Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 38 вопросов по психокоррекции.
1. Предмет и задачи курса «Основы психологической коррекции».
2. История возникновения психокоррекции.
3. Общее представление о психологической коррекции. Место психологической коррекции в работе практического психолога.
...
38. Основные этические принципы осуществления психокоррекционной работы
Третий критерий – непродуктивность деятельности. В этом случае человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Ему интересен только сам процесс (например, целыми днями рисует картины, но никому их не показывает, теряет). Сама деятельность не имеет смысла, и результат, продукт никому, иногда даже самому больному, не интересен и не нужен. Возможен и такой вариант непродуктивности, когда конкретная деятельность подменяется разговорами, планированием, обещаниями, но далее слов дело не идет. При этом всегда находятся причины, оправдания, позволяющие отложить реальные действия.
При
поведении, удовлетворяющем двум или трем
критериям одновременно, должен быть поставлен
вопрос о необходимости детального исследования,
проведения экспериментального патопсихологического
исследования и рекомендована консультация
врача. С этих позиций становится более
понятной психологическая оценка состояния
тех людей, которые, имея некоторые психические
особенности или отклонения, остаются,
например, продуктивны в своем творчестве.
Их деятельность кому-то кажется непродуктивной,
но они находятся в состоянии поиска решения
сложной задачи Их поведение не всегда
адекватно с общепринятой точки зрения,
но результат деятельности ошеломляет.
8. Основные модели объяснения отклонений.
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:
индивидуальные
отклонения, когда отдельный индивид
отвергает нормы своей
групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведеие члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.
Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.
Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Cpeди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах всех этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.
Из современных теорий самой разработанной считается теория В. Шелдона, который выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба).
В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости.
Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения может привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномии (состояние отсутствия норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.
Как
отмечал выдающийся социолог современности
Т. Парсонс, аномия - это "состояние,
при котором значительное число
индивидов находится в
Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институциональными средствами), с помощью которых эти цели осуществляются. Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам.
Чаще
всего нормы оправдания создаются
там и тогда, где и когда
происходит частое нарушение норм без
последующих санкций. Нормы оправдания
появляются, только если есть образец
нарушения, который признается и санкционируется
в одной из групп общества. Этот образец
и будет считаться нормой оправдания.
Например, социальные психологи Дж. Рубек
и Л. Спрей установили, что нормы богемной
субкультуры (свобода, раскованность,
возможность давать полную волю чувствам)
оправдывают любовные связи между женатыми
мужчинами и молодыми женщинами. Оправдание
самогонщика становится нормой оправдания,
если устанавливается стандарт группового
одобрения способов обхода государственных
ограничений на распространение спиртных
напитков. То же можно сказать и об оправдании
мелких спекулянтов в; группах, имеющих
возможность покупать у них какой-либо
дефицит. Как только подобные действия
становятся санкционированными группой,
оправдание теряет свои моральные запреты.
Следовательно, можно сказать, что нормы
оправдания являются полуинституционализированными
формами отклоняющегося поведения.
9. Принципы составления коррекционных программ и их типовая структура.
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы.
1.
Принцип системности
2.
Принцип единства коррекции и
диагностики. Этот принцип
3.
Принцип приоритетности
4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
5.
Принцип учета возрастно-
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
7.
Принцип активного привлечения
ближайшего социального
8.
Принцип опоры на разные
9.
Принцип программированного
10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.
11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
12.
Учет эмоциональной сложности
материала. Проводимые игры, занятия,
упражнения, предъявляемый материал
должны создавать
10. Диагностический блок коррекционной программы. Принципы сбора диагностического материала в коррекционных целях.
Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК (комиссии или консультации). Если ведущей задачей ПМПК является выявление отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута (т. е. задача дифференциальной диагностики), то в условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. [Прим.1] Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.
В качестве основных задач обследования детей с ЗПР в специальном детском саду можно назвать следующие:
· выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;
· выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
· определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;
· дифференциация сходных состояний на основе длительного динамического изучения особенностей эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка.
В период подготовки ребенка к школьному обучению перед специалистами встает еще одна важная задача обследования - определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.
При
всем многообразии пособий и материалов
по психолого-педагогической диагностике
дошкольников, в них не достаточно
полно рассматривается