Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Личность – системное качество, т.к. охарактеризовать личность можно только увидев ее в системе межличностных отношений в совместной коллективной деятельности.
Личность - системное качество, характеризующееся набором устойчивых признаков (темперамента, характера, способностей, установок), определяющее свойственный данному человеку способ взаимоотношения с миром и другими людьми. Черты, характеризующие личность, частично обусловлены генетически, т.е. врожденны, частично зависят от влияния среды, формируются в процессе общения. Но несмотря на врожденный характер некоторых составляющих, само это системное качество может возникнуть лишь при условии общественного воспитания.
Структура личности:
Сферы личности: потребностно-мотивационная, волевая и познавательная.
Понятие личности и ее структура
Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.
Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Элементами
психологической
структуры личности являются ее психологические
свойства и особенности, обычно называемые
"чертами личности". Низшим уровнем
личности является биологически обусловленная
подструктура, в которую входят возрастные,
половые свойства психики, врожденные
свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя
индивидуальные особенности психических
процессов человека, т.е. индивидуальные
проявления памяти, восприятия, ощущений,
мышления, способностей, зависящих как
от врожденных факторов, так и от тренировки,
развития, совершенствования этих качеств.
Далее, уровнем личности является также
ее индивидуальный социальный опыт, в
который входят приобретенные человеком
знания, навыки, умения и привычки. Эта
подструктура формируется преимущественно
в процессе обучения, имеет социальный
характер. Высшим уровнем личности является
ее направленность, включающая влечения,
желания, интересы, склонности, идеалы,
взгляды, убеждения человека, его мировоззрение,
особенности характера, самооценки.
31.Общение – основа межличностных отношений.
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов - деятельность. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы. У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.
Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Не
менее существенны отличия
Общение
составляет внутренний механизм совместной
деятельности людей. Возрастание роли
общения, важности его изучения связано
с тем, что в современном обществе гораздо
чаще в прямом, непосредственном общении
между людьми вырабатываются решения,
которые прежде принимались, как правило
отдельными людьми.
32.Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения.
В
едином процессе общения обычно выделяют
три стороны: коммуникативную (передача
информации); интерактивную (взаимодействие)
и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое
в единстве этих трех сторон общение выступает
как способ организации совместной деятельности
и взаимоотношений включенных в нее людей.
Итак, многоплановый процесс общения имеет
три стороны.
В начале несколько слов о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека. Они многообразны, но обычно выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. И на основе этого выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга.
Коммуникативная
сторона общения - это передача информации.
В коммуникативном процессе происходит
не только “движение информации”, но
и активный обмен ею. Особую роль для каждого
участника общения играет значимость
информации при условии, что информация
не только принята, но и понята, осмыслена.
Характер обмена информацией между людьми
определяется тем, что посредством системы
знаков партнеры могут повлиять друг на
друга. Иными словами, обмен такой информацией
обязательно предполагает воздействие
на партнера.
Коммуникативное влияние как результат
обмена информацией возможно лишь, когда
оба участника обладают единой системой
кодирования.
В условиях человеческой коммуникации
могут возникать совершенно специфические
коммуникативные барьеры, которые носят
социальный и психологический характер.
Различия могут быть социальные, политические,
религиозные, профессиональные и т.п.
Интерактивная сторона общения - взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.
Перцептивная
сторона общения - восприятие другого
человека: его внешних признаков, соотнесение
его с личностными характеристиками воспринимающего
индивида и интерпретация его поступков.
Речь идет не только о восприятии, сколько
о познании другого человека. В самом общем
плане можно сказать, что восприятие другого
человека означает восприятие его внешних
признаков, соотнесение их с личностными
характеристиками воспринимаемого индивида
и интерпретацию на этой основе его поступков.
Сопоставление себя с другим осуществляется
как бы с двух сторон: каждый из партнеров
уподобляет себя другому.
33.Социально-психологические явления и процессы в малых группах.
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа . Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества.
Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.
Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.
Малые
группы могут быть разными по величине,
по характеру и структуре
Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций , нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы .
Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами .
Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии. Рассмотрим классификацию малых групп.
Условные , или номинальные , – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.
В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.
В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории.
Условные,
или номинальные, группы представляют
собой искусственно выделяемые исследователем
объединения людей. В отличие
от них все остальные виды групп
реально существуют в обществе и достаточно
широко в нем представлены среди людей
разных профессий, возрастов, социальной
принадлежности.