Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:54, шпаргалка

Описание работы

3 вопрос. Место истории психологии в системе наук
23. Биопсихология Аристотеля
7. Отличие научного мировоззрения от мифологического.
15 вопрос. Теория познания Эмпедокла.

Работа содержит 1 файл

шпора.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

3 вопрос. Место истории психологии в системе наук

В современной системе  психологических наук история психологии занимает определенное место. Как теоретическая  дисциплина, имеющая познавательное и воспитательное значение, она многозначна. Ее научный статус основывается на философских и теоретических, исторических и прикладных ценностях. История психологии — неисчерпаемый источник психологических фактов, законов и закономерностей, которые могут быть использованы для создания стройной системы психологических знаний, для теории познания и диалектики, а также для развития современной психологии и ее будущего.

История психологии складывается на стыке и пересечении с рядом научных отраслей. По своему объекту - психическая реальность - история психологии относится к разряду психологических дисциплин, входит в структуру общей психологии. По методу - психолого-историческая реконструкция развития психологического знания - она принадлежит к историческим наукам. Носителем научной фактологии в области истории психологии являются исторические источники и поэтому история психологии тесно связана с источниковедением. Как область знания, занимающаяся изучением развития научного знания в отдельной отрасли знания, история психологии является разделом науковедения. Логика исследования и генезис становления психологического знания определяют связь истории психологии с философией, естествознанием, культурологией, а также ее опору на данные, полученные в таких разделах психологии, как психология личности, психология творчества, психология развития и историческая психология. Определяя статус и место истории психологии в системе наук, М.Г. Ярошевский пишет, что психологическое познание "имеет своим объектом реальность, своеобразие которой в том, что она укоренена в различных системах биологических и социальных отношений. Психическая регуляция поведения неотделима от физиологической. Поэтому каждый крупный успех в исследовании мозга, нервной системы, органов чувств стимулирует продвижение психологической мысли к новым рубежам. Столь же органична и связь психического с социальным" (Ярошевский М.Г., 1974. С. 7). А отсюда вытекает необходимость реализации комплексной стратегии исследования в истории психологии, привлечения данных разных наук, их методического и теоретического арсенала и исследовательских возможностей для раскрытия и объяснения динамики психологического познания.

 

23. Биопсихология  Аристотеля

Уроженец Стагиры, сын  медика при македонском царе, ученик Платона и учитель Александра Македонского Аристотель (384—322 до н. э.) приходит к выводу, что душа "как  начало живых существ" есть форма реализации способного к жизни тела. Еще в юности Аристотель пристрастился к чтению и под руководством своего опекуна изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».

В трактатах "О душе", "О частях животных" и так  называемых психологических сочинениях ("О памяти", "О сновидениях" и др.) Аристотель изложил систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов.

В биопсихологии Аристотеля сомкнулись три подхода:

гераклитовский (идея необходимости), согласно которой «все течет» и явления переходят друг в друга.

демокритовский (идея причинности), которая учит тому, что все возникает  на каком-либо основании и в силу ряда причин.

анаксагоровский (идея упорядоченности), где утверждается зависимость частей от целого.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего:

  • неорганические образования (неорганический мир).
  • мир растений и живых существ.
  • мир различных видов животных.
  • человек.

Концепция души Аристотеля сложна и противоречива. Он выделяет три вида души – растительную, животную и разумную. Растительная душа способна к размножению и питанию. Животная душа обладает кроме этих функций еще и стремлением, или чувствами, движением, ощущением, памятью. А разумная душа, которая есть только у человека, обладает еще и мышлением.

Каждая более высокая  форма души надстраивается над предыдущей. Поэтому у растительной души всего  две функции, у животной шесть, у  разумной – семь.

Аристотель считал, что  в отдельном человеке при его  превращении из младенца в зрелое существо повторяются те ступени, которые прошел за свою историю развития весь органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названная впоследствии биогенетическим законом.

 

 

 

7. Отличие  научного мировоззрения от мифологического.

Термин «мировоззрение»  был введен немецким философом И.Кантом. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут  человеческого сознания. Мировоззрение-это  совокупность обобщенных представлений  о действительности, которые отображают, раскрывают и предопределяют практическое и теоретическое отношение человека к миру, способ восприятия, осмысления и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-исторического субъекта познания и практики. Мировоззрение бывает 3 типов: 1.мифологическое; 2.Религиозное; 3.Философское. Также можно выделить и научное мировоззрение, которое представляет собой обобщение и синтез различных научных теорий.

Для мифологического мировоззрения  характерно эмоционально-символическое  понимание окружающего мира, невысокая  степень выделенности собственной  личности человека из общества. Мифологии свойственна не критичность, а вера.

Особенности мифологического  мировоззрения:

1. Миф. мировоззрение основывалось на нераздельности человека и природы. Неодушевленные предметы, силы природы одушевлялись и мыслились как реально существующие. Русалки, ведьмы, водяные, нимфы - все они были для человека того времени реальными существами. 2. Миф.е сознание отличается от научного характером мировосприятия. а) Мифологическое сознание не анализирует события и не делает теоретических выводов, а строит образный мир, воспринимает события как данность и, в лучшем случае, их пересказывает; б) Миф. сознание воспринимает события как непреложный факт, причины которых скрыты, но они и не ищутся; в) Миф. сознание отражает мир не в системе понятий, а в образно-символической форме. Символика мифов - это определение содержания бытия, его значения и его ценности. Параллельно с обыденным формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования. Научное мировоззрение отличается от мифологического тем, что оно:

- основано на знании (а не  на вере либо вымысле);

- рефлексивно (имеет место обращенность  мысли на саму себя);

- логично (имеет внутреннее единство  и систему);

- опирается на четкие понятия  и категории. Мифологическое сознание воспринимает мир личностно, пропускает через себя, идентифицируя себя с окружающим. Научное сознание мир рассматривает как нечто внешнее, безличное, противоставленное, как объект анализа.

 

15 вопрос. Теория  познания Эмпедокла.

Основу учения Эмпедокла  составляет концепция о четырех  стихиях, которые образуют корни  вещей. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Они заполняют  все пространство и находятся  в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, вроде того как стена сложена из кирпичей и камней.

Эмпедокл отвергает мысль о  рождении и смерти вещей. Последние  образуются посредством смешения и  соединения стихий в определенных пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня.

Источником движения в природе  служат не сами корни, так как они  неизменны, а две противоположные силы - Любовь и Вражда - «липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Вражда» - свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос - шар, при котором Вражда находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделенными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса - однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму.

Таким образом, в мире существует единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита, а последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы - корни всех вещей, а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяются переходными периодами. Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов. В ходе этих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны.

9 вопрос. Особенности натурилософского подхода  в понимании  человека в античной науке

Второй этап в развитии античной философско-психологической  мысли - натурфилософия, или философия природы. Это первая историческая форма науки, вид природоцентризма, согласно которому все явления объясняются как часть природы, космоса. Натурфилософия возникла в V в. до н.э. и была представлена плеядой блестящих ученых.

Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) - "отец медицины", один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. Он изучал устройство челов. организма, исследовал причины его болезней. Жизнь рассматривалась им как изменяющийся процесс. В ее основе - воздух, через который осуществляется связь организма с миром. Воздух приносит в мозг разум. Главной причиной различий между здоровым и больным человеком Гип. считал пропорции, в которых находятся в организме различные "соки" (кровь, желчь, слизь); эти пропорции он называл темпераментами. С именем Гип. связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь). Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение. Во-первых, на передний план выдвигалась идея о том, что бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились им в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря современным языком, гуморальной (от латинского "гумор" - жидкость). Гип. обосновывает главную роль мозга в психической деятельности, рассматривая мозг как вид железы. Он утверждает, что жизнь человека зависит от естественных причин, подвластных разуму, наблюдению.

Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) считал, что природа состоит из множества мельчайших частиц и искал в ней начало, благодаря которому из хаоса, из беспорядочного скопления и движения этих частиц возникает организованный космос. В качестве такого начала он выделил "тончайшую вещь", которой дал имя "нус" (разум). Ум (нус) вносит в мир порядок и становится принципом ее организации. Ум рассматривается как перводвигатель и противопоставляется костной инертной материи. Утверждается, что ум имеет величайшую силу, содержит полное знание обо всем, устанавливает во всем порядок. Душа производна от материального ума; она - принцип существования и развития живых существ. От того, насколько полно в различных телах представлен разум, выступающий как принцип организации, зависит их совершенство. Таким образом, Анаксагор понимал разум как способ организации тел. "Человек,- говорил Анаксагор,- является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки". По сути, согласно Анаксагору, не разум определяет преимущества человека, а его телесная организация определяет высшее психическое качество – разумность.

Принцип подчиненности  всех явлений, в том числе психических, материальным причинам получил наиболее последовательное выражение в атомистической концепции Демокрита (460-370 гг. до н. э.). Единым и для души, и для космоса Демокрит признавал закон, согласно которому нет беспричинных явлений: все они - результат механического соударения атомов. Случайными же называются те события, причины которых не познаны. Демокрит утверждал невозможность существования небытия, писал, что в беспредельном пространстве, образуя несчетное множество миров, движутся по неизменным законам неделимые частицы - атомы ( от греч. "атом" - то, что не делится). Атомы - невозникающие, неразрушимые, неизменные. Все атомы в их совокупности образуют бытие во всей его полноте. Атомы различаются порядком и расположением, и в этом смысле они бесконечно варьируются. Все вещи и явления мира состоят из атомов. Поскольку душа рассматривается как разновидность вещества, то отвергается ее бессмертие: со смертью тела душа покидает его и ее атомы рассеиваются в пространстве. Душа зависит от тела, растет и стареет вместе с ним. Демокрит считает, что душу имеют все тела, даже мертвые, хотя у них ее очень мало. Тем самым он приходит к панпсихизму. Болезнь - это изменение пропорции атомов. В органах чувств - мелкие атомы, ближе всего находящиеся к внешнему миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятно соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу; он, по сути, место высших душевных функций, способности к познанию. Орган благородных страстей - сердце; чувственных желаний и вожделений - печень. Таким образом, Демокрит дает естественно-научное понимание души: душа - продукт организации тела; она не существует вне тела.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"