Шпаргалка по "Психокоррекция"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 38 вопросов по психокоррекции.
1. Предмет и задачи курса «Основы психологической коррекции».
2. История возникновения психокоррекции.
3. Общее представление о психологической коррекции. Место психологической коррекции в работе практического психолога.
...
38. Основные этические принципы осуществления психокоррекционной работы

Работа содержит 1 файл

38 вопросов по психокоррекции -контрольная.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

       Из  сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное  внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку, как отмечалось выше, развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

       Упражнения  и игры по развитию моторики могут  быть рекомендованы учителям для  включения в план уроков, а также  родителям для дополнительных занятий  с ребенком во внеурочное время.

       Приведем  некоторые виды таких занятий.

       I. Упражнения для  развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций.

       1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).

       2. Обведение по контуру геометрических  фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).

       3. Вырезание по контуру фигур  из бумаги (особенно вырезание  плавное, без отрыва ножниц  от бумаги).

       4. Раскрашивание и штриховка (этот  наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста и поэтому используется преимущественно только как учебное задание на уроке. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время).

       5. Различные виды изобразительной  деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.).

       6. Конструирование и работа с  мозаикой.

       7. Выкладывание фигур из спичек (палочек).

       8. Выполнение фигурок из пальцев  рук.

       9. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

       II. Игры и упражнения  для развития крупной  моторики (силы, ловкости, координации движений).

       1. Игры с мячом (самые разные).

       2. Игры с резинкой.

       3. Игры типа «Зеркало»: зеркальное  копирование поз и движений ведущего (роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения).

       4. Игры типа «Тир»: попадание  в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и пр.).

       5. Весь спектр спортивных игр  и физических упражнений.

       6. Занятия танцами. Аэробика.

       Специальные игры и упражнения по развитию моторики у детей широко представлены в  психологической и педагогической литературе (см.: В.П. Матыцин, 1993; В.В. Цвынтарный, 1996; и др.). 
 
 
 
 
 

       22. Психокоррекционная  работа (умственная  способность и темп учебной деятельности).

       Важным  элементом, дополняющим традиционный учебный план общеобразовательной  школы и детского сада, должен быть специальный курс, ориентированный  на развитие интеллектуально-творческих способностей детей. Это направление педагогической работы относится к числу наиболее популярных путей качественной перестройки содержания образования применительно к потребностям одаренных детей. Оно напрямую связано с решение проблемы обучения одаренных детей и рассматривается как важная составляющая диагностики и коррекции развития интеллектуально-творческих способностей.

       Отечественные педагоги и школьные практические психологи  активно экспериментируют в этом направлении на протяжении 90-х годов, интуитивно ощущая значимость этой деятельности. Коррекция умственных способностей ребенка, обучение наиболее эффективным приемам логического и творческого мышления стали весьма распространенным явлением в отечественных образовательных учреждениях. Без специальной работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способностей уже немыслима подготовка ребенка к школе. Развитие творческого (критического, рационального и др.) мышления является одной из самых популярных идей в педагогике последнего времени. Многие исследователи и педагоги-практики уделяют особое внимание специальному, целенаправленному развитию креативности, интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска.

       Осуществляется  эта работа обычно путем использования различных вариантов дополнительных занятий ("уроки творчества", "логика", "сократовские уроки", "уроки психологии" и др.). Одной из важнейших проблем является трудность составления программ такого рода занятий.

       В отечественной образовательной теории и практике в настоящее время проблема концепции программы относится к числу мало разработанных. Авторами, работающими в данном направлении, предлагается обычно набор методик (задач) тренингового типа (Н.К. Винокурова, А.З. Зак и др.). Подбор их основан на эмпирически определенном уровне "необходимой достаточности" и "трудности". При этом связь материала на общем концептуальном уровне, как правило, отсутствует. Авторская концепция программы курса "обучение мышлению" представлена в следующей главе, посвященной вопросам форм организации, методам образовательной деятельности и педагогическим технологиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       23. Психокоррекционная  работа (поведение  и общение школьников).

       В школе осуществляется коррекция  поведения и общения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно.

       В условиях средней школы был создан ряд условий для повышения эффективности оказания индивидуальной помощи подростку с целью его социальной коррекции.

       Индивидуальная  коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление и  оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития отдельных категорий подростков.

       Эффект  коррекционной работы с подростками  с поведением обычно определяют следующие  факторы:

       установка подростка и семьи на помощь специалиста;

       учет  характерологических особенностей подростка;

       возможность перестройки неадаптивного поведения  и обретения навыков адаптивного  общения;

       взаимодействие  субъектов реализации работы по коррекции  поведения подростков (психолог, врач, педагоги).

       реализация  индивидуального подхода.

       Для эффективной деятельности общеобразовательной  школы по коррекции поведения  и общения подростков осуществляется комплексный подход к решению  проблемы различных групп специалистов.

       Взаимодействие  классного руководителя, социального  педагога, психолога и школьного  врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих  у подростка или группы в поведении, прогнозирование развития личности подростка и его поведенческих  проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников.

       Таким образом, содержание социально–коррекционной  работы с подростками в школе  реализуется в основном следующими специалистами:

       классным  руководителем;

       социальным  работником;

       социальным  педагогом;

       психологом, врачом.

       Коррекция поведения и общения будет  настолько эффективной, насколько  она учитывает уникальность и  неповторимость подростка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного агрессивного подростка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе подростковых проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, корректировку выбранной.

       Таким образом, особо значимой в обществе является деятельность по социальной коррекции поведения и общения  в средней школе, где имеется  необходимый кадровый ресурс (учителя, педагоги дополнительного образования, психолог, медики), способный реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи подростку. 
 
 
 
 
 
 
 

       24. Психокоррекционная  работа (учебная мотивация).

       Проблема  развития учебной мотивации у  младших школьников является предметом  исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет.

       Удовлетворение  потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.

       Учебная мотивация — необходимое условие  дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

       Примеры наиболее часто используемых приёмов.

       Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

         Приём «Удивляй». В юго-восточной  Азии на острове Шри-Ланка растут  пальмы из рода корифа. Пластинки  вееровидных листьев корифы достигают  8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть  половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

         Иногда удивительное не просто  привлекает внимание, но и удерживает  интерес в течение длительного  отрезка времени. Добиться этого  позволяет приём «Отсроченная  отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах”». Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нетку». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».

       Формированию  учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

       Развивать и сохранять учебную мотивацию  у младших школьников можно, используя  для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную  наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

       «Найди  лишнее число в каждом ряду»,

Информация о работе Шпаргалка по "Психокоррекция"