Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:15, шпаргалка
Ответы на 65 вопросов.
Виды малых групп:
1 – Лабораторные ( специально создаваемые для решения задач) и естественные (существующие независимо от воли исследователя)
2 – Формальные и неформальные
3 – первичные ( далее не делимые по формальным признакам) и вторичные групп)
4 – временные ( до года) и стабильные (постоянно существующие)
5 – рефернтные ( мнение которой для нас значимо) и членства ( группа, членом которой мы являемся).
35.) Этапы развития малых групп.
Групповая динамика -
процесс взаимодействия членов групп
на основе взаимозависимости и
и групповых интересов.
Этапы развития группы: (Френсис, Вудкек)
1. "Притирка" (приспособление др. к др.)
2. "Ближний бой" (период борьбы и переворотов, образование микро
групп, борьба за лидерство)
3. "Экспериментирование" (члены групп осознают свой потенциал,
принимаются меры для повышения продуктивной работы)
4. "эффективность"
(опыт успешной совместной
удовлетвор. От принадлежания к группе)
5. "Зрелость" ( группа функционирует как коллектив, люди оценены
по достоинству)
37.Феноменология малых групп.
Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, объединенных общей целью и который могут контактировать между собой.
Количественная характеристика:
Нижняя граница 2-3 чел., верхняя 20-25. Наиболее оптимальная группа 7(+-2).
1.Казуальная атрибуция-это приписывание вероятных причин поведения и черт характера портнеру по общению
(Эксперимент с фотографиями)
2)Феномен социальная
фасилитация –активность
3)Эффект ореола (Галла
эффект) –формирование оценочного
впечатления о человеке в
4)Эффекты новизны и первичности возникают когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя (новая )информация.
5)Стереотипизация
–восприятие и оценка соц.
38). Межличностные отношения в коллективе.
Одной из общих форм соц. взоимоотнош. Выступают соц. Группы, в кот.
Поведение и соц. Статус каждого члена в ощутимой ст-ни обусловлены
деятельностью и существованием др. членов.
Коллектив - устойчивая организационная группа взаимодействующих людей со
специфическими органами управления, объединенных целями совместно
полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальн.
Взаимоотношений между людьми.
Межличностные отношения в коллективе складываются благополучно или не
благополучно в зависимости от состава, подбора членов группы, кот.
вынуждены взаимодействовать вместе, принимать решения, идти на взаимные
уступки.
При столкновении различных
противоположных типов
возникнуть конфликтная ситуация.
39) Массовые социально-психологические явления
Психология толпы. Толпа – универсальное средство усреднения людей. В толпе все равны, толпа глупа, хотя может состоять из образованных людей. У толпы нет чувства ответственности.
Типы толпы: - разнородная: анонимная (уличная) и неанонимная (парламент)
- однородная: секты (объединяет
различных индивидов на основе
верования); касты (объединяет инд-ов
на основе воспитания и
- пассивная (быстро собирается и рассеивается)
- активная (имеет сильный эмоциональный аряд)
Механизмы толпы: -внушение (целенапр-ое воздействие человека на другого)
- заражение (бессознательная
подверженность псих-им
- подражание (принятие черт др-го чел-ка)
- импульсивность (не в
состоянии сдерживать свое
- максимализм
- авторитетность и консерватизм (либо принять идею целиком, либо отвергнуть ее т.к. толпа нетерпима)
Верования толпы: - постоянные (христианство, демократия…)
- непостоянные (рождаются и исчезают вместе с эпохой)
40. Функции и структура деятельности руководителя производственным коллективом.
Функции управления:
1 – Планирование ( Выделяют: планирование текущее и стратегическое ( на будущее). При планировании следует ставить задачи, которые должны быть конкретными и измеримыми. Этапы постановки цели: - выбор цели ( цель должна звучать широко); - определение их предпосылок для принятия решений; - поиск и определение альтернатив; - выбор лучшей альтернативы; - выполнение плана
2 – Организация ( понимается как функция управления. Предпосылками выполнения функции организации является: - учет руководителем своих возможностей (потенциальных, реальных имеющихся резервов (материальных и людских); - учет возможностей своих исполнителей; - правильная расстановка персонала. Необходимым условием выполнения функции организации является правильное общение руководителя со своими подчиненными.
3 – Мотивация (это процесс побуждения себя и других к выполнению деятельности. Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя.
Вознаграждение: - внутреннее( дает сама работа); - внешнее (задается организацией).
Основная задача руководителя
заключается в том, чтобы создать
благоприятные условия для
Следует различать понятие мотива и стимула: - при мотивировании у работников созд. Внутреннее психологическое побуждение к трудовой деятельности; - при стимулировании речь идет о побуждении с помощью внешних факторов (стмулирование материальное и психологическое).
Факторы, влияющие на удовлетворение трудом и мативации:
1 – многообразие
и неоднозначность требований; 2
– Ясность содержания задачь;
3 – четкое представление о
значении задачи для
4 – Контроль (под контролем понимается своевременная помощь). Виды контроля: - постоянный; - текущий; - итоговый; - полный (неполный); - визуальный; - иные виды. Объекты контроля: 1- результаты производственно деятельности; 2- оценка персонала: 3 – определение эффективности мероприятий, содержащихся в плане организаций; 4 – всесторонняя оценка успешности деятельности организации; 5 – использование обратной связи для оценки поощреня и информирования персонала организации.
41. Лидер и руководитель. Основные подходы к определению качеств эффективного руковод.
Общие черты руководства и лидерства:1 – Выполняют роль координаторов-организаторов членов группы; 2 – Осуществляют социальное влияние в коллективе, но разными средствами; 3 – Используют субординационные отношения ( не дают встать на шею).
Руководитель: 1. Постоянно повышает свой проф. уровень ( участвует в семинарах …); 2. Понимает особенности системы; 3. Сторонник колич., а не качественных показателей: 4. Сосредоточены на достижениях кратковременного характера; 5. Считают, что подчиненные недостаточно компитентны; 6. Не прощают ошибок ни себе, ни другим; 7. В кризисных ситуациях ищут виновных: 8. Стремятся создать себе благоприятный имидж; 9. Ищут хороших, добросовестных, исполнительных…
Неформальный лидер:
1. Может пренебречь прав. Управленческой иерархии; 2. Считает, что простота – главный принцип успеха: 3. В основе работы с коллегами лежит принцип «равенства”; 4. Искрене признает свои ошибки; 5. Признают и награждают коллег за успех в работе; 6. Ищет единомышленника; 7. Лидер без команды – не лидер.
Психологический портрет рук-ля:
1. Биографические характеристики (понятие « психологический возраст”); 2. Способности (общие, специальные( проф. способности); 3. Личностные черты ( стрессоустойчивость, способность доминировать, креативность, эмоциональная уравновешенность ,ответственность)
42) . Понятие стиля руководства. Эффективность различных стилей руководства.
1. Демократический стиль
2. Авторитарный
3. Попустительский стиль
Гейпс предложил 4 модели:
1. Директивная - управление
с помощью указов и
неумелом персонале.
2. Репетирующая - при неумелом, но усердном персонале, управление
с помощью обучения и разъяснения.
3. Стимулирующая- при умелом , но не усердном персонале, управл.
с помощью поддержки и привилегий.
4. Делегирующая- при умелом и усердном коллективе, управл. с
помощью увеличения полномочий
и редоставление
44 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ.
Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде. Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно - адаптирующими системами.
ВИДЫ ТРУД.А..:1) Проф.-ая выражается в определенном уровне овладения проф-ми навыками и умениями2) Соц.-психологическая заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей труд.организации, вхождения в сложив. в ней сист.взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. 3) Общ-но-организационная – означает освоение новыми членами трудового коллектива структуры организационной системы, 4) Культурно-быт.– это участие новых членов коллектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях вне рабочего времени. 5) Психофизиологическая адаптация – это процесс освоения человеком совокупности условий труда. морально стареют не только техника и технологии, но и санитарно-гигиенические нормы СТАДИИ ПРОЦЕССА ТРУД. А..1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом
2. Стадия приспособления – работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.3. Стадия ассимиляции, осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.
4. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации
45) .
Понятие социально-
Условия, в которых происходит взаимодействие членов группы, влияют на процесс и результат труда. К ним относятся:
-санитарно-гигиенические условия;
- температура;
- влажность;
-освещение.
Большое значение имеет характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.
В одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально реализовать свой потенциал. В других условиях – некомфортно, стремятся поменять группу, проводят в ней меньше времени.