Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:15, шпаргалка
Ответы на 65 вопросов.
Социально-психологический климат.
-Совокупность соц.-псих. характеристик группы;
- Преобладающие и
устойчивые настроения
- Характер взаимоотношений в коллективе.
Благоприятный С.-п. к.: оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, взаимная поддержка.
Неблагоприятный С.-п. к.: пессимизм, раздражительность, скука, конфликтные отношения, страх наказания, враждебность.
Признаки, по которым можно определить уровень С.-п. к.: текучесть кадров; качество продукции; кол-во прогулов; кол-во претензий, жалоб; аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием.
46) . Понятие психологической совместимости.
Психологич. совместимость – характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявляются свойственные данным индивидам характерные черты, не приводящие к длительным и неразрешимым без внешнего вмешательства, конфликтам.
До настоящего времени общей теории совместимости не создано.
Среди ключевых проблем создаются теории:
- отсутствие общепризнанных
критериев объективного
- нередко подмена понятия «совпадаемость»;
- неопределенность статуса (то ли соц. психол. или псих. личности);
- остается открытым
вопрос: существуют ли более
47. Понятие о конфликте. Элементы конфликтной ситуации.Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов в социальной и личной жизни.
-:- создает напряженные
отношения; - тяжело сказываются
на нервно-психологическом
+: - рост самосознания участников конфликта; - конфликт формирует и утверждает определенные ценности; - объединяет единоышленников
Составляющее конфликта:1 – участники конфликта ( их необходимо установить, может быть несколько людей или даже целые группы); 2 – источники конфликта ( причины: объективные ( не зависят от сознания членов группы), субъективные ( расхождение во мнении и т.д.); 3 – формы конфликтного взаимодействия ( косые взгляды, вербальный конфликт, физические повреждения); 4 – физическая среда ( пространственные характеристики..) и социальная среда ( наше окружение), в которой происходит конфлик; 5 – последствия конфликта ( к чему он приведет) Классификация:
1- По объему: - внутреличностные; - межличностные; - конфликт между личностью и группой; - межгрупповые2 – По длительности протекания: - кратковременные; - затяжные
3 – По степени влияния на жизнь коллектива: - разрушительные; - лихорадящие ( характеризуются мелкими столкновениями); - конфликт дающий осложнение ( послеконфликт)
4 – По источнику возникновения: - субъективные ( личностные); - объективные
Если сталкиваются
ценности и интересы: 1 – конфликт
++( приходится выбирать из двух благоприятных
альтернатив); 2 - +-; 3-
Типы поведения в конфликте:
1 – практик; 2 – собеседник; 3- мыслитель;
4- склочник; 5 – антисклочник;
48. Особенности производственных конфликтов
Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов в социальной и личной жизни.
-:- создает напряженные
отношения; - тяжело сказываются
на нервно-психологическом
+: - рост самосознания участников конфликта; - конфликт формирует и утверждает определенные ценности; - объединяет единоышленников
Причины конфликтов:
1 - Информационные причины – не полные, не точные факты, слухи, подозрения в умышленном скрытии информации или ее обнародовании, сомнение в надежности источников информации, спорные вопросы законодательства….
2 – Структурные
факторы – связаны с
4 – Факторы отношений – связаны с чувством от удовлетворения с взаимодействием или его отсутствием ( важно учитывать основу отношений (добровольные, принудительные), их сущность, баланс силы, значимость, взаимоожидание, вклад сторон в отношения ( надежды, деньги, время…), различие в образовательном уровне и опыте.
5 – Поведенческий
фактор – что будет приводить
к конфликту (если ущемлены
интересы, подорвана самооценка , то
возникает угроза самоопасная,
создаются условия, вызывающие
негативные эмоциональные
Классификация конфликтов:
1- По объему: - внутреличностные; - межличностные; - конфликт между личностью и группой; - межгрупповые
2 – По длительности протекания: - кратковременные; - затяжные
3 – По степени влияния на жизнь коллектива: - разрушительные; - лихорадящие ( характеризуются мелкими столкновениями); - конфликт дающий осложнение ( послеконфликт)
4 – По источнику возникновения: - субъективные ( личностные); - объективные
Если сталкиваются ценности и интересы: 1 – конфликт ++( приходится выбирать из двух благоприятных альтернатив); 2 - +-; 3 –
Типы поведения в конфликте: 1 – практик; 2 – собеседник; 3- мыслитель; 4- склочник; 5 – антисклочник;
49. Методы разрешения и регулирования конфликтов.
Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов в социальной и личной жизни.
Методы:I – Структурные методы: 1 – Разъяснение требований к работе; 2- Неппольз. Координационных и интеграционных методов; 3 – Направление усилий всех участков на достижение общих целей; 4 – Создание системы вознагражденияII – Межличностные методы: 1 – Уклонение, игнорирование, отрицание конфликта (цель: отложить решение конфликта); 2 – Сглаживание – это удовлетворение интересов другой стороны через приспособление.( жест доброй воли ( чтобы ты выйграл – я должен уступить); 3 – Компромисс – открытое обсуждение мнений и позиций наиболее приемлимых для обеих сторон; 4 – Конкуренция – приводит к доминированию и в конечном итоге уничтожению одного партнера (малопродуктивный метод); 5 – Сотрудничество – форма разрешения конфликта при которой удовлетворение интересов обеих сторон более важно, чем решение вопроса. 7 этапов разрешения конфликтов:
1- Признайте наличие
конфликта; 2 – Договоритесь о
процедуре; 3 – Определите конфликт;
4 – Исследуйте возможные
50. Понятия и виды общения.
Общение – способ объединения индивидов, а также способ их развития; - процесс передачи информации от отправителя к получателю.(беседа, разговоры, конфликты, ссоры,…) Принято выделять следующие функции общения: инструментальные ( обслуживание групповой предметно-направленной деятельности, согласование рабочих усилий); психологическая ( развитие отдельных психических процессов и форм психической деятельности человека); социально-психологические (коммуникация, самоутверждение, развитие отношений, групповых процессов и т.д.); социальные (передача индивидуального и общественного опыта от предшествующих поколений к последующим, организация соц. взаимодействия …) Общение: - коммуникативное; - интерактивное; - перцептивная ( восприятие других мнений)
Коммуникационное общение:
1 – Вербальное ( непосредственное; - апосредованное)
2 – Невербальное ( - визуальное; - аккустич. – тембр голоса; - тактильное – поцелуи, прикосновение) Также выделяют такие виды общения как личностное и деловое.
Личностное общение: характерно то, что люди вступают в общение как индивидуально-своеобразные личности, удовлетворяя при этом свою потребность в общении – желание вступать в межличностные контакты и поддерживать их, чувствовать единство и общность, свою необходимость для других людей именно в качестве неповторимого существа.
Деловое общение – характеризуется тем, что партнеры выступают в некой ролевой позиции, предполагающей взаимозаменяемость находящихся в ней людей: врач, подчиненный, учитель, продавец и т.д.
51) Особенности вербального и невербального общения.
Общение- спос-б объединения индивидов, объединения их развития; это процесс передачи информации
Общение делится на:
-коммуникативное
-интерактивное (взоимод-е в процессе деят-ти)
-перцептивное (восприятие др-го чела)
Коммуникативное дел-ся на:
Невербальное общение:
Визуальное невербальное общение -
-кинестетика(движ рук, головы, ног)
-мимика
-понтомимика (осанка, поза, движ туловищем)
-кожные реакции (пот, покраснения)
-проксемика(расстояние до собеседника)
Акустические
- паролингвистика (тембр голоса, диапозон тонал-ти)
-экстролингвистика (темп речи, паузы)
Тактильные
-такесика(прикосновение, рукопожатие, объятия и поцелуй)
Вербальное общение:
-материнское
-обмен предметами и продуктами деят-ти
-мацивационное (обмен побуждениями, целями, интерес-ми, мотивами)
- деятельностные (обмен операциями)
-соц-ые
-деловое (совместн. деят-ть)
-личностное (глубинные интересы)
-целевое (общение ради общения)
52) Особенности перцептивной стороны общения
Перцептивное общение — это умение проникать во внутренний мир других людей, умение улавливать их психическое состояние в каждый отдельный момент, умение выявлять их подлинное отношение к работе, умение воздействовать на людей с учетом их эмоционального состояния.
Важнейшая проблема перцептивного общения — выявление мотивов поведения.
Чтобы правильно охарактеризовать человека или его проступок, необходимо, не полагаясь на первое впечатление, изучать и становление его личности, индивидуальности
Успеха в перцептивном общении добивается тот человек, который правильно осознает свою социальную роль и успешно реализует предписываемые ролью обязанности. Социальная роль — это программа действий человека в определенных условиях, выработанная обществом и контролируемая партнерами по работе и другим видам общения.
53) Основны аттрактологии Профессиональное общение руководителя
управленческое общение – это деловое общение между
субъктом и объектом управления в социальных организациях
Предметом
анализа в данной работе
будет в основном межличностное
общение, то есть общение
Функции управленческого общения
1. Функция социализации.
Важное значение имеет приобретаемое
при этом умение действовать
в интересах коллектива, доброжелательное,
заинтересованное и терпимое
отношение к другим
2. Контактная функция. Цель этой функции – установление контакта как состояния обоюдной готовности руководителя и подчинённого к приёму и передаче сообщения