Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
1.1 Развитие воображения как психолого-педагогическая проблема……….1
1.2 Сущностная характеристика театрализованных игр старших дошкольников…………………………………………………………………….9
1.3 Психолого-педагогические условия развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр……………………………15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………24
2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию воображения с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………33
2.3 Формирующий эксперимент………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 122.89 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ  Р.Ф.

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ  ПЕДАГОГИКИ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Развитие воображения  старших дошкольников в процессе театрализованных игр

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а): студентка заочного отделения

группы 3С-Вт-031000-51

Ларионова А.В.

 

                                                        Проверил (а): доцент кафедры педагогики и педагогической психологии

 Костина  Нина Михайловна           

 

 

Ижевск 

2011

 

Содержание

Введение 

Глава 1   Теоретические основы проблемы развития                                                            воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр

1.1 Развитие воображения как  психолого-педагогическая проблема……….1

1.2 Сущностная  характеристика театрализованных игр старших дошкольников…………………………………………………………………….9

1.3 Психолого-педагогические условия развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр……………………………15

Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр

2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………24

2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию воображения с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………33

2.3 Формирующий эксперимент………………………………………………43

Заключение……………………………………………………………………..51

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Каков ребенок  в игре, таков во многом он будет  в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

                                                                                                     А.С.Макаренко.

 

Дошкольный  возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются  основы будущей личности, формируются  предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.  
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённая «надстройка», занимающая своё место в структуре целостной личности. С каждой такой «надстройкой» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему этапу, но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» - плохая опора для следующего.

Воображение, как психический процесс, традиционно связывается с творческой деятельностью, понимаемой как созидание  нового, оригинального. Сущность творческой деятельности у И. Канта воплощается  в формах продуктивного воображения. Отдельные способности не носят, согласно Канту, творческого характера. Только синтетическое единство созерцания и мышления представляет собой творчество и реализуется в воображении. Последнее есть синтетическое единство сознательной и бессознательной  деятельности

Проблема развития воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.  
Проблемой развития воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с определением влияния театрализованных игр на развитие воображения у дошкольников, мало разработаны. Это и послужило основанием для выбора темы исследования.

Актуальность темы театрализованной игры определяется следующими показателями:

  1. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;
  2. С театрализованными играми тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
  3. Театрализованные игры является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
  4. Театрализованные игры также позволяет формировать опыт социальных навыков социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Объект  исследования - воображение старших дошкольников.

 Предмет исследования – театрализованная игра как средство развития воображения старших дошкольников.

 Цель данной работы – выделить психолого-педагогические условия, способствующие развитию воображения старших дошкольников.

В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования мы сформулировали следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить психолого-педагогические условия, способствующие развитию воображения старших дошкольников.
  3. Разработать и реализовать в процессе театрализованных игр комплекс игр и упражнений, базирующихся на психолого-педагогических условиях развития воображения старших дошкольников.

 

Гипотеза - если в работе с детьми старшего дошкольного возраста использовать театрализованную игру, то развитие воображения произойдет быстрее и эффективнее.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр

1.1 Развитие  воображения как психолого-педагогическая проблема

В психической жизни  ребёнка исключительно важную роль играет воображение. Воображение детей  проявляется настолько ярко и  интенсивно, что многие психологи  рассматривали его как изначально заданную способность, которая с  годами теряет свою силу. Вместе с тем  проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор  является одной из наименее разработанных  и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно  определить как способность к  перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной  особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое  воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или  внутреннего плана действий [19, с.260]. Возможность построения нового, воображаемого  мира ребенком разные психологи объясняли  по-разному.

Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение  как первоначальный и высший познающий  и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально  – «разум воображения», диалектическая логика воображения – и противопоставляет  его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.

В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза  чувственного и рационального, особенность  которого и заключается в его  субъективности. Роль воображения в  процессе творческого познания можно  определить как один из способов использования  имеющихся у человека знаний для  получения новых знаний, как перенос  знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены  для решения познавательных задач [17].

Создатель психоанализа З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную  форму детского сознания. Принцип  удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение  в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает  его желания чувственные тенденции [26, с.281].

Примерно  ту же позицию продолжает и развивает  Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм  есть переходная ступень от воображения  к реалистическому мышлению. Чем  младше ребенок, тем более его  мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем  возрасте ребенок начинает учитывать  реальность и приспосабливаться  к ней [26, с.282].

         Cогласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:

  1. подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);
  2. направлено на собственное удовольствие, а не реальную деятельность в окружающей действительности;
  3. является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Однако  трудно представить, а тем более  доказать, что миражное построение, мечта является более первичной  формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения показывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным  получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ребенок не испытывает галлюцинаторное удовольствие от воображаемой пищи. Удовольствие ребенка  неразрывно связано с реальной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве  лежит через реальность, а не через  уход от нее [27, с.171].

Недоказанной  также остается «невербальность» детской  фантазии. На самом деле, как подчеркивал  Л.С. Выготский, мощный шаг в развитии воображения совершается в связи  с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения  ребенка. Речь освобождает ребенка  от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений  о предмете; именно речь дает ребенку  возможность представить себе тот  или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать  его. Ребенок может выражать словами  то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему  возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами [27, с.176]. Таким образом, главным средством  воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным  благодаря речи и развивается  вместе с ней. Следовательно, оно  является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.

Достаточно  сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что  воображение ребенка гораздо  богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они  сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские  фантазии, так или иначе, заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из тог, с  чем они встречались в своей  реальной жизни. Новое объединение  и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий  с одних персонажей на другие создают  фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.

Но  все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта  детей, на том, что они уже знают [26, с.283]. А так как знают они  мало и их жизненный опыт гораздо  беднее, чем у взрослых, то материала  для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями  о жизни и примитивным жизненным  опытом. Значит, воображение ребенка  никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

И все-таки воображение играет в жизни  ребенка большую роль, чем в  жизни взрослого. Оно проявляется  гораздо чаще и допускает значительно  более легкий «отлет» от действительности [19, с.260].  И главное – дети верят  в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них  столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми  событиями, для них совершенно реальны  и значительно сильнее, чем у  взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать  пути спасения зайчика от хитрой лисы и прочее. То, что происходит в  воображаемом пространстве (в сказке, не словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и  сознание ребенка разных придуманных  персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разное волшебство. Эти персонажи  становятся для ребенка живыми и  совершенно реальными. Дети всерьез  бояться  Бабу Ягу и ждут  добрую фею. Жестокие шутки старших детей  на улице: «Баба Яга летит!» – вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх  воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

Информация о работе Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр