Шпаргалка по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:15, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 65 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Психо.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

- точностью и детализацией  восприятия

- прочностью и избирательностью  памяти

- направленнстью и  продолжительностью мышления.

Функции:1- отбор значимых воздействий и игнорирование незначимых.2 – Удеожание данного вида деятельности для достижения результата.3 – регуляция и контроль за протеканием деятельности

Св-ва внимания.

1. Сосредоточенность  (концентрация) – это удерживание  внимания на одном объекте  или деятельности при отвлечении от всего остального (зависит от возраста, опыта работы  и сост. НС

2. Устойчивость –  это длительность сосредоточения  внимания на объекте или явлении. 

3. Объем внимания  – это такая характеристика, кот.  Опред. Кол-вом объектов на которые может быть одновременно направленно внимание в процессе их воспитания (5-7 единиц)

4. Распредиление внимания  – это возможность одновременно  выполнения человеком 2-х или  более видов деятельности (не  значит, что они выполняются правильно)

5. Переключаемость внимания – это способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в другие

Внимание характеризует  общий склад личности и социальную направленность человека.

23. Память. Формирование и развитие памяти.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Память лежит в основе любого психического процесса. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Кодирование: 1- автоматическое (осуществляется без усилий воли человека, без установки запоминания)

2 – сознательное  – требует усилий воли или  сознательного повторения.

К процессам памяти относят:

1-запоминание, 2- -сохранение, 3- воспроизведение, 4 – забывание  (влияет возраст, хар-р инфы  и степень ее использования,  явление интерфиренции (наложение одной инфы на другую)

Качества  памяти:

1. Скорость запоминания  (это кол0во повторений, необходимых  для удержания мат-ла в памяти)

2. Оперативная память ( рассчитаны на хранение инфы  в течении определенного заданного  срока )

3. Долговременная память. Емкость и длительность безграничны.

4. Генетическая память (храненится в генотипе и передается  по наследству_

5. Непроизвольная  памят (автоматическое запоминание)

6.

Произвольная

7. Механическая (без  осмысления мат-ла)

8. Смысловая (с сомыслением  мот-ла

9. Когнетивная память (сохранение знанаи)

10 – Эмоцональная

11 . Личностная

12. Образная , зрительная, вкусовая, слуховая, осязательная и.т.

13. Двигательная (память  на единичное движение и и комплексное движение)

24.Воображение и его роль в психич. деят-ти. Воображение – это психич. процесс создания новых образов на осн.ранее воспринятых.В.занимает промежут. положение м-ду восприятием и мышл.,мышл.и памятью.

 В. присуще только человеку.Виды В.:- Активное в. – осущ. по средствам усилий воли чел-ка( -творч.активное в.; воссоздающее активное в. – создание образов, соответств. Описанию.)- Пассивное воображение – осуществляется помимо воли и желания человека . преднамеренное пассивное в. – создает образы не связ. с волей, кот.способствовала их осущ-ию; непреднамеренное пассивное в.–отличается пр остановке деят-ти сознания, при его расстройств, в полудремном состоянии или во сне.)Формы В.:- Мечты (отодвинутые во времени желания, связ. С действительностью и в принципе осуществимы).-Грезы (отражается связь нашей фантазии с нашими потребностями).- Сновидения .- Галлюцинации (фантастич. видения, не имеющ.никакой связи с нашей действит-тью)Функции В.:1 – регулир-ие эмоц-ого состояния2 – произвольная регуляция познавательных процессов и состояния человека.3- формирование внутреннего плана действий.4 – Планирование и программирование действий.5 – Управление психофизическим состоянием организма.

Приемы  и способы В.:1 – Агглютинация ( склеивание, комбинирование, слияние отдельных элементов в один образ.2 – Акцентирование – выделение или подчеркивание к-либо части или детали.3 – Гиперболизация – увеличение (уменьшение) предмета, изменение количества частей предмета.4-  Схематизация сглаживание различий предметов и выделение черт сходства .5 – Типизация (выделение существенных, повторяющихся в однородных явлениях и воплощ. его в конкретном образе.Признаки В.:-Яркость образов ;-По степени их реалистичности и правдивости; - Широта воображения; - по произвольности; - устойчивость

25. Сущность мышления, виды  и операции                                                                                                                                                                                                                                 мыслительной деятльности.Мышление – это обобщенное и опосредованне отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Кач-ва (св-ва) мышления: 
1 – самостоятельность; 2 – инициативность (стремление самому искать решение задач); 3 – глубина; 4 – широта; 5- быстрота; 6- оригинальность (умение продуцировать новые идем); 7 – пытливость ( умение находить наиболее лучшее решение); 8 – критичность; 9 – торопливость ( непродуманность аспектов исследования проблемы)

Мышление носит  потребностно – мотивированный и  целенапрвленный характер. Мыслит не мозг сам по себе, а чел-к, личность в целом.Типы и виды М.:По степени решаемых задач: - дискурсивное ( умозаключение); интуитивное ( миню осазнательность и быстрота)

По характеру решаемых задач: - теоретическое: - практическое.По содержанию решаемых задач: - предметно-действенное ( непосредственное восприятие предметов); - наглядно-образное; Словесно-логическое ( - теоретическое; - практическое; аналитическое(логическое); реалистическое; - антистическое 9 связано с реализацией желаний человека); - продуктивное; рекродуктивное; - непризвольное ( трансформация образов сноведения); - произвольное.Мыслительные операции:

1 – анализ; 2 – синтез;3 – сравнение; 4 – обощение;5 – абстрагирование; 6 – конкретизация; 7 – систематизация (классификация).Явление предубеждения – стремление найти информацию, которая подтверждала наши идеи

Творч. мышление ( особенности).1 – оригинальность и необычность идеи, их интеллектуальная новизна.2 – Способность проявления симантической гибкости ( умение видеть объект под новым углом зрения).3- образная адоптивная гибкость (способ. изменить мир, чтобы видеть все стороны объекта).4 -  симантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей.

26)   .Логические формы  мышления.

Формы : 1.понятие  – отражение в сознании общих  и существенных свойств предметов  или явлений. 2.суждение – основная форма М., в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами или явлениями. 3.умозаключение – выделяется из 1 или нескольких суждений.

Логика – наука о достижении истины с помощью выводного знания, знания полученного опосредованным путем из знаний полученных ранее. Выводное знание – знание полученное путем применения законов логики и методами логического мышления. Логичность мышления – свойство памяти помнить и использовать ранее полученные знания.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27. Функции и св-ва  речи. Виды речи.

Речь  – это средство общения, необходимая для вовлечения звуков в социальную среду

Язык – система  условных символов, имеющих опредиленное значение и смысл.

Речь  – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют такой же смысл и значение, что и соотвю им система письменных знаков.

Язык един для всех людей, речь – индивидуальна.

Ф. речи:

1 – выражает индивид.  Своеобразных психологии человека;

2 – Выступает носителем  инфы;

3 – Является средством  мышления;

4 – Выступает регулятором  человеческого общения и поведения

5 – является средством  управления поведения других людей

Качества  речи: конструктивность, рефлексивность, оганизованность вербального процесса, умелое сочетание вербального и невербального.

Виды  речи:

1 – устная речь; 2 – письменная; 3 – Внутренняя (кодирует  образы реального мира символизирующими  их знаками и выступает как средство мышления)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

28)     Волевые психические  процессы.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Псих-ая деятельность осуществляется благодаря  сложным психофизиологическим механизмам. Сознание – повышенный уровень развития психики, присущий только человеку.

Основные процессы: - отражение

                  - регуляция поведения  и деятельности

Психические явления  и процессы – элементарные психические  явления, кот-е могут длиться от доли секунды до 10 минут и более.

Волевые психологические процессы могут проявляться во многих явлениях присущих человеку: при запоминании, мышлении, внимании, ощущениях и др.

Воля – способность  чел-ка к действию в направлении  поставленной цели с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Уровни: - осознание способов действия и направления

      - активное изменение способов  преобразования

Функции: побудительная  и тормозная.

Характеристика волевых  качеств: целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость и др.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29. Понятие эмоций  и чувств. Виды эмоций.

Эмоции – это более простое, непосредственные переживания в данный момент, связанный с удовлетворением ( неудовлетворением) потребностей. Эмоции связаны с первоначальными впечатлениями ( различают 3 пары эмоц. переживаний: удовольствие( неудовольствие), напряжение( разрешение), возбуждение( успокоение),  .

Чувства – это более сложное, чем эмоции постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и даже годами жизни человека. Чувства свойственны только человеку, т.к. они социально обусловлены и предст. собой  высший продукт культурно – эмоционального развития чел-ка ( моральные чувства, интеллектуальные ,эстетические ,и т.д.)

Источником эмоций и чувств явл. окруж. действительность и наши потребности.

Эмоциональные состояния:

Выделяют 3 пары эмоц. переживаний: 1- удовольствие – неудовольствие; 2- напряжение – разрешение; возбуждение  – успокоение

Различают: 1 – стенические эмоции ( повышают активность; вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, гнев и т.д.); 2 – астенические эмоции – печаль, тоска, уныние и т.д.

В зависимости от сочетания  скорости, силы и продолжительности, различают эмоциональные состояния:

1 – Настроение – это состояние, кот.  отличается слабой, средней, значительной устойчивостью. Преобладающее настроение является чертой характера.

2 – Страсть –  длительное и устойчивое эмоц. состояние  характеризуется сильным  эмоциональным накалом. Возникает  при сильном стремлении. Страсть становится характеристикой личности.

3 – Аффекты –  чрезвычайно сильное, быстро возникающее,  бурно протекающее эмоц.  состояние.  Аф. негативно сказывается на  деятельности чел-ка, снижении работоспособности.  Аф. это уже не радость, а восторг, не горе , а отчаяние. Аф. возникают при ослаблении воли, явл. показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию.

4 – Воодушевление  – проявляется в различных  видах деятельности; возникает когда  цель деятельности ясна, а результат представляется как важный.

5 – Стресс –  это состояние чрезмерного сильного  и длительного псих. напряжения. Возникает у человека, когда его  НС получает эмоциональную перегрузку.

6 – Фрустрация  – состояние дезорганизации сознания, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями на пути к очень желаемой цели. Проявляется как  крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по психологии