Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 38 вопросов по психокоррекции.
1. Предмет и задачи курса «Основы психологической коррекции».
2. История возникновения психокоррекции.
3. Общее представление о психологической коррекции. Место психологической коррекции в работе практического психолога.
...
38. Основные этические принципы осуществления психокоррекционной работы
Страх - это эмоциональный щит, который может обоснованно или нет уберечь от опасностей.
Если страхи необъяснимые и внезапные, не имеющие достаточно серьезной причины, то людям необходимо лечение страхов. Самые беззащитные в такой ситуации - дети, поскольку это еще совсем маленькие люди, которым многое объяснить практически невозможно. Лечение детских страхов, оставленных на произвол судьбы в малом возрасте может перерасти в лечение навязчивых страхов, обусловленных глубоко спрятанными в психике причинами. Наиболее тяжелые случаи могут стать настоящими фобиями, которые помимо морального дискомфорта принесут и физиологические неудобства. Лечение фобий не стоит откладывать, поскольку они имеют тенденцию к росту устойчивой соматической симптоматики, осложняющейся выбросом адреналина в кровь. Кроме обычных симптомов испуга (удушье, дрожь, тошнота, биение сердца или потливость), устойчивый страх или фобия могут выражаться в различных индивидуальных реакциях человека.
Эффективность лечения фобий, которые относятся к категории простых, достаточно высока. Примеры простых фобий всем теоретически известны - это боязнь конкретных вещей или объектов, каких-то определенных ситуаций или действий. Причем, в лечении фобий специалисты не разделяют ни сами объекты страхов, ни навязчивые методы их избегания. Психиатры и психотерапевты называют подобные состояния человека обсессивно-компульсивными расстройствами или неврозом навязчивых состояний. Важно вовремя выявить и начать лечение психических заболеваний у детей, связанных поначалу с простыми фобиями - боязнь животных (мыши, собаки, пресмыкающиеся), насекомых или замкнутых пространств. Детям, с одной стороны, помочь легче, но в некоторых случаях попытка контакта с врачом или обычная консультация врача-психиатра не приводит к результату. При лечении психических расстройств у детей и их маленьких страхов требуется высокая квалификация и специализация врача. Современная психотерапевтическая клиника, как правило, имеет в своем штате врачей, специализирующихся на лечении страхов у детей. Наиболее трудным является попытка, как у ребенка, так и у взрослого человека преодолеть самый главный барьер - страх перед лечением.
При
лечении фобий и лечении
Лечение страхов, которое предлагает сегодняшняя психотерапевтическая клиника, проводится высококвалифицированными специалистами, имеющими богатейший опыт и набор поистине универсальных знаний, глубоко разбирающимися в заболеваниях не только душевных, но и телесных. Как правило, лечение фобий требует детального изучения всех психосоматических проявлений заболевания, поскольку психические нарушения нередко взаимосвязаны с патологическими отклонениями в функционировании внутренних органов человека. Часто внутренние болезни, о которых человек даже не подозревает, могут служить причиной более серьезных фобий. Как обычные страхи, так и простые фобии способны вызывать заболевания сердечно-сосудистой системы и болезни желудочно-кишечного тракта. Лечение навязчивых страхов обычно влечет за собой и быстрое излечение от связанных с ними заболеваний, а эффективность лечения фобий напрямую зависит не только стечения внешних обстоятельств и лекарственной терапии, но и от особенностей личности человека, а также предыстории его жизни и наследственности.
Основной
принцип, который предлагает современная
клиника психиатрии - лечение самого
больного, а не болезни под названием
"лечение страхов", индивидуальный
подход к пациентам и устойчивый доверительный
контакт пациента с врачом - психиатром
или психотерапевтом. Именно такой контакт
позволяет преодолеть конфликтную или
кризисную ситуацию, найти основу для
результативного лечения фобий и страхов,
найти истинную опорную точку для больного,
а также оптимальный выход из создавшегося
положения, чтобы лечение психического
расстройства было эффективным и окончательным.
33. Отклонение в развитии саморегуляции: основы коррекционной работы в зависимости от возврата и индивидуальных особенностей клиента.
Ведущим свойством функциональной системы любого уровня организации является принцип саморегуляции.
В функциональных системах организма отклонение результата деятельности функциональной системы от уровня, определяющего нормальную жизнедеятельность, заставляет все элементы функциональной системы работать в сторону его возвращения к оптимальному уровню. При этом формируется субъективный информационный сигнал - отрицательная эмоция, позволяющая живым организмам оценивать возникшую потребность. При возвращении результата к оптимальному для жизнедеятельности уровню элементы функциональных систем работают в противоположном направлении. Достижение оптимального уровня результата в норме сопровождается информационной положительной эмоцией.
Саморегуляторная деятельность функциональных систем определяется дискретными процессами системного квантования жизнедеятельности. Сменяющие друг друга циклы саморегуляции функциональных систем - от потребности к ее удовлетворению - составляют отдельные системокванты, которые выступают в роли исполнительных операторов функциональных систем. Дискретность системоквантов определяется их триггерными свойствами. Под влиянием потребности возбудимость составляющих "системокванты" элементов последовательно наращивается до критического уровня. По достижении критического уровня наблюдается наиболее интенсивная активность "системоквантов", которая снижается по мере удовлетворения исходной потребности. Таким образом, в зависимости от состояния регулируемого результата функциональные системы усиливают или, наоборот, снижают интенсивность своей саморегуляторной деятельности.
Интенсивность
процессов саморегуляции
В
нормально функционирующем
Объединяемые в функциональные системы элементы не просто взаимодействуют, а взаимосодействуют достижению системой ее полезного приспособительного результата. Их тесное взаимодействие проявляется прежде всего в корреляционных отношениях ритмов их деятельности.
Торсионный
механизм деятельности функциональных
систем, будучи волновым процессом, определяет
их голографические свойства. В каждой
функциональной системе включенные в
систему элементы в своей ритмической
деятельности отражают ее торсионную
деятельность и особенно состояние ее
конечного результата (Б. В. Журавлев).
34. Агрессивность и агрессивное поведение: основы коррекционной работы в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей клиента.
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
При непродуктивной деятельности в период свободного времени – «ничегонеделанье» – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности. Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Д.И.Фельдштейн
выделил социально признаваемую
и социально одобряемую деятельность.
Психологический смысл этой деятельности
состоит для подростка в том, что участвуя
в ней, он фактически приобщается к делам
общества, занимает в нём определённое
место и удерживает свою новую социальную
позицию среди взрослых и сверстников.
В процессе этой деятельности подросток
признаётся взрослыми, как равноправный
член общества. Это создаёт оптимальные
условия и для реализации его потребностей.
Такая деятельность предоставляет подростку
возможность развития его самосознания,
формирует нормы его жизнедеятельности.
Но методы и принципы такой деятельности
требуют значительной корректировки при
включении в неё подростков, отличающихся
повышенной агрессивностью. Прежде всего,
необходима организация системы развёрнутой
деятельности, создающей жёсткие условия
и определённый порядок действий, и постоянный
контроль. При условии последовательности,
постепенности приобщения агрессивных
подростков, к различным видам социально
признаваемой деятельности – трудовой,
спортивной, художественной, организаторской
и других, – важно соблюдать принципы
общественной оценки, преемственности,
чёткого построения этой деятельности.
35. Основные принципы и формы коррекционной работы в области поведенческих отклонений в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей клиента.
В
поведенческой коррекции
Методы оперантные - базируются на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе методов лежит система наград, даваемых клиенту за те действия, кои терапевт считает желательными, отчего вероятность такого поведения возрастает. Вариант подхода - формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград: он сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает нежелательных.
Методы социобихевиоризм
36. Индивидуальная и групповая формы психологической коррекции: сравнительный анализ возможностей.