Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

+психлогия и педагогика.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

Практически-действенное  мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически, и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом.

Этот  вид мышления оказывается необходимым  и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Практически-действенное  мышление применяется и оказывается  наиболее целесообразным и при решении  несравнимо более сложных задач.

Значение практически-действенного мышления определяется тем большим весом, который имеет практическая деятельность людей, тем, что многие задачи в процессе этой деятельности могут быть решены продуктивнее и экономичнее в процессе практически-действенного мышления.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.

   Развитие  наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

   Особенностью  словесно-логического мышления является то, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и возможные недостатки данного вида мышления.

   Понятие,суждение,умозаключение - основные формы мышления. По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (материальный или воображаемый). Главное для данной формы мысли – отражать общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете.

    Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями. Между понятиями, как вышеперечисленно, устанавливаются отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, которые могут выражаться логической связкой «есть».

    Умозаключение— это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание. Например, в механике известно, что у всякого тела, плотность которого одинакова во всех его частях, геометрический центр и центр тяжести совпадают 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21.Общая характеристика мыслительных операций.

    Предметы  и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые  можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

    Первая  особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может  познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

    Мышление - высшая ступень познания человеком  действительности. Чувственной основой  мышления являются ощущения, восприятия и представления.

    Мышление  не только теснейшим образом связано  с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход  от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

    Мышление  выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания.

    Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации. 

22.Основные эмоциональные состояния.

    Эмоциональные состояния:

      • Эмоциональный тон – это обобщенная эмоциональная окраска, оценка ситуации. Эмоциональный тон позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы, сводя их  к общему знаменателю: полезно-вредно;
      • Настроение – эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью, окрашивающее все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией на значение событий для жизни человека. Оно зависит от общего состояния здоровья, от тонуса нервной системы;
      • Аффект – сильная, кратковременная вспышка эмоций, связанная с резким изменением важных для субъекта жизни обстоятельств и сопровождаемые резковыраженными двигательными правлениями, изменениями в функциях внутренних органов;
      • Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Ганс Селье выделял три этапа стресса: мобилизация защитных свойств организма; стабилизация; истощение.
      • Фрустрация (с лат. неудача) – стресс рухнувшей надежды. Фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями, способна дезорганизовывать сознание.
      • Страсть – это сильное, стойкое всеобхватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.
 

 

23.Стресс и его особенности.

   Наиболее  мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода - холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое - организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Важно подчеркнуть, что интенсивность развивающейся адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от личностной значимости действующего фактора.

   Стресс - комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и  психологические компоненты. С помощью  стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.

   Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических  и физиологических черт - улучшении  внимания (его объема и устойчивости), в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы, в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации.

   При стрессовых воздействиях в кровь  начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма, например учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма. Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

   Стресс  является составной частью жизни  каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает "вкус к жизни".

   Весьма  важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных  процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности  человека, ибо в этих случаях могут  возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания - соматические или невротические.

   Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних людей реакция  активная - при стрессе эффективность  их деятельности продолжает расти до некоторого предела ("стресс льва"), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу ("стресс кролика") 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

24.Воля и ее характеристика.

  Воля  — одно из самых сложных явлений  психологии человека, определить его  довольно трудно. Попробуем это сделать так, как мы уже не раз делали раньше, применительно к другим сложным психологическим явлениям, то есть через характеристику или описание соответствующего явления с разных сторон.

  Воля  — это некоторая внутренняя сила психологического свойства, которая способна управлять другими психологическими явлениями и поведением человека.

  Воля  — это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого  им самим и связанного с его  сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.

  Воля  — это то, что представляет собой  высший уровень регуляции поведения  человека. Волевое поведение называется произвольным потому, что человек  может им управлять по своему желанию.

  Воля  — это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой довольно сложные цели, а также достигать поставленные цели, преодолевая серьезные внутренние и внешние препятствия на своем пути.

  Воля  — это то, благодаря чему человек  способен делать сознательный выбор  в тех случаях жизни, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких, одинаково доступных или одинаково вынужденных форм поведения.

  Воля  — это то, чем отличается поведение  человека от поведения других живых  существ. У животных воли нет, они действуют под прямым влиянием внешних воздействий или внутренних факторов чисто органического свойства. Ни одно животное в отличие от человека не в состоянии контролировать свое поведение.

  С древнейших времен до наших дней проблема воли человека привлекала к себе внимание ученых. Ни одно из направлений в психологии, за исключением, пожалуй, бихевиоризма, не отрицало факт существования воли у человека. Почти все учебники по психологии, независимо от того, кем и когда они были написаны, так или иначе затрагивали и обсуждали проблему воли человека. Вместе с тем, ни в одной из традиционных проблем психологии мы до сих пор не остаемся столь же далеки от понимания ее природы, как в проблематике воли. Несмотря на столетия, затраченные не одной сотней ученых-психологов на изучение этой проблемы, мы в ее решении до сих пор остаемся примерно на уровне XVII в. Иными словами, более чем за 300 лет, прошедших с того времени, наука почти не продвинулась вперед в понимании сущности воли и волевой регуляции поведения человека. Попробуем кратко ответить на вопрос, почему это так.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"