Шпаргалка по "Психокоррекция"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 38 вопросов по психокоррекции.
1. Предмет и задачи курса «Основы психологической коррекции».
2. История возникновения психокоррекции.
3. Общее представление о психологической коррекции. Место психологической коррекции в работе практического психолога.
...
38. Основные этические принципы осуществления психокоррекционной работы

Работа содержит 1 файл

38 вопросов по психокоррекции -контрольная.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

       При этом может идти работа как с самим  ребенком по коррекции его отдельных  психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       29. Коррекционные технологии. Понятие. Виды. Содержание. Струкутура.

       В классах  компенсирующего обучения часто находятся дети со слабым физическим здоровьем, а также имеющие легкие отклонения в нервно - психической сфере, а именно, соматическую ослабленность, астенические и невроподобные состояния. Эти факторы лишают ребенка возможности постоянного психического напряжения, необходимого для устойчивой познавательной работы

       Проблема  коррекционно - развивающего обучения имеет в виду два пути воздействия  на ребенка – прямой характер учебной  работы и косвенный, где подразумевается  гармоническое развитие физического, эмоционального и интеллектуального уровня ребенка.

       Целью нетрадиционных методов и форм воздействия  на нервно- психическое здоровье детей  являются:

       1. Укрепление здоровья детей, повышение  их энергетического потенциала, профилактика заболеваний .

       2. Усиление эмоционального развития ребенка определяет в значительной степени его поведение, работоспособность. результат деятельности.

       3. Содействие познавательному и  социальному развитию ребенка.

       расширению  кругозора, обучению  общеучебным  умениям;

       усвоение  правил поведения в общественных местах и на природе,

       правила общения со взрослыми.

       Проведение  занятий по нетрадиционным методам  и формам работы включает следующие  аспекты: закаливание организма; тонизирующий точеный массаж; дыхательные упражнения; знакомство с методами аутогенных тренировок; психотерапевтические подвижные игры. В ходе работы дети знакомятся и усваивают десять заповедей Здоровья:

           1. Относись к своему телу, как   величайшему проявлению жизни.

           2. Воздерживайся от всякой ненатуральной, неживой пищи и стимулирующих напитков.

           3. Восстанавливай свой организм, правильно сочетая активность  в деятельности и отдых.

           4. Очищай свои клетки,ткани, кровь  - природой, чистым воздухом,

       солнечными  лучами.

           5. Думай и говори спокойно, без отрицательных эмоций.

           6. Посвяти свою жизнь любви  и милосердию и ты будешь  иметь близких родных и друзей.

           7. вооружай себя знаниями, умениями, навыками о законах природы.  Только вооруженный знаниями  человек может быть свободным  и независимым.

           8. Будь справедливым, всегда относись  к людям так, как ты хотел  бы, чтобы они относились к  тебе.

           9. Будь воздержанным, избегай излишеств  во всем.

           10. Будь уверенным в себе, уверенность  приходит с опытом и знаниями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       30. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому

       Психический дизонтогенез может быть представлен  следующими вариантами:

  1. недоразвитие;
  2. задержанное развитие;
  3. поврежденное развитие;
  4. дефицитарное развитие;
  5. искаженное развитие;
  6. дисгармоническое развитие.

       В этой классификации, в основу которой  положены классификации дизонтогенеза  Г.Е.Сухаревой (1959) и Л.Каннера (1957), Лебединский  счел целесообразным добавить как самостоятельные  варианты задержанное, дефицитарное и  дисгармоническое развитие.

       Предлагаемая  классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец, группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением различных функций: поврежденное и дефицитарное развитие.

       Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет  место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.

       Для психического дизонтогенеза по типу задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной  фиксацией на более ранних возрастных этапах.

       Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периода). При этом задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Парциальность поражения - с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, отличает задержанное развитие от стойкого психического недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.

       Поврежденное  развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные, натальные  и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое недоразвитие психики либо задержанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения.

       Характерной моделью поврежденного развития является положительная деменция. При  ее возникновении в относительно раннем детском возрасте характер дизонтогенеза  определяется сочетанием грубого повреждения  ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых образований (лобных систем).

       Особый  вид дизонтогенеза представляет собой дефицитарное развитие, связанное  с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием  либо повреждением) отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний.  

       31. Повышенная тревожность:  основы коррекционной  работы с учетом  возрастных особенностей  клиента. 

       Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово "тревога" означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

       Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

       Авторы  книги "Эмоциональная устойчивость школьника" Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность  развивается вследствие наличия  у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

       1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми  родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

       2. Неадекватными требованиями (чаще  всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.

       3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался".

       Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо "неблаговидный" поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

       Психолог  Е. Ю. Брель выявила и такую  закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

       Авторитарный  стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

       Существует  мнение, что учебная тревожность  начинает формироваться уже в  дошкольном возрасте. Этому могут  способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе "достойной" школы, "перспективного" учителя. Озабоченность родителей передается и детям.

       Работа  с тревожным ребенком сопряжена  с определенными трудностями  и, как правило, занимает достаточно длительное время.

       Специалисты рекомендуют проводить работу с  тревожными детьми в трех направлениях:

       1. Повышение самооценки.

       2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

       3. Снятие мышечного напряжения.

       Совершенно  очевидно, что ни один родитель не стремится  к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

       Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в  силах. Малыш не может понять, как  и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и  любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

       Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       32. Страхи здоровых  людей: функции  и генез. Основы  коррекционной работы  со страхами с  учетом возрастных  и индивидуальных  особенностей клиента. 

       Человек и его полноценное существование  неразрывно связано с большим  количеством разнообразных эмоций. Многие считают это главным отличием человеческих существ от млекопитающих высокого уровня, но это не совсем так. В основе богатой эмоциональности человека лежит как раз его особенная уязвимость и природная слабость, на защиту которой человеческий разум поставил все свои изобретения, достижения и эмоции в том числе.

Информация о работе Шпаргалка по "Психокоррекция"