Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 38 вопросов по психокоррекции.
1. Предмет и задачи курса «Основы психологической коррекции».
2. История возникновения психокоррекции.
3. Общее представление о психологической коррекции. Место психологической коррекции в работе практического психолога.
...
38. Основные этические принципы осуществления психокоррекционной работы
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши
его».
25. Психокоррекционная работа (устойчивое эмоциональное состояние - уровень тревожности).
Для преодоления школьной тревожности у учащихся первого класса мы разработали программу коррекционной работы. Программа прошла необходимую проверку в 32-х группах школьников. В ней принимали участие около 250 детей и 11 школьных психологов.
В
литературе можно выделить два основных
подхода к преодолению
В одном из них упор делается на формировании у человека конструктивных способов поведения в трудных для него ситуациях, а также на овладении приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
В другом - центральное место занимает работа по укреплению уверенности человека в себе, развитию позитивной самооценки и представлений о себе, забота о личностном росте.
Естественно, что на практике, а часто и в теории эти подходы сравнительно редко встречаются в чистом виде, речь идет лишь об основном акценте, о том, чему преимущественно уделяется внимание. Мы в своей работе попытались реализовать второй подход.
Сложность психокоррекционной работы с тревожными учащимися состоит в том, что тревожность как устойчивое личностное образование находится в конфронтации с такими сущностными личностными потребностями, как потребность в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. Видимо, с этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно. С этим мы столкнулись, например, при работе с тревожными подростками и старшеклассниками.Исходя из сказанного, мы считали необходимым для преодоления школьной тревожности у учащихся первого класса принять следующие меры.
Во-первых, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Это важно, так как гипертрофированные потребности и мотивы, порождая бурные эмоциональные реакции, препятствуют формированию продуктивных навыков общения, деятельности.
Во-вторых, мы обратили особое внимание на развитие и обогащение у детей операциональных навыков поведения, деятельности и общения. Это нужно для того, чтобы дети могли свободно выбрать более продуктивные формы поведения.
В-третьих, учитывая конфронтационный характер тревожности как личностного образования, мы стремились максимально «укрепить» у ребенка конкурирующие личностные образования.
В-четвертых, определенное место занимала непосредственная работа по снятию излишнего напряжения у детей в школьных ситуациях.
Следующий важный момент, который надо учитывать в работе, - это особое, специфическое отношение тревожных детей к успеху, неуспеху, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Одновременно им очень трудно самим оценить итоги своей деятельности, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.
Такое особое отношение детей к успеху и неуспеху, с одной стороны, повышает травматическую вероятность неудач, причем неудач, которые, как отмечалось, дети с высокой школьной тревожностью объясняют в основном собственной неполноценностью, отсутствием способностей. С другой - это отношение делает ребенка чрезвычайно зависимым от взрослого. Это отражается и на мотивации учения, в основе которой лежит стремление «делать все так, как говорит учитель, ради его похвалы».
Важно
также отметить следующее. Для проведения
коррекционной работы необходимо создавать
в группе климат доверия, безопасности,
безусловного принятия каждого ребенка.
В нашем случае сложность состоит
в том, что мы должны сочетать эти безусловные
требования с формированием у детей правильного
отношения к оценке со стороны взрослого:
нужно представить детям и отработать
с ними широкий репертуар оценок.
26. Психокоррекционная работа (особенности системы отношений старшеклассника к миру и себе).
Ритм современной жизни, трансформация учебных программ и требований, изменения социального окружения и многое другое - вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному подростку. Специфические категории подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и из неблагополучных семей заключается в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной депривации и фрустрации; высоким уровнем тревоги и страхов; высоким уровнем агрессии (аутоагрессии); сильным чувством вины и обиды.
Следствие данного эмоционального состояния - неадекватная самооценка, негативное самоотношение, рассогласованность образов «Я». У подростка с высоким уровнем тревожности часто затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен. Данная проблема настолько актуальна, что требует своего скорейшего разрешения, так как в противном случае вполне может привести к формированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться в жизни людей.
Таким
образом, необходимость оказания психокоррекционной
помощи и поддержки таким подросткам
является одной из важных задач, стоящих
перед психологами.
27.
Традиционные формы
коррекционно-развивающей
работы.
Общая
цель коррекционно-развивающей
Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
Коррекционно-
Коррекционно-
Коррекционно-
Коррекционно-
4.
Основные направления,
Оздоровительное направление.
Полноценное
развитие ребенка возможно лишь при
условии физического
Развитие
и коррекция сенсорной и
Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
Развитие и коррекция познавательной деятельности.
Система
психологического и педагогического
содействия полноценному развитию, коррекции
и компенсации нарушений
Развитие
и коррекция эмоциональной
Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений – традиционное направление работы психолога. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития.
Работа
в этом направлении предполагает
воздействие на формирование системы
мотивов ребенка или подростка,
формирование адекватной самооценки,
исправление недостатков
Формирование видов деятельности,
Свойственных
тому или иному возрастному этапу:
игровой, продуктивных видов (рисование,
конструирование), учебной, общения, подготовки
к трудовой деятельности. Особенно
следует выделить специальную работу
по формированию учебной деятельности
у детей, испытывающих трудности при
обучении. Эта работа предполагает комплексное
психолого-педагогическое воздействие,
направленное на коррекцию и формирование
всех элементов учебной деятельности
от формирования мотивов до конкретных
операций, умений и навыков.
28. Организационные требования к построению коррекционно-развивающим занятиям.
Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.
Коррекционно-
Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал: - направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки); - способности (общие, специальные, одаренность, талант); - характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).
При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.