Шпаргалка по "Психокоррекция"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 38 вопросов по психокоррекции.
1. Предмет и задачи курса «Основы психологической коррекции».
2. История возникновения психокоррекции.
3. Общее представление о психологической коррекции. Место психологической коррекции в работе практического психолога.
...
38. Основные этические принципы осуществления психокоррекционной работы

Работа содержит 1 файл

38 вопросов по психокоррекции -контрольная.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

       «Зачеркни его»,

       «Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,

       «Подставив  вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,

       «Запиши его».  
 
 
 
 
 

       25. Психокоррекционная  работа (устойчивое  эмоциональное состояние  - уровень тревожности).

       Для преодоления школьной тревожности  у учащихся первого класса мы разработали программу коррекционной работы. Программа прошла необходимую проверку в 32-х группах школьников. В ней принимали участие около 250 детей и 11 школьных психологов.

       В литературе можно выделить два основных подхода к преодолению тревожности, в том числе и у детей.

       В одном из них упор делается на формировании у человека конструктивных способов поведения в трудных для него ситуациях, а также на овладении  приемами, позволяющими справиться с  излишним волнением, тревогой.

       В другом - центральное место занимает работа по укреплению уверенности человека в себе, развитию позитивной самооценки и представлений о себе, забота о личностном росте.

       Естественно, что на практике, а часто и в  теории эти подходы сравнительно редко встречаются в чистом виде, речь идет лишь об основном акценте, о том, чему преимущественно уделяется внимание. Мы в своей работе попытались реализовать второй подход.

       Сложность психокоррекционной работы с тревожными учащимися состоит в том, что  тревожность как устойчивое личностное образование находится в конфронтации с такими сущностными личностными потребностями, как потребность в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. Видимо, с этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно. С этим мы столкнулись, например, при работе с тревожными подростками и старшеклассниками.Исходя из сказанного, мы считали необходимым для преодоления школьной тревожности у учащихся первого класса принять следующие меры.

       Во-первых, снизить силу потребностей, связанных  с внутренней позицией школьника. Это  важно, так как гипертрофированные потребности и мотивы, порождая бурные эмоциональные реакции, препятствуют формированию продуктивных навыков общения, деятельности.

       Во-вторых, мы обратили особое внимание на развитие и обогащение у детей операциональных  навыков поведения, деятельности и общения. Это нужно для того, чтобы дети могли свободно выбрать более продуктивные формы поведения.

       В-третьих, учитывая конфронтационный характер тревожности  как личностного образования, мы стремились максимально «укрепить» у ребенка конкурирующие личностные образования.

       В-четвертых, определенное место занимала непосредственная работа по снятию излишнего напряжения у детей в школьных ситуациях.

       Следующий важный момент, который надо учитывать  в работе, - это особое, специфическое  отношение тревожных детей к успеху, неуспеху, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Одновременно им очень трудно самим оценить итоги своей деятельности, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

       Такое особое отношение детей к успеху и неуспеху, с одной стороны, повышает травматическую вероятность неудач, причем неудач, которые, как отмечалось, дети с высокой школьной тревожностью объясняют в основном собственной неполноценностью, отсутствием способностей. С другой - это отношение делает ребенка чрезвычайно зависимым от взрослого. Это отражается и на мотивации учения, в основе которой лежит стремление «делать все так, как говорит учитель, ради его похвалы».

       Важно также отметить следующее. Для проведения коррекционной работы необходимо создавать  в группе климат доверия, безопасности, безусловного принятия каждого ребенка. В нашем случае сложность состоит в том, что мы должны сочетать эти безусловные требования с формированием у детей правильного отношения к оценке со стороны взрослого: нужно представить детям и отработать с ними широкий репертуар оценок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       26. Психокоррекционная  работа (особенности системы отношений старшеклассника к миру и себе).

       Ритм  современной жизни, трансформация  учебных программ и требований, изменения  социального окружения и многое другое - вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному подростку. Специфические категории подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и из неблагополучных семей заключается в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной депривации и фрустрации; высоким уровнем тревоги и страхов; высоким уровнем агрессии (аутоагрессии); сильным чувством вины и обиды.

       Следствие данного эмоционального состояния - неадекватная самооценка, негативное самоотношение, рассогласованность образов «Я». У подростка с высоким уровнем тревожности часто затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на  серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен. Данная проблема настолько актуальна, что требует своего скорейшего разрешения, так как в противном случае вполне может привести к формированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться в жизни людей.

       Таким образом, необходимость оказания психокоррекционной помощи и поддержки таким подросткам является одной из важных задач, стоящих  перед психологами.  
 
 
 
 

       27. Традиционные формы  коррекционно-развивающей  работы. 

       Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействию развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего  потенциала, помощь в преодолении  и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

       Коррекционное воздействие необходимо строить  так, чтобы оно соответствовало  основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

       Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию  тех психических процессов и  новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и  которые являются основой для  развития в следующий возрастной период.

       Коррекционно-развивающая  работа должна создавать условия  для эффективного формирования тех  психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий  период детства.

       Коррекционно-развивающая  работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

       Коррекционно-развивающая  помощь должна начинаться как можно  раньше.

       Коррекционно-развивающая  работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

       4. Основные направления, наиболее  часто встречающиеся в практике  при работе с детьми и подростками. 

       Оздоровительное направление.

       Полноценное развитие ребенка возможно лишь при  условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка, приводит к астенизации. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий , ведение рационального режима дня, создание оптимального режима дня и т. д.

       Развитие  и коррекция сенсорной и моторной сферы.

       Особенно  важно это направление при  работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

       Развитие  и коррекция познавательной деятельности.

       Система психологического и педагогического  содействия полноценному развитию, коррекции  и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и используемой в практике педагогов и психологов.

       Развитие  и коррекция эмоциональной сферы.

       Развитие  эмоциональности детей, коррекция  невротических проявлений – традиционное направление работы психолога. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

       Содействие  личностному росту и коррекция  отклонений личностного развития.

       Работа  в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы  мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т.п.

       Формирование  видов деятельности,

       Свойственных  тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       28. Организационные  требования к построению  коррекционно-развивающим  занятиям.

       Требования  к программам определяются основными  принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и  развития, единство возрастного и  индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.

       Коррекционно-развивающая  программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или Психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.

       Рекомендации  по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал: - направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки); - способности (общие, специальные, одаренность, талант); - характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).

       При этом необходимо иметь в виду, что  стержнем личности является ее мотивационная  сфера. Строение и характер любых  психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психокоррекция"