Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 38 вопросов по психокоррекции.
1. Предмет и задачи курса «Основы психологической коррекции».
2. История возникновения психокоррекции.
3. Общее представление о психологической коррекции. Место психологической коррекции в работе практического психолога.
...
38. Основные этические принципы осуществления психокоррекционной работы
При
этом может идти работа как с самим
ребенком по коррекции его отдельных
психологических образований, так и с
условиями жизни, воспитания и обучения,
в которых находится ребенок.
29. Коррекционные технологии. Понятие. Виды. Содержание. Струкутура.
В классах компенсирующего обучения часто находятся дети со слабым физическим здоровьем, а также имеющие легкие отклонения в нервно - психической сфере, а именно, соматическую ослабленность, астенические и невроподобные состояния. Эти факторы лишают ребенка возможности постоянного психического напряжения, необходимого для устойчивой познавательной работы
Проблема коррекционно - развивающего обучения имеет в виду два пути воздействия на ребенка – прямой характер учебной работы и косвенный, где подразумевается гармоническое развитие физического, эмоционального и интеллектуального уровня ребенка.
Целью нетрадиционных методов и форм воздействия на нервно- психическое здоровье детей являются:
1.
Укрепление здоровья детей,
2.
Усиление эмоционального
3. Содействие познавательному и социальному развитию ребенка.
расширению кругозора, обучению общеучебным умениям;
усвоение правил поведения в общественных местах и на природе,
правила общения со взрослыми.
Проведение занятий по нетрадиционным методам и формам работы включает следующие аспекты: закаливание организма; тонизирующий точеный массаж; дыхательные упражнения; знакомство с методами аутогенных тренировок; психотерапевтические подвижные игры. В ходе работы дети знакомятся и усваивают десять заповедей Здоровья:
1. Относись к своему телу, как величайшему проявлению жизни.
2. Воздерживайся от всякой
3. Восстанавливай свой организм, правильно сочетая активность в деятельности и отдых.
4. Очищай свои клетки,ткани,
солнечными лучами.
5. Думай и говори спокойно, без отрицательных эмоций.
6. Посвяти свою жизнь любви и милосердию и ты будешь иметь близких родных и друзей.
7. вооружай себя знаниями, умениями, навыками о законах природы. Только вооруженный знаниями человек может быть свободным и независимым.
8. Будь справедливым, всегда относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
9. Будь воздержанным, избегай излишеств во всем.
10. Будь уверенным в себе, уверенность
приходит с опытом и знаниями.
30. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому
Психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:
В этой классификации, в основу которой положены классификации дизонтогенеза Г.Е.Сухаревой (1959) и Л.Каннера (1957), Лебединский счел целесообразным добавить как самостоятельные варианты задержанное, дефицитарное и дисгармоническое развитие.
Предлагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец, группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением различных функций: поврежденное и дефицитарное развитие.
Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.
Для психического дизонтогенеза по типу задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периода). При этом задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Парциальность поражения - с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, отличает задержанное развитие от стойкого психического недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.
Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое недоразвитие психики либо задержанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения.
Характерной моделью поврежденного развития является положительная деменция. При ее возникновении в относительно раннем детском возрасте характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых образований (лобных систем).
Особый
вид дизонтогенеза представляет
собой дефицитарное развитие, связанное
с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием
либо повреждением) отдельных анализаторных
систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного
аппарата, а также рядом инвалидизирующих
хронических соматических заболеваний.
31.
Повышенная тревожность:
основы коррекционной
работы с учетом
возрастных особенностей
клиента.
Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово "тревога" означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Авторы
книги "Эмоциональная устойчивость
школьника" Б. И. Кочубей и Е. В.
Новикова считают, что тревожность
развивается вследствие наличия
у ребенка внутреннего
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался".
Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо "неблаговидный" поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Психолог Е. Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.
Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.
Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе "достойной" школы, "перспективного" учителя. Озабоченность родителей передается и детям.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко
родители предъявляют ребенку
Чтобы
избежать пугающего внимания взрослых
или их критики, ребенок физически
и психически сдерживает свою внутреннюю
энергию. Он привыкает мелко и часто дышать,
голова его уходит в плечи, ребенок приобретает
привычку осторожно и незаметно выскальзывать
из комнаты. Все это отнюдь не способствует
развитию ребенка, реализации его творческих
способностей, мешает его общению со взрослыми
и детьми, поэтому родители тревожного
ребенка должны сделать все, чтобы заверить
его в своей любви (независимо от успехов),
в его компетентности в какой-либо области
(не бывает совсем неспособных детей).
32.
Страхи здоровых
людей: функции
и генез. Основы
коррекционной работы
со страхами с
учетом возрастных
и индивидуальных
особенностей клиента.
Человек
и его полноценное