоявшихся правил.

Долго колеблется перед  принятием решений, но принимает их самостоятельно.

4 – Меланхолик  – повышенная чувствительность. В ситуации стресса у него реакция “ кролика”( приход в себя). В ситуации стресса результаты деятельности ухудшаются. Настроение изменчиво. Не рассказывает о своих переживаниях. Часто грустен, подавлен, не уверен в себе. Дрзей мало, но он их очень ценит. Хорошо выражены художественные, интеллектуальные, музыкальные способности. Богатый внутренний мир.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31. Учет особенностей  темперамента.Т. – индивид уально-своеобразная, природно-обусловленная сов. динамических проявлений психики. ее процессов и состояний.Хар-ка Т-ов:1 – Халерик – преобл. возбужд. над торможением; нетерпелив, но если он чем- то увлекся, то его трудно отвлеч; проявляет порывистость, в критич. моменты может работать долго.,но не всегда; быстро заводится и отходит. Своеобр. сочетание подъема настроения и его спада. У него повыш. подверженность невротическим срывам и конфликтам, непостоянство.2 – Сангвиник – быстрая скорость реакции, поступки более продуманы. Жизнерадостен, любит шутку; высокое сопротивление трудностям жизни; легко вступает в контакт, общителен. Большой круг знакомств. Продуктив ная деят-ть, но если ему нравится. Легко переключается с одного дела на другое. В стрессовой ситуации действует активно, но проявляет сдержанность и холоднокровие – реакция «льва”/.3 – Флегматик – сильный, уровновеш., инертен. Неразговорчив, эмоц.уравновешен. Настроение стабильное, ровное. Обладает выс. трудоспособностью, хорошо сопротивляется длит. раздражителям. В отличие от Сангвиника, предпочитает довести начатое дело до конца. Хорошо запоминает усвоенное. Но с трудом отказывается от устоявшихся правил.Долго колеблется перед принятием решений, но принимает их самостоятельно.4 – Меланхолик – повыш. чувств-ть. В ситуации стресса у него реакция “ кролика”( приход в себя). В сит. стресса рез. деятельности ухудшаются. Настроение изменчиво. Не рассказывает о своих переживаниях. Часто грустен, подавлен, не уверен в себе. Друзей мало, но их ценит.Хорошо выражены худож. , интеллект.,муз.способности.Богатый внутр. мир. Проявление Т.зависит от: - обучения и воспитания; - культуры и т.дИндивид-ый стиль деят-ти чел. обусловлен сочетание свойст темперамента,  который проявляется в процессе познания, джеятельности и общении

32. Определение понятия характера..

Характер – комплекс устоявшихся черт человека.Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизини и становится типичной для данного человека. Конкретное проявление характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации в которой находится человек. Главное условие образование характера – это наличие целей в жизни. Биологические свойства индивида определяют темперамент, кот. сост. основу хар-ра.Ауцентуации характера.

Это черезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетание. Ученый Леонгард выдел. 12 акцентуаций хар-ра:1. Гипертивный тип – чрезвычайно контактен; приподнятое настроение, выраженные жесты, спонтанное отклонение темы, свойствнный оптимизм ( негат. черты: легкомысленен, раздрожителен, несерьезное отношение к служебным и семейным обязанностям).2.Дистивный тип – низкая общительность, писимист. настроение, замкнутый тип жизни, склонен к подчинению ( +: серьезность, добросовестность, обостренное чувство несправедливости; -: медлительность, пассивность, индивидуализм)3. Циклоидный тип: свойственна частая периодическая смена настроения.4. Возбудимый тип:  свойственна низкая общительность, угрюмость, занудность (+: добросовестность, аккуратность, любят детей; -: склонны к брани, конфликтам, плохо контролируют свое поведение.5. Застревающий тип: чел-к умеренной общительности, склонен к нравоучениям, занудлив. Обладает повышенной чувствительностью к соц. несправедливости. Они предъявляют повышенные требования к себе и к окружающим. Ценят дисциплинированность.6. Педантичный тип: чрезмерный формализм, брюзга, зануден. В общении привлекателен ровным настроем, здержен, добросовестен, аккуратен.

7.Тревожный тип:  низкая общительность, неуверенность,  робость, пониженное настроение, неуверенность. ( +: дружелюбие, самокритичность, исполнительность)

8. Эмотивный тип:  чрезмерная чувствительность, обидчивость,  в подавленном настроении слезливы.( +: доброта, исполнительность, умение  радоваться чужим успехам_9. Демонстративный  тип: повышенная общительность,  стремление к лидерству, жажда власти. Присуща самоуверенность, самолюбие, склонны к интригам, хвастливы ( +: артестизм, неардинарность мышления, умение увлеч другог и повести за собой людей; -: паникер, подвержен отчаянию, смене настроения).

10.Экзальтированный тип – общительность, влюбчивость, где-то склонность к конфликту. Альтруист, обладает яркими и искренними чувствами. Развита художественная чувствительность.-: паникер, подвержен отчаянию,

11.Экстровертированный  тип: открытость длоя любой  инфы, им присуща готовность выслушать другого человека, уступчивы, исполнительны, конформисты ( под мнением большинства меняют свою точку зрения) ( -: легкомыслие, необдуманность поступков, склонны к распространению слухов и сплетен).12. Интроверт: низкая общительность, замкнутость, оторванность от реальности. Такие люди склонны к философтвованию, одиночеству. В конфликтах сдержаны, имеют твердые убеждения. Проявляют упрямство в отстаивании своих взглядов.

Физиологические основы характера:Подходы: 1 – характр наследственно обусловлен; 2 – хар-р опред. внешними условиями (социально обусловлен); 3 – хар-р обусловлен биологически и социально.Структура и черты характера:В структуре характера выделяют содержание и форму. Содержание включает в себя матер. и дух. потребности, интересы, идеалы, установки. Формы характера, способы их проявления, способы проявления отношений, темперамента. Общим для характера и темперамента явл. зависимость от физиологических особенностей человека. Прежде всего от типа НС. Под чертами характера понимают индивидуальные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.Группы черт выражения характера:1 – черты выражают направление личности ( потребности, интересы, склонности, цели); 2 – интеллект,волевые и эмоциональные черты

В формировании характера  ведущим компонентом является система  убеждений.Характер человека – это  продукт общества.

.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

33. Природа человеческих  способностей. Понятие  интеллекта.Способности – это индивидуальные психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения того или иного продукта деятельности. В структуре способностей выделяют 2 подхода: 1 – потенциальные способности – возможность развития индивида, проявление себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи2 – актуальные способности – наличие соц.  условий , в которых  развиваются или не развиваются названные способности: 1 – задатки, 2- общие способности ( одинаковым образом проявляют себя в различных видах деятельности ( интеллкт. способности ,обучаемость и т.д.),  3 – специальные способности (способность к опредиленным видам деятельности (Спортивные, музыкальные …), 4 – групповые ( группируются и развиваются на базе 1,2,3 способностей), 5 – профессиональные способности ( проф.  Мастерство .Развитие способностей идет снизу вверх, а разрушение наоборот. Природа человеческих способностей: Подходы: 1 – способности биологически обусловлены( обучение, воспитание может ускорить развитие способностей); 2 – способности опредиляются качеством воспитания и обучения. Развитие способностей: Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям. К освоению того или иного вида деятельности.Это периоды называются синзетивными. Способности – понятие динамическое, оно формируется, развивается и проявляется в деятельн. Интеллект – это понятие, а не конкретная вещь. Это соц.  концепция, разработанная людьми, позволяющая объяснить почему некоторые люди лучше других справляются с решением познавательных задач. 3 подхода к структуре интеллекта: 1 – интелект культурно обусловленный( интеллект – это любые способности, кот.  в какой-либо культуре считаются важными); 2 – Интеллект – это одна общая либо несколько спецефических способностей; 3 – Интеллект – нейтрологический измеритель. Ученые прослежив. Незначит. Корреляцию между оценкой теста на интеллект и размерами головы. Мозг людей, достигших высокихрезультатов в определенной области требует меньше глюкозы для выработки энергии при выполнении некоторых    познавательных задач.Высокоинт.Люди склонны быстрее воспринимать инфу.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

34. Понятие малой  группы. Классификация  групп.

Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, объединенных общей целью и который могут контактировать между собой.

Количественная  характеристика:

Нижняя граница 2-3 чел., верхняя 20-25. Наиболее оптимальная  группа 7(+-2).

Качественная  характеристика: 
1- контактность группы – способность каждого члена группы беспрепятственно контактировать друг с другом; 2 – целостность – социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу.

В группе малой численности (3-4) быстро развивается групповой  эгоизм ( к другой группе), развивается  феномен « корпаротивности”, большая  вероятность психической несовместимости  членов группы, большая вероятность  появления пресыщенности общением. В группе большой численности (> 15)  - происходит деление на микрогруппы, отношения складываются между микро-группами.

Качества  малой группы:

1 – направленность; 2 – организованность; 3 – микроклимат; 4 – референтность ( значимость); 5 – интеллект; 6 – эмоции; 7 – волевая коммуникативность  группы, формальность – неформальность.

Содержательные  характеристики малой  группы:

1- групповые свойства ( собранность, организованнсть…); 2 – групповые процессы ( лидерство,  групповое принятие решений….); 3 – групповые состояния ( социально-психологический климат, атмосфера); 4 – мотивационные установочные характеристики малой группы ( мотивы, установки, интересы, задачи)

Структура малой группы – это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

1 – Формальная  – официально закрепленные отношении.  Определяется формальными предписаниями  ( должностными, инструкциями…)2 – Неформальная  – отношения, сложившиеся на  неофициальном уровне. Реально складывающаяся  структура связей, коммуникаций, влияния.

3 – Социометрическая  – совокупность связей между  членами, характеризуемых  взаимным  предпочтением и отвержением  по результатам социометрического  теста ( в основе лежит эмоциональные  отношения). 4 – Коммуникативная  – совокупность связей между членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.

5 – Ролевая –  совокупность связей и отношений  между индивидами, характеризуемых  распределением между ними ролей,  т.е.  типичных способов поведения,  ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса6 – Социальной власти и влияния в малой группе – совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния ( типы: вознаграждение, принуждение и т.д.). Неформальные связи ( фактически реально действующие формальные отношения – пример: должность ген.  директора  выполняет его заместитель); Полуформальные связи (среднее между формальными и неформальными) – друзья организуют фирму.

Информация о работе Шпаргалка по психологии