Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
1.1 Развитие воображения как психолого-педагогическая проблема……….1
1.2 Сущностная характеристика театрализованных игр старших дошкольников…………………………………………………………………….9
1.3 Психолого-педагогические условия развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр……………………………15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………24
2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию воображения с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………33
2.3 Формирующий эксперимент………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 122.89 Кб (Скачать)

Повышенная  эмоциональность – важная отличительная  черта воображения дошкольника [26, с.284]. Придуманные персонажи приобретают  для ребенка личную значимость и  начинают жить в его сознании как  совершенно реальные.

Одной из наименее разработанных проблем  психологии воображения ребенка  является проблема психических механизмов творческого воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены  работы О.М. Дьяченко, в которых выяснились особенности воображения детей  разного возраста на материале решения  воображаемых задач [10].

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции –  познавательную и аффективную[28, с.302]. Основная задача познавательного воображения  – это воссоздание объективной  реальности, достраивание целостной  картины мира, получение новых  впечатлений. С помощью воображения  дети могут творчески овладеть схемами  и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения  направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить  себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных  победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют  эту функцию.

Классификация видов воображения, которую предложил  Л.М. Веккер, соответствует  по своей структуре основным уровням  представленности познавательных процессов:

  • сенсорно-перцептивное воображение;
  • словесно-логическое, выступающее как элемент мышления;
  • эмоциональное.

Воображение характеризуется  как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления.

Хотя  воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего  познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности [19, с.260].

Различают пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, сновидения, состояния полусна, или бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих образов в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами — тем, в каком состоянии находятся разные участки мозга. Иногда в содержании сновидений проявляются скрытые желания или опасения человека, неосознаваемые им во время бодрствования влияния со стороны внутренних органов. В какой-то мере отражаются в образах сновидений и внешние воздействия, но часто это отражение принимает причудливые формы.  

Активное  воображение направлено на решение  определенных задач.

В зависимости от характера этих задач  оно делится на два вида:

  1. воображение воссоздающее;
  2. воображение творческое [28, с.303].

Задачи  воссоздающего воображения состоят  в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению  или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем книги или  художественную литературу, смотрим  картины, мы представляем себе, то, что  описывается и показывается. Одно дело - понять содержание, уловить главную  мысль рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (эта - задачи мышления); совсем другое представить  в виде живых образов, как лежит  в кроватки младенец, и тянет ручки  к игрушке, как выглядят героя  романа, как бы очутиться самим  на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понятие - необходимая предпосылка  воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет  понимание, придает ему живость  и конкретность.

Может показаться странным, что воображение  требуется и при рассмотрении картины: там ведь все передано наглядно. Тем не менее, если не «вжиться» в  картину, не представить себе изображенный  на ней «кусок жизни» мы только скользнем  по ней глазами, ничего не почувствовав.

Сложность задач, возникающих  перед воображением, зависит от характера  сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить - от того, насколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.

Представления воссоздающего  воображения различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям, задачи в  значительной мере определяется жизненным  опытом человека, накопленным им раньше запасом представлений. Ведь это  резервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе море человек, который видел воду только льющейся из крана. Определяется оно  и уровнем понимания тех описаний и изображений, по которым создаются  представления.

Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение  окрашено чувствами.

Задачи творческого воображения  состоят в определении возможных  результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярков  виде творческое воображение проявляется  в труде художников, писателей, артистов и т.д. Но творческое воображение  необходимо и каждому человеку.

В творческом воображении мы создаем  представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаются эти представления  по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений  творческого воображения - это степень  новизны, непохожести на то, что уже  было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное  воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого  воображения и различия по яркости  представлений. Результаты творческого  воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую  они обслуживают [9].

В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в  тесной взаимосвязи с развитием  всех психических процессов и  прежде всего с развитием творческого  воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов).

Исследуя  особенности детского воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения  во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей  фантазии, то есть это воображение  достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка  «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые  присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого» [6, с.28].

Становление детского воображения подчиняется  общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности  и, по мнению Л.С. Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества. Исследователи отмечают тот факт, что творческое воображение в  своем развитии постепенно переходит  из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию логически аргументированному.

Анализируя  механизмы продуктивного воображения, Л.С. Выготский отмечал, что уже  в раннем возрасте мы находим у  детей творческие процессы, которые  всего лучше выражаются в играх  детей [5, с.5].  Игра ребенка не простое  воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них  новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей  к сочинительству является такой  же деятельностью воображения, как  и игра [5, с.7].

Процесс творческого воображения изучался также А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дьяченко и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение  связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой  ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных  способов.

Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется  новый тип деятельности – творческий. Своеобразие этой деятельности в  том, что создается возможность  идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.

А.А. Люблинская  доказывает, что воображение  старших дошкольников приобретает  все более активный и творческий характер, и поэтому развивается  способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, то есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет  его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей  творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные  образы.

В исследованиях А.В. Петровского, О.М. Дьяченко выделены два вида воображения  – активное и пассивное. Активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое. Для участия в  творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо  творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.

А.В. Петровский дает следующее определение: «Творческое воображение, в отличие  от воссоздающего, предполагает самостоятельное  создание новых образов, которые  реализуются в оригинальных и  ценных продуктах деятельности» [21, с.345].

Проблема  развития воображения и творчества всесторонне исследовалась в  Институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук как развитие творческих способностей в познавательной, интеллектуальной и эмоционально-волевой  сфере (А.А. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, Т.А. Репина, О.М. Дъяченко), развитие воображения в игре (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Р.И. Жуковская), формирование творчества в разных видах  художественной деятельности (Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Т. Казакова, О.С. Ушакова).

В.В. Давыдов считал, что живопись, музыка и поэзия – это виды единого  процесса эстетического освоения действительности, и все они связаны с развитием  воображения, универсальной способности  по отношению к любой деятельности.

Исследования  Е.Е. Кравцовой, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцевой  включают изучение психологических  закономерностей развития воображения (возможность «схватывать» целое  раньше части и переносить черты  одного объекта реальности на другой). Развитие этих особенностей у дошкольников рассматривалось на материале изучения различных видов деятельности, в  том числе художественной.

Большинство отечественных психологов подчеркивают образный характер творческих процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец  и др.). О.М. Дьяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих  действенный, преобразующий характер:

  1. типизация (создание целостного образа синтетического характера);
  2. комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов реальности);
  3. акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов);
  4. преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
  5. конструкция (создание целого по части);
  6. агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности);
  7. уподобление (использование аллегорий и символов) [9, с.55].

В работах Л.А. Венгера  и его сотрудников были выделены особые действия наглядного моделирования, которые опосредованно выступают  как общие познавательные способности, формирующиеся в дошкольном возрасте.

В исследовании О.М. Дьяченко на основе модификацированного  варианта методики Е.П. Торренса были разработаны  задания, выполняя которые ребенок  подчинял свое воображение определенной задаче (методика «Дорисовывание фигур»). В качестве основного показателя успешности выполнения задания был  взят коэффициент оригинальности (КО). В исследовании доказано, что развитие воображения стимулирует выполнение творческих заданий, а противоречия, которые обеспечивают саморазвитие воображения, зарождаются и разрешаются  в деятельности. Она анализировала  две линии становления творческих способностей. Первая связана со спецификой деятельности, а вторая с овладением средствами художественной выразительности, необходимыми для самостоятельности  и вариативности их использования [26, с.289].

Выявление особенности структуры воображения  ребенка-дошкольника показали связь  развития воображения с развитием  личности ребенка и помогли разработать  психолого-педагогические условия  развития творческого воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущностная характеристика театрализованных игр                             дошкольников

Роль театрализованных игр в развитии творческого воображения отмечают зарубежные и отечественные психологи.

Значение театрализованной игры для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе.

Информация о работе Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр