Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
1.1 Развитие воображения как психолого-педагогическая проблема……….1
1.2 Сущностная характеристика театрализованных игр старших дошкольников…………………………………………………………………….9
1.3 Психолого-педагогические условия развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр……………………………15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………24
2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию воображения с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………33
2.3 Формирующий эксперимент………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 122.89 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8

Оценка уровня воображения в конце учебного года

 

Ф.И. ребёнка

Признаки

Общее количество баллов

№1

№2

№3

№4

№5

Маша Л.

1

1

1

1

2

6

Дима С.

1

2

1

2

1

7

Вади М.

2

0

1

1

2

6

Саша С.

2

0

1

1

2

6

Стас В.

2

2

1

2

2

8

Марина С.

1

2

1

0

1

5

Лена Д.

1

2

1

2

1

7

Полина О.

1

1

1

2

0

5

Антон К.

2

2

1

0

2

8

Ксюша Ш.

1

0

1

2

1

5

Оля В.

1

2

1

0

2

6

Коля П.

1

2

1

1

1

6

Алла Ж.

1

0

1

2

1

5

Рома С.

1

0

1

1

2

5

Данил Л.

2

0

1

2

1

6

Олег П.

2

1

1

2

2

8

Аня Б.

2

0

1

1

2

6

Костя Б.

1

2

1

1

0

5

Юля Б.

1

2

1

0

2

6

Ника П.

2

2

1

1

1

7

 

В результате проведенной диагностики с двадцатью детьми старшей группы в конце учебного года были получены следующие результаты:

  • средний уровень  воображения был выявлен у  18 человек (90 %);
  • высокий уровень  воображения составили 10 % детей, т.е.  2 человека от общего количества;
  • с  низким уровнем воображения – нет.

Следовательно, в данной группе после проведения формирующего эксперимента  преобладающее количество детей всё также   со средним уровнем развития воображения (90 %).

Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития воображения детей на конец учебного года, но и увидеть подъём уровня развития воображения в экспериментальной группе.

 

Таблица 9

Сравнительные результаты оценки уровня воображения

 

 

 

Имя ребёнка

Коэффициент развития воображения (в баллах)

 начало учебного года

конец учебного года

Маша Л.

4

6

Дима С.

4

6

Вади М.

5

5

Саша С.

2

6

Стас В.

4

5

Марина С.

5

7

Лена Д.

2

5

Полина О.

7

8

Антон К.

7

8

Ксюша Ш.

4

6

Оля В.

4

6

Коля П.

4

5

Алла Ж.

3

6

Рома С.

3

6

Данил Л.

5

6

Олег П.

5

6

Аня Б.

4

6

Костя Б.

3

6

Юля Б.

5

6

Ника П.

4

6


 

Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 25 %.

Проводимые в течение года игры и упражнения на развитие воображения позволили не только формировать эмоциональной отношение к деятельности, но и способствовали процессу развития воображения.

Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития воображения дошкольника.

Экспериментальная группа улучшила свои результаты.

(см. приложение 4,5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второму разделу

 

В ходе нашего практического исследования мы выявили следующее:

  1. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса занятий по развитию творческого воображения.
  2. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий дают вполне ощутимый положительный результат.

3. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 25%.

4. Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. Это мы могли наблюдать и в процессе нашей работы. Хотя детям давались задания только на развитие воображения, почти у всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. Конечно, все эти особенности отмечались у детей пока еще только на занятиях.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в результате нашего исследования мы пришли к следующим  выводам:

  1. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира. Деятельность педагога направлена прежде всего на формирование и развитие творческого воображения.
  2. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
  3. В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

4. С ростом общего уровня развития  ребенка возрастает роль самодеятельных  форм поведения. Творческая переработка  пережитых впечатлений, комбинирование  их и построение из них новой  действительности, отвечающей влечениям  самого ребенка может быть  реализована в ходе театрализованной  деятельности.

  1. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).

6. Театрализованная деятельность  представляет широкий спектр  средств для развития творческой  деятельности, в том числе игра-драматизация, театрализованные игры.

7. В ходе изучения психолого-педагогической  литературы и экспериментальной  работы нами были отобраны  те формы работы с детьми, в  которых целенаправленное руководство  взрослых не подавляет, а развивает  творческое воображение детей.

8. Исследования в виде формирующего  эксперимента позволяет с уверенностью  сказать, что разработанный комплекс  занятий эффективно влияет на  развитие творческого воображения  старших дошкольников. Специально  применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий  дают вполне ощутимый положительный  результат.

  1. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 30 %.

10. Но уже сейчас можно сказать,  что, развивая воображение, творческий  потенциал ребенка, мы затрагиваем  развитие личностных, индивидуальных  его особенностей, и мы должны  чутко улавливать такие особенности  каждого ребенка, строить все  воздействия с их учетом.

 

Список использованной литературы

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998. – 240 с.
  3. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – С.3.
  4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  6. Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. – М., 1956.
  7. Выготский Л.С. Психология искусства _ под ред. М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

 

  1. 17Доронова Т., Доронова Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» – М., 1997. – 27 с.
  2. 18Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО, 1996. – 197 с.
  3. 19Дъяченко О.М., Кириллова А.Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1980. - № 2. – С.107-114.

 

  1. Захарова Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1973. – 320 с.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.
  3. Кофман Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – с.69-72.
  4. Кудрявцева В., Сидельникова В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 9, 10. – С.52-59.
  5. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях // Руководство играми детей в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1986. – 140с.
  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.

 

  1. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
  2. Маханева М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С.6-14.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
  4. Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С.90-94.
  5. Петровский А.В. Воображение / Общая психология. – М., 1977.
  6. Петровский А.В. О психологии личности. – М.: Искусство, 1998. – 176 с.
  7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: МПУ, 1996. – 269 с.
  8. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
  9. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1990. – 224 с.
  10. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  11. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 1999. –336 с.
  12. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.
  13. Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – С.87-99.
  14. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Первушина И.М. Маленькие игры в большом счастье. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 224 с.
  15. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
  16. Шарагина Л.И. Логика воображения. – М., 2001.

Информация о работе Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр