Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:15, шпаргалка
Ответы на 65 вопросов.
- точностью и детализацией восприятия
- прочностью и избирательностью памяти
- направленнстью и продолжительностью мышления.
Функции:1- отбор значимых воздействий и игнорирование незначимых.2 – Удеожание данного вида деятельности для достижения результата.3 – регуляция и контроль за протеканием деятельности
Св-ва внимания.
1. Сосредоточенность (концентрация) – это удерживание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального (зависит от возраста, опыта работы и сост. НС
2. Устойчивость –
это длительность
3. Объем внимания – это такая характеристика, кот. Опред. Кол-вом объектов на которые может быть одновременно направленно внимание в процессе их воспитания (5-7 единиц)
4. Распредиление внимания
– это возможность
5. Переключаемость внимания – это способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в другие
Внимание характеризует общий склад личности и социальную направленность человека.
23. Память. Формирование и развитие памяти.
Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Память лежит в основе любого психического процесса. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Кодирование: 1- автоматическое (осуществляется без усилий воли человека, без установки запоминания)
2 – сознательное – требует усилий воли или сознательного повторения.
К процессам памяти относят:
1-запоминание, 2- -сохранение, 3- воспроизведение, 4 – забывание (влияет возраст, хар-р инфы и степень ее использования, явление интерфиренции (наложение одной инфы на другую)
Качества памяти:
1. Скорость запоминания (это кол0во повторений, необходимых для удержания мат-ла в памяти)
2. Оперативная память
( рассчитаны на хранение инфы
в течении определенного
3. Долговременная память. Емкость и длительность безграничны.
4. Генетическая память
(храненится в генотипе и
5. Непроизвольная
памят (автоматическое
6.
Произвольная
7. Механическая (без осмысления мат-ла)
8. Смысловая (с сомыслением мот-ла
9. Когнетивная память (сохранение знанаи)
10 – Эмоцональная
11 . Личностная
12. Образная , зрительная, вкусовая, слуховая, осязательная и.т.
13. Двигательная (память на единичное движение и и комплексное движение)
24.Воображение и его роль в психич. деят-ти. Воображение – это психич. процесс создания новых образов на осн.ранее воспринятых.В.занимает промежут. положение м-ду восприятием и мышл.,мышл.и памятью.
В. присуще только человеку.Виды В.:- Активное в. – осущ. по средствам усилий воли чел-ка( -творч.активное в.; воссоздающее активное в. – создание образов, соответств. Описанию.)- Пассивное воображение – осуществляется помимо воли и желания человека . преднамеренное пассивное в. – создает образы не связ. с волей, кот.способствовала их осущ-ию; непреднамеренное пассивное в.–отличается пр остановке деят-ти сознания, при его расстройств, в полудремном состоянии или во сне.)Формы В.:- Мечты (отодвинутые во времени желания, связ. С действительностью и в принципе осуществимы).-Грезы (отражается связь нашей фантазии с нашими потребностями).- Сновидения .- Галлюцинации (фантастич. видения, не имеющ.никакой связи с нашей действит-тью)Функции В.:1 – регулир-ие эмоц-ого состояния2 – произвольная регуляция познавательных процессов и состояния человека.3- формирование внутреннего плана действий.4 – Планирование и программирование действий.5 – Управление психофизическим состоянием организма.
Приемы и способы В.:1 – Агглютинация ( склеивание, комбинирование, слияние отдельных элементов в один образ.2 – Акцентирование – выделение или подчеркивание к-либо части или детали.3 – Гиперболизация – увеличение (уменьшение) предмета, изменение количества частей предмета.4- Схематизация сглаживание различий предметов и выделение черт сходства .5 – Типизация (выделение существенных, повторяющихся в однородных явлениях и воплощ. его в конкретном образе.Признаки В.:-Яркость образов ;-По степени их реалистичности и правдивости; - Широта воображения; - по произвольности; - устойчивость
25.
Сущность мышления,
виды и операции
1 – самостоятельность; 2 – инициативность
(стремление самому искать решение задач);
3 – глубина; 4 – широта; 5- быстрота; 6- оригинальность
(умение продуцировать новые идем); 7 –
пытливость ( умение находить наиболее
лучшее решение); 8 – критичность; 9 – торопливость
( непродуманность аспектов исследования
проблемы)
Мышление носит потребностно – мотивированный и целенапрвленный характер. Мыслит не мозг сам по себе, а чел-к, личность в целом.Типы и виды М.:По степени решаемых задач: - дискурсивное ( умозаключение); интуитивное ( миню осазнательность и быстрота)
По характеру решаемых задач: - теоретическое: - практическое.По содержанию решаемых задач: - предметно-действенное ( непосредственное восприятие предметов); - наглядно-образное; Словесно-логическое ( - теоретическое; - практическое; аналитическое(логическое); реалистическое; - антистическое 9 связано с реализацией желаний человека); - продуктивное; рекродуктивное; - непризвольное ( трансформация образов сноведения); - произвольное.Мыслительные операции:
1 – анализ; 2 – синтез;3 – сравнение; 4 – обощение;5 – абстрагирование; 6 – конкретизация; 7 – систематизация (классификация).Явление предубеждения – стремление найти информацию, которая подтверждала наши идеи
Творч. мышление ( особенности).1 – оригинальность и необычность идеи, их интеллектуальная новизна.2 – Способность проявления симантической гибкости ( умение видеть объект под новым углом зрения).3- образная адоптивная гибкость (способ. изменить мир, чтобы видеть все стороны объекта).4 - симантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей.
26) .Логические формы мышления.
Формы : 1.понятие – отражение в сознании общих и существенных свойств предметов или явлений. 2.суждение – основная форма М., в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами или явлениями. 3.умозаключение – выделяется из 1 или нескольких суждений.
Логика – наука о достижении истины с помощью выводного знания, знания полученного опосредованным путем из знаний полученных ранее. Выводное знание – знание полученное путем применения законов логики и методами логического мышления. Логичность мышления – свойство памяти помнить и использовать ранее полученные знания.
27. Функции и св-ва речи. Виды речи.
Речь – это средство общения, необходимая для вовлечения звуков в социальную среду
Язык – система условных символов, имеющих опредиленное значение и смысл.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют такой же смысл и значение, что и соотвю им система письменных знаков.
Язык един для всех людей, речь – индивидуальна.
Ф. речи:
1 – выражает индивид.
Своеобразных психологии
2 – Выступает носителем инфы;
3 – Является средством мышления;
4 – Выступает регулятором
человеческого общения и
5 – является средством управления поведения других людей
Качества речи: конструктивность, рефлексивность, оганизованность вербального процесса, умелое сочетание вербального и невербального.
Виды речи:
1 – устная речь;
2 – письменная; 3 – Внутренняя (кодирует
образы реального мира
28) Волевые психические процессы.
Психика – субъективное отражение объективного мира. Псих-ая деятельность осуществляется благодаря сложным психофизиологическим механизмам. Сознание – повышенный уровень развития психики, присущий только человеку.
Основные процессы: - отражение
- регуляция поведения и деятельности
Психические явления и процессы – элементарные психические явления, кот-е могут длиться от доли секунды до 10 минут и более.
Волевые психологические процессы могут проявляться во многих явлениях присущих человеку: при запоминании, мышлении, внимании, ощущениях и др.
Воля – способность чел-ка к действию в направлении поставленной цели с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Уровни: - осознание способов действия и направления
- активное изменение способов преобразования
Функции: побудительная и тормозная.
Характеристика волевых качеств: целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость и др.
29. Понятие эмоций и чувств. Виды эмоций.
Эмоции – это более простое, непосредственные переживания в данный момент, связанный с удовлетворением ( неудовлетворением) потребностей. Эмоции связаны с первоначальными впечатлениями ( различают 3 пары эмоц. переживаний: удовольствие( неудовольствие), напряжение( разрешение), возбуждение( успокоение), .
Чувства – это более сложное, чем эмоции постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и даже годами жизни человека. Чувства свойственны только человеку, т.к. они социально обусловлены и предст. собой высший продукт культурно – эмоционального развития чел-ка ( моральные чувства, интеллектуальные ,эстетические ,и т.д.)
Источником эмоций и чувств явл. окруж. действительность и наши потребности.
Эмоциональные состояния:
Выделяют 3 пары эмоц. переживаний: 1- удовольствие – неудовольствие; 2- напряжение – разрешение; возбуждение – успокоение
Различают: 1 – стенические эмоции ( повышают активность; вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, гнев и т.д.); 2 – астенические эмоции – печаль, тоска, уныние и т.д.
В зависимости от сочетания
скорости, силы и продолжительности,
различают эмоциональные
1 – Настроение – это состояние, кот. отличается слабой, средней, значительной устойчивостью. Преобладающее настроение является чертой характера.
2 – Страсть –
длительное и устойчивое эмоц.
состояние характеризуется
3 – Аффекты –
чрезвычайно сильное, быстро
4 – Воодушевление – проявляется в различных видах деятельности; возникает когда цель деятельности ясна, а результат представляется как важный.
5 – Стресс –
это состояние чрезмерного
6 – Фрустрация
– состояние дезорганизации