Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа
Проблема развития воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
1.1 Развитие воображения как психолого-педагогическая проблема……….1
1.2 Сущностная характеристика театрализованных игр старших дошкольников…………………………………………………………………….9
1.3 Психолого-педагогические условия развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр……………………………15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………24
2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию воображения с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………33
2.3 Формирующий эксперимент………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И
ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Выполнил (а): студентка заочного отделения
группы 3С-Вт-031000-51
Ларионова А.В.
Костина Нина Михайловна
Ижевск
2011
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы
развития
1.1 Развитие воображения как
психолого-педагогическая
1.2 Сущностная
характеристика театрализованных игр старших дошкольников………………………………………………
1.3 Психолого-педагогические условия развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр……………………………15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………24
2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию
воображения с детьми старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.3
Формирующий эксперимент………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Приложения
Введение
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Дошкольный
возраст - важный период в жизни человека.
В возрасте от 3 до 7 лет закладываются
основы будущей личности, формируются
предпосылки физического, умственного,
нравственного развития ребёнка.
Углубленное изучение особенностей дошкольного
детства привело учёных к выводу, что на
каждом возрастном этапе по ходу освоения
детьми разных видов деятельности складывается
как бы определённая «надстройка», занимающая
своё место в структуре целостной личности.
С каждой такой «надстройкой» формируются
психические свойства и способности, необходимые
не только для перехода к следующему этапу,
но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее
значение. Недостроенный «нижний этаж»
- плохая опора для следующего.
Воображение, как психический процесс,
традиционно связывается с
Проблема развития воображения школьников
является актуальной в современном мире.
Социально-экономические преобразования
в обществе диктуют необходимость формирования
творчески активной личности, обладающей
способностью нестандартно решать новые
жизненные проблемы. В связи с этим перед
современной школой встает важная задача
развития творческого потенциала подрастающего
поколения.
Проблемой развития воображения занимались
такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий,
Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн,
Д.Б. Эльконин. Однако в педагогической
психологии вопросы, непосредственно
связанные с определением влияния театрализованных
игр на развитие воображения у дошкольников,
мало разработаны. Это и послужило основанием
для выбора темы исследования.
Актуальность темы театрализованной игры определяется следующими показателями:
Объект исследования - воображение старших дошкольников.
Предмет исследования – театрализованная игра как средство развития воображения старших дошкольников.
Цель данной работы – выделить психолого-педагогические условия, способствующие развитию воображения старших дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы сформулировали следующие задачи:
Гипотеза - если в работе с детьми старшего дошкольного возраста использовать театрализованную игру, то развитие воображения произойдет быстрее и эффективнее.
1.1 Развитие воображения как психолого-педагогическая проблема
В психической жизни
ребёнка исключительно важную роль
играет воображение. Воображение детей
проявляется настолько ярко и
интенсивно, что многие психологи
рассматривали его как
Философ
Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение
как первоначальный и высший познающий
и комбинирующий разум
В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач [17].
Создатель
психоанализа З. Фрейд рассматривал
воображение как первичную, изначальную
форму детского сознания. Принцип
удовольствия, который господствует
в раннем детстве, находит свое отражение
в фантазиях и грезах ребенка.
Согласно Фрейду сознание ребенка до
определенного возраста свободно от
реальности и только обслуживает
его желания чувственные
Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней [26, с.282].
Cогласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:
Однако
трудно представить, а тем более
доказать, что миражное построение,
мечта является более первичной
формой, чем мышление, направленное
на реальность. Наблюдения показывают,
что у ребенка в самом раннем
возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным
получением удовольствия, а с реальным
удовлетворением его
Недоказанной
также остается «невербальность» детской
фантазии. На самом деле, как подчеркивал
Л.С. Выготский, мощный шаг в развитии
воображения совершается в
Достаточно
сложен вопрос о богатстве детского
воображения. Существует мнение, что
воображение ребенка гораздо
богаче воображения взрослого
Но
все эти фантастические комбинации
построены на основе реального опыта
детей, на том, что они уже знают
[26, с.283]. А так как знают они
мало и их жизненный опыт гораздо
беднее, чем у взрослых, то материала
для воображения у них меньше.
Ребенок может вообразить себе меньше,
чем взрослый. Его фантазии ограничены
его бедными представлениями
о жизни и примитивным
И все-таки воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности [19, с.260]. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и прочее. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, не словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разное волшебство. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез бояться Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» – вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.
Информация о работе Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр